Домой Стратегия «Контрольный выстрел» из Бухареста

«Контрольный выстрел» из Бухареста

101

Виталий КУЛИК,
директор Центра исследований
проблем гражданского общества

Начало марта ознаменовалось шпионским скандалом между Украиной и Румынией. Напомним, что 2 марта Румыния объявила персонами «нон грата» и выслала военного атташе Украины Сергея Ильницкого и его помощника. А уже 5 марта из Украины были высланы военный атташе посольства Румынии Филип Раду и второй секретарь (консул) генерального консульства Румынии в Черновцах Юстиниан Фокша. Предлогом для высылки румынских дипломатов стали «действия наносящие вред национальной безопасности Украины». При этом МИДы обоих стран отказались на официальном уровне комментировать этот инцидент.


Скандал разразился еще в феврале, когда румынские спецслужбы арестовали сотрудника Министерства обороны Румынии старшего сержанта Флоричела Акима и гражданина Болгарии Петара Зиколова (Зикулова) по обвинению в предательстве родины и шпионаже. Румынская пресса писала о том, что, начиная с 2001 г., Аким регулярно передавал через Зиколова секретную информацию, к которой имел доступ по роду службы (компьютерные данные о военных системах связи, частоты работы радаров, карты расположения частей НАТО и пр.), за скромное вознаграждение от $800 до $1000. Дальше эти сведения якобы следовали через украинских дипломатов к российской агентуре в Румынии. Существует также версия, что Аким и Зиколов работали одновременно и на русских и на украинскую разведку. Последнее, скорее всего, и стало главной причиной демарша румынских властей в отношении украинских дипломатов.

Однако, объявление персонами «нон грата» сотрудников посольства является делом чрезвычайным, свидетельствующим о наличии серьезных политических проблем в отношениях двух стран. По словам, экс-главы СБУ Игоря Смешко, такой демарш «может быть свидетельством того, что нарушены нормальные партнерские, соседские отношения, в первую очередь, между специальными службами государств, или это действительно многоходовая комбинация с определенными серьезными последствиями для двусторонних отношений на межгосударственном уровне».

-ads-

Бывший руководитель Генштаба Вооруженных Сил Румынии, генерал в отставке Михайю Маргарит в интервью румынским СМИ заявил, что «подобные действия могут не только обострить двусторонние отношения, но и создать неблагоприятную ситуацию для развития евроатлантического партнерства в регионе».

Несомненно, что публичность скандала и его мощное информационное сопровождение указывает на наличие более глубоких мотиваций Бухареста. Вряд ли румынское руководство пошло на обострение и без того сложных отношений с Киевом, если бы его целью было пресечение мелкой утечки секретной информации.

Если в отношении высланных украинских дипломатов известно немного (только то, что это кадровые военные, работающие в системе МИД), то Юстиниан Фокша известен украинской публике еще по его предыдущей работа в статусе директора управления по вопросам румын отовсюду Министерства общественной информации Румынии в начале 2000-х. Тогда г-н Фокша активно опекал румынские общественные организации в Украине. Кроме того, уже в должности второго секретаря консульства Фокша выступал одним из «локомотивов» реализации проекта открытия в Черновцах «Кладбище героев», где захоронены почти 400 румынских граждан, погибших в 1944 – 45 гг. во время освобождения Буковины Советскими Армией. А также замечен в чрезмерной активности по предоставлению румынского гражданства украинским румынам Буковины. По мнению черновицких обозревателей, деятельность Фокши, как и всего генконсульства Румынии носило явно наступательный характер и не всегда вписывалось в рамки дипломатических традиций, что создавало определенные вызовы для национальной безопасности Украины и ее территориальной целостности. Украинский МИД и СБУ отказываются комментировать подробности высылки Фокши, однако, по нашим источникам, именно его деятельность в регионе уже давно выходила за рамки функций дипмиссии и в украинских спецслужб накопилось к нему много вопросов.

