В социально-экономической жизни планеты одно за другим происходит ряд чрезвычайных событий: теракты в московском метро, гибель польской делегации, народный бунт в Кыргызстане, извержение вулкана в Исландии, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе.
Драматические события происходят и на финансовых рынках. В конце прошлого года казалось, что ситуация нормализовалась. Ничего не предвещало катастрофических последствий. Однако, опять возникли проблемы с доверием к инвестиционным банками мира (скандал с банком Goldman Sachs). Но что самое главное – проблемы в Еврозоне. Все это привело к падению мировых индексов, – пульсу глобального хозяйства.
Вместе с тем это следствия, – отнюдь не причины. Проблема в самой системе неолиберального капитализма.
Шоу продолжается!
Ящик Пандоры европейских финансов уже открыт. События в Греции свидетельствуют о втором этапе развития глобального экономического кризиса. Под удар попадают все мировые рынки капитала. «Есть риск того, что европейский кризис превратится в нечто большее» – так обрисовал проблему чиновник ФРС США Даниэль Тарулло.
Как оказалось, Греция лишь первое звено в цепи стран, балансирующих на грани краха. Вслед за Грецией зашаталась Испания. Государственный Банк Испании получает контроль над региональным сберегательным банком CajaSur, убытки которого превышают 600 млн евро. По различным оценкам, на очистку его балансов может потребоваться от 500 млн до 2 млрд евро.
Тучи сгущаются и над более крупными игроками. По данным Wall Street Journal, второй по величине банк Испании Banco Bilbao Vizcaya Argentaria испытывает сложности с рефинансированием краткосрочных займов общей стоимостью $1 млрд. Судя по всему, это только начало, на что довольно прозрачно намекнула министр финансов Испании Элена Сальдаго. Комментируя ситуацию, она отметила неизбежность таких сделок в ближайшем будущем. В результате число испанских банков может уменьшиться вдвое.
В этом месяце страны Евросоюза договорились о резком сокращении госрасходов: в общей сложности должно быть урезано 300 млрд евро. Главным идеологом финансовой дисциплины выступила Германия, принявшая план сокращения бюджетных трат на 80 млрд евро.
Не поможет
Нужно оговориться, что второй этап кризиса это в первую очередь европейская головная боль. Проблемы других стран, вызванные европейским кризисом, все-таки несопоставимы с проблемами внутри самой Европы.Однако оптимисты склоняются к мысли, что слабый евро может благоприятно сказаться на восстановлении производства в еврозоне.
Считается, что за счет понижения курса евро может вырасти европейский экспорт. Особенно в США. Но здесь не все так однозначно. С одной стороны, действительно, европейский экспорт – в Штаты, в Китай, в Россию – может вырасти за счет того, что он становится более дешевым. Но, с другой стороны, большая часть экспорта стран еврозоны (примерно две трети) приходится на саму же Европу: одни европейские страны экспортируют свои товары в другие европейские страны.
А в этих других странах вводится жесткая экономия. Они бы и рады, может быть, купить больше товаров у соседей, но денег-то нет. Так что в целом рост европейского экспорта, а, следовательно, и внутреннего производства, под большим вопросом.
Более того, ослабление евро окажет негативное влияние и на не входящие в еврозону страны. На начало 2010 года примерно 27% всех золотовалютных резервов мира были номинированы именно в евро. Соответственно, теперь страны будут переводить часть этих резервов в другие устойчивые валюты. В первую очередь это доллары, фунты стерлингов, йены и китайский юань. И это уже происходит.
США
Устоявшая с большим трудом во время первого витка кризиса американская финансовая система может быть втянута в новые неприятности. Европейская и американская банковские системы очень взаимосвязаны. Проблемы европейских банков могут сказаться на американской экономике через ухудшение качества активов и снижение собственного капитала банков США.
В поле зрения контролирующих органов США попали крупнейшие финансовые корпорации, заподозренные в создании и работе с «токсичными» активами (без обеспечения). Претензии имеются к пяти американским и четырем европейским кредитным организациям. Федеральные прокуроры, а также представители биржевых регуляторов начали предварительное выяснение роли банков J.P.Morgan Chase, Citigroup, Deutsche Bank и UBS в сделках по секьюритизации ипотечных кредитов и продаже производных бумаг инвесторам.
