Ян Мария Яцковский – польский политик, писатель, историк, депутат Сейма ІІІ созыва.
С 1 января по 30 июня в Европейском союзе председательствуют чехи. Даже прежде чем это случилось, евроэнтузиасты уже были очень озабочены, что в течение полугода Прага будет иметь большее влияние на ЕС. Эти опасения подпитываются тем фактом, что Вацлав Клаус известен своим критическим отношением к Лиссабонскому договору и концепции федеративной сверхдержавы, к которой приближается Европа.
“Может ли маленькая, молодая страна с евроскептичным президентом стать во главе всех Двадцати Семи?” – такие вопросы задавали оппоненты чешского председательства в Париже, Брюсселе и других столицах Европы. Чешский президент наводит ужас на «европейские» салоны. Он известен конкретной постановкой вопросов. Например, на сообщение о том, что ирландцы на референдуме в июне прошлого года отвергли евроконституцию, он заявил буквально следующее: “Это победа свободы и разума над европейской бюрократией”.
Вацлав Клаус со своими “политически некорректными” взглядами на евродоговор и мистификацию, описываемую понятием «глобальное потепление», – которая является недоказанной научно гипотезой, создающей прикрытие для ослабления экономического потенциала конкурентов, – не по душе еврократам. Их отношение к чешскому президенту яснее всего выражено в известном нападении группы депутатов Европейского Парламента, которые в Градчанском замке в начале декабря 2008 года пытались оказать давление на президента для подписания Лиссабонского договора. Клаус не только не поддался давлению, но и публично высказался о стиле действий представителей Брюсселя, показывая истинное лицо “европейцев”.
Политическим кругам в Европе, особенно отличающимся левизной, не нравятся и хорошие отношения Праги с Вашингтоном. Они выступают против углубления стратегического сотрудничества с США и перспективы обострения отношений с Москвой. Для Польши, да и всей Центральной Европы, чешское председательство несомненно положительно, потому что теперь в Евросоюзе во всеуслышание говорят о вопросах нашего региона. Это председательство имеет и еще один очень важный аспект. Чехи защищают семью от вредных для основной ячейки общества брюссельских экспериментов.
24 марта правительство премьер-министра Мирека Тополанека ушло в отставку. Это осложнило ситуацию, потому что до сих пор не бывало, чтобы правительство государства, управляющего делами Евросоюза, отзывалось собственным парламентом из-за внутренних проблем, но нет никаких оснований для беспокойства. Будущее кабинета страны, управляющей делами Сообщества, зависит сейчас от президента Вацлава Клауса. Он может продлить мандат Тополанека или назначить нового премьера. В любом случае программные положения чешского председательства останутся неизменными.
Прага действует в интересах Польши
Программа чешского председательства сосредоточена на трех вопросах: экономика, энергетика и внешние отношения. В сфере внешних отношений Европейского союза в программе чешского председательства больше всего внимания уделено углублению отношений Евросоюза со странами Восточной Европы и Южного Кавказа. Чехи поддерживают инициативу Польши и Швеции, известную под названием Восточное Партнерство. По мнению чехов, она должна уравновесить разрекламированную Францией кампанию Евросоюза, проводимую на юге в рамках Союза для Средиземноморья, и в то же время дополнить новую стратегию ЕС в отношении России, с учетом выводов, следующие из грузинского кризиса. Таким образом, чешское председательство имеет три важных для Польши аспекта: во-первых, укрепление добрососедских отношений Евросоюза с Соединенными Штатами Америки, во-вторых, упрочнение энергетической безопасности Европы, в-третьих, расширение делового и экономического сотрудничества с Украиной и Кавказе, а также Беларусью.
Польша должна поддерживать деятельность чешского президента, имея в виду перспективу собственного председательство в Совете ЕС во второй половине 2011 года. Наш интерес заключается в успехе Праги в этих областях. Кроме того, чехи осознают немецкую угрозу и претензии Берлина на доминирование в центральноевропейском регионе и во всем Европейском союзе. Хотя Германия известна чехам не с самой худшей стороны как полякам, но мюнхенское унижение и отторжение Судет в 1938 году, а также оккупация оставили неизгладимый отпечаток. Как будто этого было недостаточно, в нынешней Германии все еще очень живой и политически сильный постгитлеровский ревизионизм, сторонники которого требуют от нынешнего чешского правительства отмены декретов 1946-1948 годов президента Бенеша, на основании которых из Чехии было депортировано 3 млн. так называемых судетских немцев, а также выплату огромных компенсаций.
19 февраля 2009 года президент Вацлав Клаус представил цели чешского председательства в Европейском парламенте. По единодушному мнению наблюдателей, чешское председательство может означать серьезную корректировку в европейской внешней политике. Клаус – в нарочито пустом зале – заявил в Брюсселе, в частности, следующее: “Утверждение о том, что углубление интеграции в рамках Европейского союза является необходимым, не является догматом. Это ошибка, однако, распространена все шире и шире”. Он подчеркнул, что у Европы есть много вариантов и методов интеграции, но, к сожалению, существует уверенность в том, что тот, кто не согласен с основной линией Брюсселя, является “противником интеграции”. По мнению Клауса направление, в котором осуществляется интеграция, ошибочно Создание мультикультурного общества, своеобразного “кипящего котла”, или ускорение интеграции любой ценой приводит к обособлению граждан отдельных стран. “Интеграция не является самоцелью, а лишь средством для достижения свободы и процветания», – завил чешский президент. Понимание ее исключительно как цели – по словам Клауса, – может перечеркнуть все позитивные достижения ЕС за последних 50 лет.
Отважные и неправленые против течения заявления Клауса на форуме Европейского парламента и неприязненная реакция евродепутатов подтвердили господствующий в Брюсселе уровень нетерпимости. Это в очередной было подтверждено фактом того, что каждый, кто имеет свое собственное мнение и не согласен с тезисами брюссельской идеологии и пропаганды, будет беспардонно атакован. Еврократы хотят, чтобы все европейцы думали одинаково, они истребят каждого, кто смеет иначе мыслить, и, что еще хуже, говорить и действовать.
Отсутствие терпимости и свободы мнений в дискуссии о будущем Европы является вредным. Для общего блага необходимы разные мнения, потому что сила Европы заключается в разнообразии мышления ее населения, а не в процедурно-административном затыкании ртов.