Домой Стратегия Рихард Давид Прехт: «Без философии – мы все паразиты»

Рихард Давид Прехт: «Без философии – мы все паразиты»

63

Интервью с Рихардом Давидом Прехтом – немецким философом и логиком, профессором университета в Люнебурге, автором популярных книг по философии.

Вы на самом деле – один из тех людей, которые постоянно ищут возможности во время кризиса?

Я, отнюдь, не марксист, я – социальный философ и потому смотрю на кризис как одновременно и социальную, и философскую проблему. Когда говорят, что кризис предоставляет нам новые возможности, то мой жизненный опыт заставляет меня относиться к этому довольно скептически.

Подумайте о кризисе финансового рынка 2008/2009 годов, вызванном полностью развязанными спекуляциями. Это исчезло с тех пор? Нет, вся гнилая система гниет. И почему? Потому что во время кризиса кричали: «Горит, горит! Мы должны потушить пожар сейчас, и мы не можем думать о том, как восстановить дом».

После кризиса желание восстановить дом практически исчезло. Интеллектуальная близорукость и даже слепота – которые доминируют в современных социумах – вот основная проблема. Мы не видим дальней перспективы, мы не мыслим, одним словом. Если в кризисной ситуации вы говорите: «Дело не в том, что будет потом», то уже слишком поздно для того, что будет потом – может оказаться, что никакого «потом» не будет.

-ads-
И сегодня то же самое?

По крайней мере, я того опасаюсь. Дело в фундаментальных принципах. В конце концов, что сейчас движет социумом, какие цели доминируют? Стратегические? Нет. С полной уверенностью я могу сказать, что стратегическое видение практически отсутствуют в западном обществе (как минимум). Какие цели движут нами?

Со времен Платона, общественная конструкция держалась идеями высшего порядка, то есть высших ценностей, или, по Канту, «идеями возвышенного». Разумеется, я далек от того, чтобы утверждать, что все было гладко, и все соответствовало этим идеям. Нет, конечно. Но эти идеи все равно оказывали свое регулирующее влияния в дальней перспективе. Это было связано еще и с религиозными убеждениями.

А – что теперь? Больших идей нет (скажите спасибо постмодернизму с его философско-борческими мотивами). Есть идеи политкорректности, идеи мультикультурализма и так далее. Но это очень мелкие идеи, тактические, по сути.

Ведь все они сводятся к распределению социальных благ и юридических прав. Не более. Но это лишь инструмент. Во имя чего он используется? Человека потребляющего. Но невозможно назвать его высшей ценностью.

Ведь высшие ценности связаны с фундаментальными экзистенциальными вопросами, прежде всего, смертью и ответом на ее вызовы. Что есть такого, что способно пережить смерть? Идеи политкорректности не способны дать ответ на такой вопрос.

Вы полагаете, что по этим причинам кризис нас ничему не научил?

Полагаю, что да. Посмотрите: ведь многие люди пережили этот кризис, который глубоко запечатлелся в них. Но никаких далеко идущих выводов сделано не было. Что мы видим? Все то же стаккато «Быстрее, выше, дальше, больше», аккорд «все и сразу». Ради чего? Этот вопрос даже не ставится большинством (эксперты не исключение). И это угроза.

Поскольку, все и политические, и экономические процессы происходят при почти полной интеллектуальной слепоте, без стратегии, на основе одних лишь сиюминутных интересов, мы бездумно растем экономически (вспомним финансовые пузыри), мы проводим бездумную политику и так далее. Без целостного видения, все эти системы в диком дисбалансе – в итоге есть огромный риск разрушения естественных основ жизни на этой планете.

Это просто вопрос меньшего и большего зла. У нас есть проблема, к которой я отношусь очень серьезно. Это «проблема» 21 века: если мы вырвемся из-под диктата роста, мы произведем безработных со всеми социальными и политическими последствиями. Но если мы не выйдем из этого экономического ограничения, мы разрушим естественные основы жизни на этой планете. Это – серьезная дилемма …

Преобразовывать политику и экономику можно только на основе высших антропологических, экзистенциальных ценностей и идеалов – только тогда есть шанс на конструктивные изменения. Нам надо социальное и экономическое преобразовать в человеческое, антропологическое.

«Коронный» кризис является катализатором этих изменений?

Психологически, а не экономически, по крайней мере, возникло ощущение, что наша жизнь, какой мы ее вели до кризиса, – это путь в тупик и нам необходима альтернатива. Какие меры экономической политики сейчас необходимо предпринять — это совершенно другой вопрос. Я просто верю, что желание людей идти по пути перемен возросло.

Но без интеллектуального прорыва и радикального переосмысления основ нашей жизни – это невозможно. Без философской основы – мы все будем паразитами. А они гибнут, когда гибнет – неизбежно – организм, в котором они находятся.

Источник: Huxley

Предыдущая статьяРЕФЕРЕНДУМ ПО ЗЕМЛІ ЯК ТЕСТ ДЛЯ РЕЖИМУ ЗЕЛЕНСЬКОГО
Следующая статьяМария Рита Кель. Время и субъект

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь