Тотальная слежка за всей активностью всех пользователей в Интернете без ордера и санкций судебных органов будет теперь осуществляться во Франции. Именно это гласит законопроект, окончательная редакция которого должна быть принята сегодня парламентом. Специальные алгоритмы будут выделять из полученного массива данных информацию о подозрительной деятельности. На каких основаниях это будет решаться? Исполнительная власть говорит, что это государственная тайна и призывает депутатов просто больше доверять президенту и премьеру.
На этой неделе парламент должен принять окончательную редакцию закона о борьбе с терроризмом и разведывательной деятельности. Текст проекта критикуют правозащитники. Ведь он разрешает массовую слежку и расширяет полномочия административных властей.
Машина будет выявлять неблагонадёжных
С 2020 года в результате девяти исламистских террористических атак во Франции погибли 12 человек. «В восьми последних терактах их исполнители действовали самостоятельно и ранее были неизвестны разведслужбам. Причём на радикальные позиции они встали незадолго до совершения преступления». Об этом заявил национальный координатор разведывательной деятельности и противодействия терроризму Лоран Нуньес на следующий день после террористической атаки в Рамбуйе 23 апреля 2021 года.
Через пять дней в кабинет министров поступил законопроект, направленный на борьбу с террористическими угрозами и регулирующий деятельность спецслужб. Мониторинга международных террористических сетей оказалось недостаточно. Поэтому приняли решение следить за потенциальными преступниками в Интернете. Значит, за всеми его пользователями. Вот в двух словах, о чём данный законопроект.
Адрес посещаемого сайта, просмотренная страница, точное время посещения и т. д. Как только новый закон о слежке будет принят, то агенты спецслужб или, вернее, их компьютеры смогут собирать информацию обо всём населении в реальном времени. У спецслужб не будет необходимости отслеживать интернет-активность каждого пользователя.
Потому что специальные алгоритмы предупредят их в автоматическом режиме о деятельности, которая покажется подозрительной. Затем с помощь. особого ПО они смогут наблюдать за активностью конкретных пользователей. При этом разрешения на досудебное расследование или санкции судебных органов не понадобится.
Строгий секрет, государственная тайна
Масштабное использование алгоритмов до последнего времени ограничивалось телефонными данными. Оно действовало с момента принятия закона о внутренней безопасности и борьбе с терроризмом (SILT) в 2017 году. Этот закон должен был прекратить своё действие в конце 2021 года. В соответствии с новым законопроектом, практика использования алгоритмов будет продлена как минимум до 2025 года. Она распространится на адреса URL тех сайтов, которые посещают в Интернете пользователи.
Трудно сказать, по каким критериям будут классифицировать огромную базу сетевых данных эти алгоритмы. Кстати, их называют «чёрные ящики». «Механизм их работы непрозрачен, – объясняет юрист организации «Квадратура Интернета» (la Quadrature du Net) Мартен Драго. – Никто не знает, какие адреса заинтересуют разведслужбы. Депутаты Парламента попытались поднять этот вопрос. Но правительство сослалось на государственную тайну. Также оно ответило, что исполнительной власти нужно доверять».
Именно правительство собирается контролировать использование этих алгоритмов. Только премьер-министр будет принимать решение об их использовании. В качестве страховочной меры фигурирует независимая инстанция – Национальная комиссия по контролю за технической деятельностью разведслужб. Но её мнение носит исключительно рекомендательный характер. Тем временем применение этих методов сбора данных должно ограничиваться «ситуациями, в которых государство-член ЕС сталкивается с серьёзной угрозой для национальной безопасности». По мнению суда Европейского союза, положения этого закона будут включены в общее право.
Законотворчество Франции удивляет ЕС
Однако, законопроект не содержит никаких гарантий того, что алгоритмы будут ограничены борьбой с террористическими угрозами. Там просто фигурирует расплывчатое понятие «национальная безопасность». А под это определение могут попадать как теракты, так и несогласованные протестные акции. Или же угроза экономическим интересам страны, а, следовательно, и частным предприятиям. Поэтому использование алгоритмов теоретически может быть направлено на борьбу с политическими активистами.
«Что мешает применить силу в отношении манифестантов, а потом оправдать это исполнением положения закона о противодействии насилию? С какого момента властям покажется, что манифестации могут выйти из-под контроля?», – говорит сотрудник по правовой защите Amnesty International Анн-Софи Семпер.
В октябре 2020 года европейские судебные органы уже высказывали беспокойство по этому поводу.
«Благая цель поддержания национальной безопасности способна оправдывать исключительные меры, нарушающие фундаментальные права человека. И они могут оказаться более серьёзными, чем те нарушения, которые оправдывались бы такими целями».
Временное как самое постоянное
Новый закон о борьбе с терроризмом должен быть принят в окончательной редакции в четверг 22 июля в Национальной ассамблее. Ранее его рассмотрел и принял Сенат. В предлагаемом документе закрепляются и другие меры закона SILT. В 2017 году этот закон уже служил для включения в общее право мер чрезвычайного характера в условиях ЧП.
Теперь же администрация сможет беспрепятственно принимать решения о домашнем аресте в отношении лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями ещё до того, как они будут осуждены в соответствии с законом. Даже при отсутствии какого-либо судебного постановления станет возможным проведение обысков, закрытие религиозных учреждений или запрет доступа людей в определённые места.
Такие меры, по мнению Анн-Софи Семпер, лишают права на справедливое судебное разбирательство. «Людей наказывают на основании неопределённых критериев. Иногда основанием для деятельности правоохранительных органов являются служебные записки без даты и подписи. Этим людям приходится доказывать свою невиновность вопреки нормам и правилам справедливого судебного разбирательства».
Ещё несколько лет назад подобные чрезвычайные меры были возможны только при введении чрезвычайного положения. Теперь они могут применяться в любой период и в любых условиях. «Можно ли представить демократическое общество, в котором постоянно действует режим чрезвычайного положения? – спрашивает сенатор от партии «Европа Экология Зелёные» (EELV) Эстер Бенбасса. – В период перед выборами безопасность стала программной темой. Теперь она служит не только для борьбы с терроризмом».
Как считает адвокат Арье Алими, [1] этот новый закон иллюстрирует, как меры чрезвычайного характера поражают все сферы права. «Создаётся опасный прецедент. Сначала принимаются меры в отношении осуждённых людей или тех, кого ещё планируют осудить. А затем они распространяются и на всё население».
Надежда на последнюю инстанцию
Правозащитники надеются, что Конституционный суд не признает этот закон. Проекты правовых документов, касающихся безопасности, предлагаются всё чаще. Но бывает так, что их редакция не соответствует юридическим нормам и правилам. Так, например, было в случае с законом о глобальной безопасности. Некоторые его положения были аннулированы в мае.
_________
[1] Автор книги Coup d’État d’urgence : surveillance, répression et libertés («Государственный переворот под предлогом введения чрезвычайного положения: слежка, репрессии и фундаментальные свободы»).
Автор: Поль РИКО
Источник: L`Humanite