додому Історія політичних рухів ТЕОРИЯ «КУЛЬТУРНОГО МАРКСИЗМА». ОТВЕТ СОЦИОЛОГОВ

ТЕОРИЯ «КУЛЬТУРНОГО МАРКСИЗМА». ОТВЕТ СОЦИОЛОГОВ

190

Среди правых довольно распространено убеждение, что американская система высшего образования захвачена пресловутыми “культурными марксистами” (что бы это ни значило), которые массово индоктринируют студентов. Правда, надо отметить, что идея совсем не новая.

На первый взгляд, эта теория вполне оправдана: университетские преподаватели действительно в среднем более левые, чем население страны. По опросу Higher Education Research Institute аж 62% педагогов считают себе либералами или крайне левыми и только 12% – консерваторами или крайне правыми. Согласно другому исследованию, соотношение сторонников Демократической и Республиканской партии среди профессуры примерно 8,5 к 1. Особенно это заметно в гуманитарной сфере. Не буду погружаться в причины этого (вроде теории самоотборадискриминации против консерваторов или дрейфа из-за горизонтальных связей), просто зафиксируем это как факт.

Вторая важная часть это студенты и выпускники. И они тоже в целом более левые: в 2016 году среди избирателей с высшим образованием 52% проголосовали за Хиллари Клинтон и 43% за Дональда Трампа. В 2020 разрыв стал еще сильнее.

Казалось бы, ответ очевиден, левая профессура промывает мозги своим студентам, превращая их в либералов и социалистов. Проблема только в том, что, во-первых, будущее студенты с большей вероятностью являются левыми до поступления, а во-вторых, большинство первокурсников уже четко разделены на левых и правых.

Логичнее сопоставлять студентов не со всем населением, а с теми, кто имеет похожее социально-экономическое происхождение. Это и сделали ученые, сравнив братьев и сестер с высшим образованием и без. Они обнаружили, что университет почти никак не повлиял на политические взгляды. В рамках другого исследования опросили 6500 студентов в 38 ВУЗах на первом и последнем курсе обучения.

27% полевели, 14% поправели, у 57% взгляды не изменились. При этом соотношение либеральных и консервативных преподавателей в университетах не оказывало никакого влияния. Социолог Нил Гросс в книге Professors and Their Politics показал, что студенты, которые больше всего общались с преподавателями, стали более умеренными (левые поправели, правые полевели).

Почему же теория об индоктринации так популярна? Одно из объяснений заключается в том, что раньше она работала: в период с 1940 по 1970 действительно была сильная связь между высшим образованием и либеральными политическими взглядами. Но эта связь сильно ослабеваетпоследние 50 лет. Возможно, потому что сейчас студенты имеют доступ к обширной политической информации, формирующей их взгляды еще до поступления в университет.

Это не значит, что высшее образование не имеет никакого влияния. Выпускники более политически активны и информированы. И хотя университеты особо не меняют политические взгляды, студенты больше поддерживают гражданские свободы и гендерное равенство, но не менее религиозны.

Но даже эти изменения больше связаны не с преподавателями, а с влиянием других студентов. Вовлеченность в студенческие клубы и организации является лучшим показателем изменения политических взглядов.

Быть может, преподаватели пытаются повлиять на своих студентов, но у них не получается? Многие студенты действительно считают, что их учат люди с явными политическими взглядами и в экспериментальной обстановке способны определить эти взгляды. Но при этом они считают профессоров более умеренными, чем те характеризуют себя, т. е. преподаватели больше скрывают свои взгляды.

Они могли бы навязывать свою позицию посредством оценок, наказывая консерваторов, но не делают этого. При прочих равных левые и правые получают одинаковые оценки.

Ну и можно ведь спросить самих студентов: по опросу 2017 года, 91,7% либеральных студентов сказали, что довольны университетом. Среди консерваторов довольных меньше. На 1 процент (90,7%).

Но даже если теория индоктринации неверна, это не значит, что она безвредна. Напротив, она сильно подрывает веру в университеты. Опрос 2019 года показал, что только 33% республиканцев согласны с тем, что университеты вносят положительный вклад в развитие страны. В 2015 году таких было 54%. Во многом это связано с убеждением, что в университете продвигают политику, которого придерживаются 79% республиканцев.

В результате университеты становятся еще одной темой партийного противостояния: демократы защищают и поощряют их, а республиканцы угрожают их автономии, режут финансирование государственным ВУЗам и критикуют профессуру.

Но даже если левые преподаватели не промывают мозги своим студентам, это не значит, что их доминирование не является проблемой. В университетах должны быть представлены разные политические позиции, исследовательские программы и подходы, способствующее более многостороннему исследованию и образованию.

Автор – телеграм-канал One Big Union

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я