додому Економіка Проблеск надежды

Проблеск надежды

144

Киев. 06 апреля 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). Отдельные улучшения на мировом металлорынке позволяют надеяться на прекращение спада, наблюдавшегося на нем в последние полгода, а также на некоторое восстановление экспорта металла из Украины. Но последнее по-прежнему сдерживается политическим и экономическим кризисом в стране, который разрушил отлаженные производственные цепочки.

Весной-2015 на внешних металлорынках сохраняется общая слабость. Однако есть и положительные штрихи, которые закладывают основу для улучшений в будущем. Иллюстрацией этому может служить мартовская динамика в нише сортового проката, ключевым событием которой стал рост цен на сорт из Китая.

Сортовые ожидания

Эксперты сообщают, что если в последние месяцы металлурги КНР играли на стоимостное понижение, то в конце марта объявили о резком подъеме экспортных сортовых котировок. Это связано с началом строительного сезона, но в основном – с ужесточением экологических требований в металлургии Поднебесной. Так, некоторым метпредприятиям северо-восточной провинции Хэбэй (обеспечивающей около 20% национального металлопроизводства) рекомендовано приостановить работу на 1-2 недели для оценки их воздействия на окружающую среду. На таком фоне экспортеры сорта подняли цены сразу на 25-40 долл./тонн. Например, китайская катанка с микродобавками хрома подорожала до 370-380 долл./тонн FOB, арматура – более чем до 400 долл./тонн CFR, заготовка – до уровня 380 долл./тонн FOB при поставках в Юго-Восточную Азию (ЮВА).

Операторы указывают на ограниченность “экологического” фактора и сомневаются, что он спровоцирует заметное ценовое укрепление даже в рамках дальневосточного рыночного региона. Тем не менее китайское подорожание уже возымело позитивный эффект для сортового экспорта из Украины. Теперь он снова пользуется спросом в Северной и Западной Африке, где до этого доминировали китайцы. Цены на отечественный сорт при этом повысились на 5-10 долл./тонн, до 400-410 долл./тонн FOB, говорят участники рынка. Есть в регионе интерес и к украинской сортовой заготовке.

В целом же спрос в MENA остается невысоким ввиду недостаточной активности потребителей, насыщенности предложения региональными производителями (как из Турции, так и собственными в странах потребления), а также политсобытиями в Йемене – традиционно крупном металлоимпортере. Добавим к этому ослабление внутреннего спроса в Турции, что вызвано нынешней волатильностью ее экономики в целом и валютного рынка в частности, констатирует отраслевой аналитик Владимир Пиковский. На турецком рынке заготовка из СНГ предлагается по 360-365 долл./тонн FOB, и это по-прежнему дороже внутреннего предложения (345 долл./тонн FOB и менее), хотя разница сократилась. Она может стать еще меньше в апреле, когда в Турции ожидается некоторое подорожание стального лома – сырья для производства заготовки в этой стране.

Рост себестоимости турецкой заготовки привел к укреплению сбытовых позиций полуфабрикатов и сорта из Украины и в Египте, который остается самым рентабельным экспортным направлением в MENA. В стране разворачивается широкая программа жилищного и инфраструктурного строительства, причем из-за дороговизны и дефицита электроэнергии и природного газа местные компании ориентируются на импорт сорта. Однако сделки на данном направлении сильно сдерживаются нехваткой инвалюты на внутреннем рынке. Каир рассчитывает привлечь дополнительные валютные средства в Саудовской Аравии, уже оказывающей существенную финансовую помощь египетским властям, а также вывести на мировые рынки гособлигации на несколько сотен миллионов долларов. В прошлом году металлопотребление в Египте снова превысило 8,5 млн тонн, а к 2020 году приблизится к 12 млн тонн.

