додому ПОЛІТИКА Молдавия. Оранжад бездельников

Молдавия. Оранжад бездельников

616

Светлана Подгорная, Вячеслав Данилов

Все разглагольствования о провале идеи “оранжевой революции” должны быть сданы в утиль, все разговоры о том, что “оранжевых революций” больше не дождемся – должны умолкнуть. Итогом оранжада может быть все, что угодно, но идея “национально-освободительной революции”, разыгрывающейся по до боли знакомому сценарию, жива и побеждает.

На днях в “коммунистической республике” Молдова прошли очередные парламентские выборы. Убедительную победу одержала местная компартия во главе с нынешним президентом “товарищем” Ворониным. Что такое выборы в Молдавии для тех, кто работал на них и знает ситуацию изнутри, рассказывать лишний раз не нужно. Вот что говорит политтехнолог, участвовавших в одной из последних президентских кампании: “Что такое выборы в Молдове – это отдельная песня, но по уровню вброса и подтасовки, да что там подтасовки – прямой рисовки результатов в Молдове Россию заткнут за пояс. Поэтому там, уже который период подряд, выбирают в парламент партию Коммунистов, и она выбирает президентов некого Воронина”. Не способствует “разгулу демократии” и местная политсистема: президента республики выбирает не народ, а парламент. В этом-то и кроется секрет долгожительства “товарища” Воронина.


Но в понедельник вечером, 6 апреля, в Молдове случилось невероятное: на улицы города вышло 15 тысяч молодых людей, собранных “на коленке” через социальные сети и форумы. Удивительно это еще и потому, что Молдова – это вполне себе полицейский режим, где на трех граждан приходится в среднем один стукач, пишущий доносы в местную службу безопасности.

Тем не менее, как говорит организатор молдавского оранжада, Наталья Морарь, сами инициаторы протестных действий не ожидали такого успеха: “Планировалось, что на траурный пикет по итогам выборов придет от силы 50 человек”, – утверждает она у себя в блоге. Именно полная неожиданность собственного успеха, по видимому, остановила оппозиционеров от развертывания акции по украинскому сценарию: ночных бдений в палатках у стен парламента и открытых концертов “оранжевых” коллективов для поддержания революционного духа. Вместо того чтобы действовать быстро и решительно, организаторы пикета, митинга и шествия распустили толпу до следующего утра.

Дежа-вю вызывает неготовность инициативной группы оппозиции управлять толпой. На Украине, во времена событий “оранжевой революции”, в первые часы и дни, сами организаторы не поверили в количество людей и точно так же не знали, что с ними делать. Просто Украине больше “повезло”. Организаторы имели дело со средним классом, с интеллигенцией, образованными людьми, студентами. А молдаванам “повезло” меньше: на их долю выпал инфантильный, совершенно неуправляемый молодняк, не привыкший к послушанию (ибо родители-гастарбайтеры далековато для осуществления воспитательного процесса), который можно направить, но сложно сдержать и воззвать к голосу разума. У которого плохо обстоит дело с понятием “ответственность”. Плюс и то, что в Молдавии называется оппозицией, особой системностью и организованностью не отличается. Что и подтверждают последние новости: на момент написания данного материала в Кишиневе начались массовые беспорядки.

Революционное волшебство – когда как будто из-под земли вырастают протестные массы, – требует объяснений. И, как правило, они не заставляют ждать.

Наиболее забавной могла бы быть такая “конспирологическая” интерпретация: молдавский оранжад был спроектирован в России для свержения неугодного Москве режима “коммуниста” Воронина. А его организатор – бывший студент соцфака МГУ и пресс-секретарь “Другой России” Наталья Морарь – была завербована российскими спецслужбами и выслана из России из-за якобы оппозиционной деятельности. “Своевременность” молдавского оранжада объясняется якобы желанием Москвы отвлечь местный немногочисленный ультралиберальный актив от выборов мэра Сочи и лишить кандидата Немцова медийной и полевой поддержки в кампании.

Можно, при желании, насочинять такого рода конспирологии сколь угодно много. В частности, в действиях молдавских “оранжистов” можно легко углядеть и “румынский след”: ведь 6 апреля, одновременно с митингом в Кишиневе у памятника Штефану чел Маре, в Бухаресте около 250 местных жителей также вышли на митинг. Кроме того, митинговал народ еще и в Яссах и молдавских Бельцах. Как сообщает один из местных источников: “На площадь вышли студенты, которым за это заплатили. Там есть группа идейных униистов, которые составляют меньшинство. Кроме того, таково количества наблюдателей, как в Молдове, нет ни в одной стране постсоветского пространства. След искать и не надо – здесь всем известно, что все нити ведут в Румынию.”

Однако, как все-таки была возможна “оранжевая революция” в Молдавии?

Как при этой тотальной слежке местным властям удалось “пропустить” работу с молодежью? А такая работа была необходима: одно только появление в Молдавии профессионального революционера Натальи Морарь, высланной в прошлом за якобы “антигосударственную деятельность” из России, этого требовало. Скорее всего, местное начальство на это просто не обратило внимания, считая местную молодежь аморфной массой, стремящейся исключительно к развлечениям.

Отчасти это верно, поскольку поколение молодежи, как раз те, кто стоял 6 апреля на площади и 7 апреля участвовал в беспорядках – это целое поколение детей гастарбайтеров. Для них, для молодежи, нет работы в родной стране. Они живут на деньги родителей, делают вид что учатся, развлекаются, из всех старших у них – бабушки и дедушки. Из 4 миллионов населения по неофициальным данным около 3 находятся на заработках в Европе. Это родители этих детей. Но даже такая молодежь по определению не может быть полностью аморфной массой. Им хоть куда-то выход для удали молодецкой надо давать. Лучшие – уезжают, остальным необходима точка сброса энергии. Поэтому, “оранжевый сценарий” в Молдавии совершенно не удивителен. Грамотная организация мобилизационной сети, и 15 тысяч человек не старше 25 в центре Кишинева. А почему? А как? Все просто – они дети гастарбайтеров. У них нет сдерживающих факторов, ни одного. У них были совершенно уникальные условия взросления. Их воспитывали дедушки и бабушки без строгого родительского присмотра. А единственный их источник дохода – заработок родителей за рубежом. Давить на них бесполезно, только разозлишь. Давить на стариков – как то “неспортивно” даже для Молдовы, а родителей на которых можно давить – нет.

Им нечего терять в этой стране. Даже цепей.

https://www.liberty.ru/Themes/Moldaviya.-Oranzhad-bezdel-nikov

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я