Киев, 20 декабря 2015 года (Машиностроение Украины и мира). Россия готовится усилить санкции против товаров из Украины, и их производители потеряют новые миллиарды экспортных долларов. Однако российские потребители заинтересованы во многих позициях украинского импорта и могут быстро восстановить закупки при политическом потеплении между странами.
Дифференциация направлений экспорта является важным условием экономической независимости любой страны. Однако значение имеет и объективно сложившаяся экспортная география. Можно по-разному относиться к СССР и России, но общее советское прошлое по-прежнему во многом определяет внешнеторговую ориентацию Украины на государства СНГ. Причина — не только многолетние хозяйственные связи, но и схожие запросы к продукции. Причем освоение современных международных стандартов качества типа ISO лишь частично повлияло на эту ситуацию. Ни для кого не секрет, что в странах СНГ большинство и промышленных потребителей, и домохозяйств ориентируются прежде всего на минимальную цену при допустимом качестве, тем более, в таких кризисных условиях, как сегодня. Собственно, это является ключевым фактором засилья на рынках Содружества дешевых товаров из Китая, зачастую сомнительного качества.
Исходя из вышесказанного, неудивительно, что главным рынком сбыта отечественных машин и оборудования было и остается постсоветское пространство и РФ как его крупнейший представитель. Состоянием на 2011-2012 гг. доля РФ в украинском машиностроительном экспорте по некоторым видам товаров составляла до 70-75% в денежном выражении, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег УСТЕНКО. Например, в 2012 г. по «машиностроительному» разделу XVI УКТВЭД на нее пришлось 48,8% поставок, в 2013 г. — 47,6%. По разделу же XVIІ — транспортные средства — доля была еще больше: в 2012 г. — 56%, в 2013 г. — 60,7%.
А вот уже за 9 месяцев 2015 г. в первом из названных разделов поставки россиянам упали до 30,8% в общей структуре экспорта по разделу или до $876,3 млн. в денежном выражении без учета Крыма и неподконтрольной части Донбасса, а во втором — до 31,7% или до $121,5 млн. Неудивительно, что общий экспорт по разделу XVI в отчетный период обвалился на 35,5%, а по разделу XVIІ — и вовсе на 68,6%.
В этой связи эксперты отмечают: переориентация экспорта с России на другие направления с учетом слабости мировой экономики вызывает трудности даже по сырью и различным полуфабрикатам, а найти альтернативные рынки для машин и оборудования тем более сложно. «Глобальный экономический кризис еще далек от полноценного завершения и исчерпания, и в последние годы в мире только усиливался протекционизм внутренних рынков, их прикрытие от импорта. При этом все популярнее нетарифные барьеры, которые сложнее обойти — различные требования к качеству, к химсоставу, санитарные и фитосанитарные нормы», — констатирует специалист по экономической политике Виталий КУЛИК.
В такой обстановке утрата крупного традиционного рынка сбыта имеет катастрофические последствия для Украины, тем более что российским заказчикам шли существенные поставки почти по всем разделам УКТВЭД. Еще в 2013 г. доля этих заказчиков в отечественном товарном экспорте составляла 23,8%, а в этом году сократилась до 12,9%. И произошло это не путем перераспределения в пользу других направлений, а из-за резкого снижения поставок в РФ.
Тем не менее, по результатам 2015 г. украинский экспорт северо-восточным соседям даже по отдельно взятому разделу XVI явно превысит $1 млрд. И это несмотря на все конфликты и взаимные торговые запреты. Причина в том, что федеральные предприятия продолжают зависеть от некоторых видов машиностроительной продукции из Украины. Одним из небезызвестных примеров являются насосы и компрессоры для нефтегазового сектора, которые или не производятся в России, или импортозамещение идет медленно. «На публику делаются громкие заявления о замещении наших поставок, но на деле это затратные и сложные проекты. В РФ нарастает экономический кризис, госфинансирование и инвестиции сворачиваются, и на таком фоне потребителям проще использовать уже знакомых поставщиков и оборудование», — говорит О. Устенко.
То же самое касается газотурбинных и других корабельных двигателей, а также судовой климат-техники, которые в Советском Союзе в значительной степени делались на верфях УССР. Вообще в 1980-х годах на отечественных мощностях выпускалось примерно 40% гражданской судостроительной продукции Союза, в том числе все корабли дедвейтом свыше 100 тыс. т. Россияне признают, что конфликт с Киевом тормозит их судостроительные программы. Летом об этом открыто заявлял российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В этой сфере, как и в остальных, есть планы импортозамещения, однако воплощаются они медленно и с перебоями, сообщают аналитики.
Не менее известна и зависимость Российской Федерации от украинских вертолетных агрегатов, которые компания «Мотор Сич» делает для вертолетов семейств «Ми» и «Ка». Скажем, в 2011 г. она заключила с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку двигателей на $1,5 млрд., и заказчик хочет снова продлить договор, вопреки всем политическим пертурбациям. Востребованы в РФ и локомотивы «Лугансктепловоза», оказавшегося на неподконтрольной Украине территории, как и Харцызский трубный завод — один из главных поставщиков труб большого диаметра в СНГ. Немалое значение для федерального рынка имеют и поставки металлопроката. Граничащие с Донбассом регионы во многом ориентированы на отечественный металл, и пуск местных мини-металлургических производств лишь отчасти ослабил эту ориентацию.
Ситуация осложняется тем, что с Нового года будет полноценно пущена зона свободной торговли с Евросоюзом, и Москва настроена жестко наказать Киев за нежелание согласовывать с ней пуск этого формата. О возможных при этом заградительных санкциях речь шла еще в 2012-2013 гг., когда Украина только готовилась к ассоциации с ЕС. Сейчас нам грозит продовольственное эмбарго, но Кремль уже не первый год де-факто ведет борьбу с украинским экспортом (достаточно вспомнить «сырную войну»), и барьеры могут коснуться всех товарных групп, включая машиностроение. Сдерживающим фактором здесь выступает членство обеих сторон в ВТО, ограничивающее возможные санкции правилами этой организации.
Однако в любом случае экспорт в Россию вряд ли обнулится, полагает В. Кулик, поскольку она продолжит закупать перечисленные выше виды оборудования и другой продукции. По итогам 2015 г. товарные поставки россиянам рухнут по крайней мере в два раза, то есть до менее чем $5 млрд., а в следующем году могут опуститься до уровня в $3-3,5 млрд. Это будет примерный минимум, ниже которого уменьшение поставок будет негативно влиять не только на соответствующие производства в Украине, но и на их российские сбытовые рынки, провоцируя там рост цен и вообще «диктат продавца». Это хорошо заметно на примере Крыма, где почти полное исчезновение отечественных продуктов питания и других товаров уже в 2014 г. привело к спекулятивному засилью дорогих аналогов из РФ.
Исходя из этого, экономисты напоминают, что потребители соседней страны на деле не заинтересованы в сужении товарного предложения на внутреннем рынке, которое уже происходит из-за санкций против украинских товаров. В последние 10-15 лет федеральные заказчики не раз выступали против ограничений на импорт той или иной продукции из Украины. Примеры есть и по продовольствию, и по прокату, трубам, и, конечно, по машинам и оборудованию. Если межгосударственные отношения хотя бы частично нормализуются, произойдет быстрое восстановление объемов отечественного экспорта в Россию, включая и машиностроительный. (МинПром/Машиностроение Украины и мира).