Спад конкурентоспособности турецкой заготовки приоткрыл для СНГ также сортовые рынки Латинской Америки, где позиции Турции традиционно сильны. По словам представителя аналитической группы Metal Bulletin Брайна Левича, сюда отмечены поставки достаточно заметных партий сортовой заготовки. Регион и в целом остается перспективным для сбыта: в 2014 видимое потребление готовой метпродукции в Латинской Америке и Карибском бассейне выросло на 1%, до 69,5 млн. Наибольший рост зафиксирован в Перу (плюс 24%, почти до 2,9 млн тонн), Колумбии (плюс 21%, до 4,3 млн тонн), Мексике (плюс 12%, до 22 млн тонн). В то же время в Венесуэле, Эквадоре и Чили отмечено снижение на 36% (до 1,8 млн тонн), 13% (до 1,6 млн тонн) и 5% (до 2,7 млн тонн) соответственно. А такой крупный потребитель, как Бразилия, уменьшил спрос на 7%, до 23,2 млн тонн.

Наконец, несколько улучшилась для отечественных экспортеров сорта и обстановка на европейских рынках: тут отчетливо заметно сезонное расширение спроса, особенно в Германии, Польше и вообще в Центральной Европе. К тому же в Евросоюзе тоже ожидается рост цен на лом, а это уже влияет на сортовые котировки местных производителей. Среди факторов, негативных для поставок в регион и для роста цен, – высокая конкуренция с участием как металлургов ЕС, так и Беларуси, России. Поэтому стоимость арматуры и катанки в регионе остается на уровне не выше 430 евро/тонн CPT, а катанка из СНГ предлагается примерно по 400-420 евро/тонн DAP (белорусская – всего по 360-370 евро/тонн DAP граница Польши).

Специалисты резюмируют, что в целом по миру отмечается сезонная активизация потребления сорта, но предложение по-прежнему превышает спрос, в строительной отрасли многих стран продолжается депрессия, и вряд ли можно предполагать значительный рост спроса в течение года.

Что с листом?

А вот в сегменте листа заметно продолжение понижательного стоимостного тренда, что во многом связано с дальнейшим удешевлением железной руды, а также коксующегося угля. Так, Китай в марте снова оказался слабым звеном глобального рынка листового проката: ослабление цен на железорудное сырье и сохраняющаяся слабость экспортного спроса (в том числе ввиду крупных складских запасов потребителей) привели к новым стоимостным уступкам поставщиков. Некоторые метзаводы КНР опустили котировки на горячекатаные рулоны и толстолистовую сталь до 365-370 долл./тонн FOB при поставках в Индию и Вьетнам, а нижняя граница цен на холоднокатаный рулон сдвинулась до менее чем 440 долл./тонн FOB. Это созвучно и с общей стоимостной ситуацией в ЮВА: японские, южнокорейские, тайваньские металлурги продолжают понемногу ослаблять сбытовые цены.

С другой стороны, ближе к концу марта на спотовом рынке листа в Поднебесной наметилось подорожание вследствие сезонного роста деловой активности (в частности, в стройиндустрии северо-восточных провинций) и все тех же экологических ограничений. Пока что они коснулись только сортовых мощностей, но ожидается их распространение и на другие сегменты.

На таком важном рынке, как Турция, спрос на лист продолжает оставаться низким, и здесь потребители также сохраняют значительные складские запасы в ожидании дальнейшего удешевления и стабилизации лиры, курс которой в марте заметно колебался. В.Пиковский отмечает, что в такой обстановке украинским поставщикам удается предлагать свой г/к рулон дешевле российского в среднем на 10 долл./тонн, по 370-380 долл./тонн FOB. В нише х/к рулона разницы между ценами на товар из РФ и Украины практически нет, они находятся в пределах 460-470 долл./тонн FOB, что оценивается как ценовое дно (особенно в свете прогнозируемого укрепления лиры, которое позволит импортерам поднимать котировки).

Евро к концу марта тоже подросло, приблизившись к отметке 1,1 долл./евро, и это немного улучшило положение поставщиков из СНГ. Б.Левич сообщает о постепенном возобновлении интереса к отечественному г/к листу, который дешевле российского и предлагается по 375-390 евро/тонн CFR/DAP. Для сравнения, китайский г/к рулон в Европе стоит примерно 380 евро/тонн CFR, но большинство покупателей отказываются от него из-за длительных сроков поставки. В Германии и Центральной Европе локальные продуценты неизменно предлагают такой рулон по 400-410 евро/тонн EXW. Из неблагоприятных факторов, как и в случае сорта, выделим жесткую конкуренцию и стоимостные войны между поставщиками, что удерживает рынок от возможного подорожания. Для справки, в минувшем году общее металлопотребление в ЕС выросло почти на 3%, до 143 млн тонн.

