Виталий КУЛИК,
директор Центра исследований
проблем гражданского общества
18 марта в Москве таки состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева и лидеров Молдовы и Приднестровья Владимира Воронина и Игоря Смирнова. Еще за два дня до назначенной даты в презедентуре Молдовы не могли точно сказать: поедет ли в Россию Воронин. А В Тирасполе уже потирали руки от ожидания провала формата «2+1» (Молдова, Приднестровье, Россия) по вине молдаван. Однако, россиянам все же удалось найти достаточно весомые аргументы для того, чтобы убедить президента РМ поучаствовать в этом рандеву.
В последние месяцы Москва упорно вела консультации с Тирасполем и Кишиневом, пытаясь усадить их за стол переговоров. В Кремле рассчитывают, что ему удастся сформировать собственный порядок дня для Приднестровского урегулирования, чтобы возобновить свое лидерство в этом процессе.
На данный момент диалог фактически находился в режиме паузы и стороны не имели большого желания перезапускать систему. Переговорный процесс (как в формате «5+2», так и в «2+1») между Приднестровьем и Молдовой исчерпал свою актуальность для молдавской и приднестровской полителит, и посадить стороны за стол переговоров мог лишь сильный внешний игрок, которым и стала Россия.
В Молдове полным ходом идет парламентская избирательная кампания. Поэтому Москва намерена использовать предвыборную ситуацию в РМ для укрепления своих позиций в регионе, поддерживая политические силы, которые могут быть использованы для реализации стратегических интересов Кремля.
Несмотря на то, что Воронин отказался подписать меморандум Казака в 2003р., Москва уверена в том, что сохранение действующего руководства Молдовы при власти после парламентских выборов 5 апреля 2009 года является залогом обеспечения стратегических интересов России в регионе, а именно – удерживание РМ в орбите влияния РФ. Приход любых альтернативных коммунистам политических сил к власти в Молдове будет автоматически отдалять эту страну от России.
Результаты социологических исследований показывают, что правящая Компартия РМ получает первое место. Однако интрига состоит в том, что ПКРМ конкурирует на пророссийском электоральном поле с несколькими влиятельными политпроектами. Поэтому Воронину нужны прорывы на российском направлении. Первые политические авансы от кремля он уже получил. Визит главы МИД России Сергея Лаврова в Кишинев 23-24 февраля имел ярко выраженный пиаровский характер, направленный на поддержку нынешней власти Молдовы. Теперь ответный шаг должен сделать сам Воронин.
Окончательная схема последующих шагов Москвы в направлении Приднестровского урегулирования пока еще не просматривается. Кремль учитывает возможность политических спекуляций по этому вопросу как в Кишиневе, так и в Тирасполе, а также специфику личных отношений обоих лидеров. Поэтому, российская сторона, не имеет значительных ожиданий от встречи в формате «2+1», ее результаты ограничились лишь общим меморандумом о намерениях, но это стало своеобразным бекграундом для возобновления формата «5+2» (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, США и ЕС) при сохранении модерации процесса за РФ.
Молдовская же сторона требует, чтобы решение Приднестровской проблемы происходило только в рамках территориальной целостности РМ, при определении широкой автономии для Тирасполя. В Приднестровье настроены решительно защищать формат конфедеративного объединения с максимальным пакетом сдерживания и противовесов, чтобы обезопасить себя от возможного «недружественного поглощения» со стороны Кишинева.
Москва выстраивает линию на равноправность Приднестровья и Молдовы как главных переговорщиков и подталкивает их к совместной выработке проекта статуса Приднестровья, который, в последствии, будет навязан остальным участникам процесса урегулирования (формат «5+2»). Есть основания считать, что подписанный в Москве документ в трехстороннем формате может существенно осложнить дальнейшие перспективы урегулирования приднестровской проблемы и восстановление формата «5+22, где Украина имеет определенные возможности для маневра.
Таким образом, Киев поставят перед фактом и попросят только ассистировать российский интерес. В этой ситуации, нашему внешнеполитическому ведомству придется апеллировать к западным партнерам и искать возможности для оказания политического и экономического давления на Кишинев и Тирасполь с целью создать условия для учета ими наших национальных интересов в регионе. В первую очередь обеспечить реализацию прав и свобод украинских граждан в Приднестровье (это около 100 тыс. граждан) и этнических украинцев в Молдове в целом (около 200 тыс.). Речь идет не только о культурном и политическом присутствии Украины в этом стратегически важном регионе, но и создание благоприятных условий для деятельности украинских экономических агентов, которые имеют свои интересы в Молдове и Приднестровье. Вопрос только в том, есть ли для политическая воля в украинской правящей элите?