Когда я говорю — коллегам, студентам, на конференциях и симпозиумах — что я консерватор, чаще всего встречаюсь с реакцией в лучшем случае защитно-настороженной, в худшей — весьма агрессивной. Консерватизм в сознании большинства оказывается связан с чем-то ретроградным и реакционным, иными словами, антигуманистическим.
Однако я предлагаю воздержаться от столь распространенных, но от того не менее поспешных и, как следствие, ошибочных штампов и понять — что же я имею в виду, когда говорю: «Я консерватор». Если идти к истокам, то консерватизм — это прежде всего отказ от некритической веры в прогресс. Современность характеризуется убеждением в том, что прогресс — неоспоримое благо.
Но что же это на самом деле? Мои наблюдения говорят о том, что под этим термином понимают прогресс техники и прогресс социальных отношений, движение к более справедливому обществу. Трудно оспаривать то, что и техника, и социальная справедливость — важные ценности.
Иное дело, что происходит тогда, когда эти ценности становятся доминирующими? Обратите внимание — технический прогресс, вопреки ожиданиям, хотя и облегчил частично жизнь страте чернорабочих, но при этом отнюдь не предоставил им альтернативу. Если не тяжелый повседневный труд — то что? Технический прогресс ведет к тому, что освобождается время, но освобождается оно совсем не для развития человеческих качеств, а для развлечений и появления разного рода аддикций-зависимостей.
Свободное время оказалось отнюдь не свободным, а фактором, увеличивающим зависимость человека. Время повседневной человеческой жизни наполнилось множеством сиюминутных раздражителей. Что они формируют в человеке? Достоинство, интеллект, духовную глубину? Ни в малейшей мере. Техника ведет к тому, что все большее число людей движется вспять к инфантилизации и тому, что психологи метко назвали «обученной беспомощностью».
Ведь не секрет, что технический прогресс ведет к интеллектуальной лени и иждивенчеству. Книг читается все меньше, восприятие сужается до ничтожно малого интервала, способность делать фундаментальные неординарные выводы практически исчезает — массовость и стандартизация, неотъемлемые спутники технического прогресса, делают свое дело.
Изменения ради изменения, превращение человека в придаток машин — вот его, технического прогресса, подлинные лозунги. И эта интенция прогресса нарастает, кто знает, есть ли в принципе шанс его сдержать?
Теперь несколько слов о пресловутом социальном прогрессе. Социальное равенство и правда привели к достижению справедливости по отношению к малым группам и субкультурам. Но, посмотрите, что эти малые группы создали в ответ? Культуру исключения, где все не вписывающееся в удобные для малых групп стандарты объявляется преступным.
Эксцессы политкорректности и толерантности становятся все более угрожающими и напоминающими «охоту на ведьм». Автономность личности — великое завоевание европейской культуры — ныне на грани дозволенного, еще чуть-чуть, и она будет объявлена вне закона — ведь личность всегда неполиткорректна, всегда выступает за пределы дозволенного и привычно-инертного. Что значит личность теперь вне корпоративных и групповых норм? Почти ничего, ее голос ни на что уже не влияет.
Прогресс несется, сбивая людей в единый человеческий ком. И, право слово, мне это не нравится, поскольку я, как философ, усматриваю в этом процессе губительные для европейской культуры и цивилизации тенденции. Я не хочу испытывать восторг при виде унификации людей, даже предъявленной под соусом равенства и справедливости. Я знаю, что все подлинное рождается из некоего прорыва к возвышенному, возмущающему, запредельному. Из вертикали, противостоящей горизонтальному унифицирующему потоку прогресса.
Теперь пора ответить: консерватизм — это стремление остановить самоубийственное бессмысленное ускорение жизни, уничтожающее автономию и запредельность личности. Консерватизм — это утверждение приоритета вертикали над горизонталью, приоритет качества над количеством.
Человек является человеком, когда отражает в себе Вселенную, а не новый гаджет или бургер. Это мое кредо, от которого я никогда не откажусь.
Автор: Huxley
Источник: Huxley