додому Філософія НОВАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: Диего Фузаро, Италия. О пробуждении критического духа философии

НОВАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: Диего Фузаро, Италия. О пробуждении критического духа философии

24

Философия исчезла в университетах окончательно. Хуже того, она слилась с главной тенденцией существования университетов — быть сторожевыми псами государства и власти. Но, к счастью, появляются ростки подлинной философии, которые — надеюсь — станут провозвестниками нового философского ренессанса.

На мой взгляд, отличным примером такого философа является Джорджио Агамбен — плодотворное исключение из обезоруживающей панорамы интеллектуалов, — который сумел поддержать критику и осудить авторитарный и биоталитарный дрейф в планетарном масштабе. В своей ценной книге об эпидемии как политике Агамбен продемонстрировал: то, что мы переживаем, отнюдь не временная чрезвычайная ситуация в области здравоохранения, а начало нового политического, социального и экономического устройства будущего.

Более того, я твердо уверен, что то, как гневно настроенные интеллектуалы возмущаются и высказываются против Агамбена, является еще одним доказательством обоснованности его тезисов против нового биополитического режима. Большинство продолжает ссылаться на медико-научный дискурс, обвиняя Агамбена в том, что он не врач и не ученый: они еще не поняли, что вопрос, который скрывается за медико-научным дискурсом, является прежде всего социальным и политическим.

Насколько мне известно, никто не исследовал суть тезисов Агамбена, пытаясь опровергнуть их: короче говоря, тезис Агамбена состоит в том, что мы сталкиваемся с эпохальной трансформацией парадигмы (трансформация, основанная на чрезвычайной ситуации, превращается в новую норму) и на чрезвычайных мерах, которые сами по себе также имеют тенденцию превращаться в новую норму. Медико-научный нарратив помещен в эти рамки как режим истины, способный оправдать происходящие социальные, политические и экономические преобразования.

Агамбен лучше, чем кто-либо другой, понимает, что мы находимся посреди авторитарной и глобальной реорганизации капиталистического способа производства, или, как он любит говорить, «способа управления вещами и людьми». Зеленая карта — это не что иное, как реализация этого авторитарного дрейфа, который дискриминирует тех, у кого ее нет, и превращает тех, у кого она есть, в субъект тотального и потенциально тоталитарного биополитического контроля.

Подобно социальному дистанцированию, которое представляет собой фундаментальный организационный принцип новой модели общества, зеленой карте суждено остаться в качестве прочной фигуры нового капитализма в целостном биополитическом контроле и сыграть свою роль в сокращении граждан до контролируемых и наказываемых субъектов.

Я убежден, что все происходящее касается каждого, кто выступает хранителем философии. Не только философы, но и философия в целом сейчас находится на фундаментальном перекрестке: либо полностью перейти к целостному оспариванию нового техно-санитарного порядка, критике и борьбе с его основами и проявлениями, и тем самым прийти к старому союзу критической теории и практики обращения вспять; или вернуться в обширный (и уже хорошо известный) круг защитников статус-кво, с его телевидением, прайм-таймом и полностраничными интервью в корпоративных газетах космополитических боссов.

Это вовсе не социальный вопрос (хотя и он тоже). Это вопрос о будущем человека как мыслящего, рефлексирующего существа — либо на его защиту встанет философия, либо этот век станет последним для человека разумного, чьей участью будет превращение в винтик постгуманистической цивилизации.

Диего Фузаро, итальянский философ

Diego Fusaro Sul risveglio dello spirito critico della filosofia. Ilfattoquotidiano, 3.08.2021

Перевод: Олесь Манюк (кандидат философских наук, консультант по опережающим исследованиям Jansen Capital Management)

Источник: Huxley

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я