Если в Европе меры по предотвращению долгового кризиса могут оказаться результативными в ближайшем будущем, то в США же проблемы государственного долга еще даже не всплыли на поверхность. Велика вероятность того, что во втором полугодии инвесторы вспомнят о США, бюджетные и долговые проблемы которых столь же остры. Напомним, что в этом финансовом году в бюджете США заложен дефицит 10,6%. Это почти в 2 раза меньше чем прогнозируемый дефицит в Греции в этом году
Уже очевидно, что восстановление экономики США замедлится, как по внешним, так и по внутренним причинам. Основные торговые партнеры в Европе и Японии испытывают слабый спрос. Более того, в этих странах пока безуспешно пытаются справиться с дефляционными тенденциями. В условиях строгой государственной экономии, сокращения расходов на корпоративном уровне, а также в потребительском секторе американские компании неизбежно столкнутся с отсутствием спроса на свою продукцию.
Глобальный вызов
Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита касаются не только еврозоны. Эту проблему не в состоянии решить правительства стран всего мира. В конце июня главы правительств стран «Большой двадцатки» (G20) посвятили этому саммит. Решение вопроса обсуждалось в традиционной плоскости, – сильные мира сего пришли к соглашению сократить бюджетный дефицит своих государств вдвое к 2013 году.
Безусловно, такое решение принималось с боями в сложной обстановке. Многие страны (в основном это страны «третьего мира») настаивали на государственной поддержке спроса в своих экономиках. Нужно отметить, что ранее экономики этих государств (в первую очередь, такие как Китай, Бразилия, Аргентина) подпитывались за счет спроса в развитых странах (Европа и США). Но вторая волна кризиса накрыла экономики «первого мира». Новым индустриальным странам придется полагаться на внутренний спрос.
Острой темой саммита в Торонто было и «построение более стабильной и социально справедливой модели глобальной экономики». В первую очередь это планировалось за счет установления нового глобального экономического порядка, в частности, путем введения некоего всеобщего налога на финансовые спекуляции. Однако в этом вопросе прогресса не оказалось.
Вместе с тем, депрессия в глобальном хозяйстве продолжается. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан подтвердил, что 2011 год окажется менее результативным, чем текущий. «В следующем году темпы роста будут ниже, однако они будут далеки от показателей рецессии», – сообщил глава МВФ. Отметим, что на прошлой неделе МВФ скорректировал прогноз по показателю глобального ВВП. В 2010 году прогноз скорректирован в сторону увеличения до 4,6% вместо спрогнозированного в апреле 4,2%. Прогноз роста ВВП в 2011 году находится на уровне 4,3%.
Не столь отдаленные перспективы
Мировые правительства «залили» первую волну деньгами. И потраченные на меры по спасению финансового рынка деньги пошли на надувание новых пузырей. Спекулятивно перегретую экономику может разрушить любое негативное событие. Инвесторы очень пугливые по своей сути, но с началом подобных сложностей они становятся пугливыми втройне. Даже тот, кто не был спекулянтом, становится им по факту.
Сейчас видно, что в предыдущие рецепты не работают. ЕС уже объявил, не планирует оказания финансовой помощи Испании. По мнению евробюрократов, Греция является уникальным и частным случаем для ЕС. Однако саммит в Торонто показал, что у «мировых кормчих» по-прежнему нет ответа на новые вызовы времени. Они даже не могут обложить минимальным налогом спекулятивные финансы (не все!).
Экономика скучная наука? Не верьте этому, – это весело! Вероятность второй волны кризиса очень высока. Если она случится, то нас совершенно точно не обойдет. Специфика нынешней ситуации в том, что вероятный виток не будет проявляться резким падением производства, чем характерны «стандартные» экономические кризисы. Зато «затягивание поясов», слабый потребительский спрос и, как следствие, депрессия в производстве продолжатся.
Обычно капиталистическая система из подобных ситуаций выходила путем развязывания глобальных войн…