Склонны к дальнейшему сокращению цены на лист и в других регионах планеты, например, в Северной Америке, где они не стабилизировались даже на фоне спада предложения. Вместе с тем в целом по миру на ближайшие месяцы эксперты прогнозируют замедление ценового снижения с возможной последующей стабилизацией. Это может стать частью общего выравнивания положения на мировых металлорынках, что допускается уже весной. В числе ключевых факторов – уменьшение производства и экспорта китайцами, в том числе благодаря реальным мерам по закрытию избыточных или устаревших сталелитейных и прокатных мощностей (наряду с перспективой дальнейшего роста внутреннего спроса в ущерб экспорту).

Эффекты для Украины

Как можно заметить, несмотря на общую слабость, на внешних металлорынках есть позитивные для чермета Украины сигналы. Но способность ими воспользоваться определяется внутренней обстановкой в стране – нарушением отработанных производственных цепочек, финансовой дестабилизацией, общим экономическим кризисом. Кроме того, металлурги испытывают дефицит кокса из-за обвала угледобычи и прекращения поставок на “большую землю” с территорий, не подконтрольных Киеву. Загрузка отечественных коксохимов не превышает 45%, вследствие чего ограничивают работу основных мощностей такие предприятия, как “АрселорМиттал Кривой Рог” и Днепровский МК им. Дзержинского.

Немаловажным плюсом для отрасли стало достигнутое военное перемирие, которое позволило начать запуск ранее остановленных мощностей на неподконтрольных территориях и несколько стабилизировать работу “прифронтовых” мариупольских меткомпаний. В марте после 1,5-месячного перерыва возобновил производство ЕМЗ, где уже действуют аглофабрика и обе домны, и, соответственно, выпускаются полуфабрикаты. На апрель намечен запуск прокатных станов в Енакиево и на Макеевском МЗ. “Азовсталь” и ММК Ильича по результатам марта покажут рост производства, информирует В.Пиковский. Так же как и Авдеевский КХЗ. “Запорожсталь” запланировала на март сокращение производственных показателей, однако это вызвано плановым ремонтом одной из доменных печей. Наряду с этим вряд ли в ближайшее время заработают Алчевский МК и “Донецксталь”.

При этом даже незначительное восстановление экспортных объемов критически важно для украинского чермета – общенациональный кризис минимизировал внутреннее металлопотребление, в 2014 упавшее аж на 43,7%, до 4 млн тонн. В таких условиях производителям трудно рассчитывать на высокие внутренние цены, и в марте последние снова снижались. На пике февральского валютного обострения, когда поставщики ориентировались на курс в 30-35 грн./долл., стоимость всех видов проката на рынке Украины подскочила на 25-30%, но последовавшее укрепление гривны привело к обратному удешевлению. Скажем, цена арматуры А500С в начале марта достигала 16,8 тыс. грн./тонн с НДС, однако к концу месяца откатилась до 13,5 тыс. грн./тонн. А г/к рулон толщиной 4 мм подешевел с 14,5 тыс. грн./тонн до менее чем 12,5 тыс. грн./тонн с НДС. Сейчас многие потребители скупают прокат про запас, опасаясь нового обвала гривны и соответствующего стоимостного скачка. Впрочем, возможности покупателей ограничены финансовыми проблемами, которые испытывают представители всех отраслей, включая большие трудности с привлечением кредитования.

Подытожим: на внешних рынках есть факторы, которые в течение года позволят металлургам Украины поддерживать и восстанавливать экспорт, в прошлом году провалившийся на 9,8%, до 12,9 млрд. долл. в денежном выражении. Дополнительный плюс – это девальвация гривны, но минусов больше: нарушение поставок сырья, недоступность заемных средств, дестабилизация правового поля, рост налогового давления, не говоря уж о военно-политических рисках. А это все затрудняет выполнение контрактов и повышает себестоимость, а то и попросту вынуждает останавливать заводы. И если металлургам (включая тех, что на “мятежной” территории) удастся хотя бы на 30-40% компенсировать потери 2014 года, в современных реалиях это уже будет успехом.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я