Главные проблемы, которые возникают в гуманитарной сфере в диалоге Украины и Румынии, имеют свои истоки в прошлых территориальных претензиях к Украине. Нормальному развитию межгосударственных отношений наносит политический вред тенденциозное использование Бухарестом некоторых вопросов истории, в первую очередь — о национально-территориальной принадлежности северной части Буковины, Герцах, Хотинского, Аккерманского, Измаильского районах.

Последовательно осуществляя так называемую политику «маленьких шагов» относительно Бессарабии и Северной Буковины, правящие круги Румынии пытаются интегрировать эти территории сначала в экономическом и культурном планах, а затем и политически. Бухарест пытается сформировать собственное культурное пространство, которое выходит за рамки границ самой Румынии. Эти усилия Бухареста имеют не только гуманитарную составляющую, но и сопровождаются мощным политическим давлением на Киев.

В Украине в местах компактного проживания румын функционируют румыноязычные школы, выходят газеты, действуют университетские кафедры румынской филологии. В Черновицкой области в 2007/2008 учебном году с румынским языком обучения было 83 школы (20 % учеников области). Кроме того существует 15 учебных заведений смешанного типа, которые охватывают 6218 учеников.
В двух из 4-х районов, где компактно проживает румынское население — Герцаивском и Глибоцком, — председателями районных советов избраны представители этого меньшинства. В Герцаивском и Сторожинецком районах представители румынского национального меньшинства назначены главами районных государственных администраций.

Но, несмотря на наличие таких преференций, румынские культурные и национальные общества считают, что Украина препятствует их национально-культурному развитию. Они усиливают давление и на официальную власть Черновицкой области. Например, активисты «Румынского содружества Украины» требуют от руководства области: введение в школах населенных пунктов, где румыноязычное население проживает компактно и составляет более 20%, изучения румынского языка и литературы как обязательных предметов; применение принципа пропорциональности во время кадровых назначений и согласования с представителями румынского общества кандидатур при назначениях руководящих кадров в этих районах; вернуть исторические названия селам Глибоцкого, Герцаивского, Новоселицкого и Сторожинецкого районов Черновицкой области и бессарабской части Одесской области, где компактно проживает румынское национальное меньшинство; обеспечить двуязычные надписи названий населенных пунктов в местах с компактным румынским и смешанным населением области; открыть румынские группы на всех факультетах Черновицкого национального университета (подавляющее большинство всех этих требований — за счет украинского государства).
Интересно, что все эти требования и давление на Украину и власти Черновицкой области происходят в достаточно странных экономических условиях: существует реальный и значительный разрыв между экономическими отношениями Черновицкой области (и Украины в целом) с Румынией и национально-культурными требованиями. Во-первых, у Румынии чрезвычайно слабые внешнеторговые и внешнеэкономические связи с Черновицкой областью (Румыния находится за пределами первой десятки в числе инвесторов и отсутствует среди лидеров во внешнеэкономическом сотрудничестве). Во-вторых, уровень развития многих румынских сел Черновицкой области и соседнего Сучавского уезда Румынии — не в пользу населенных пунктов по ту сторону украинской границы.

Анализ уровня обеспечения образовательных потребностей украинцев Румынии дает основания утверждать о его в целом неудовлетворительном состоянии. Эту оценку подтверждают и данные общего мониторинга, проведенного с 31 октября по 3 ноября в 2006 г. в рамках деятельности Смешанной межправительственной украинско-румынской комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств. На всю Румынию в настоящее время существует единственный украинский лицей им. Т.Г. Шевченко в г. Сигет.

Представители украинского общества неоднократно обращали внимание официальной властей Румынии на тот факт, что происходит насильственная асимиляция украинской общины. В некоторых населенных пунктах, с почти полностью украинским населением, переписи 1992 и 2002 гг. украинцев не обнаружили. Как, например, в селах Ипотешти и Семеничи Сучавского уезда. Вполне понятно, что в таком случае в отмеченных населенных пунктах отсутствуют заведения, направленные на удовлетворение национально-культурных запросов украинцев.

Такая диспропорция в обеспечении прав украинцев в Румынии и наличием значительных возможностей для румын в Украине играет не в пользу нормализации двухсторонних отношений.
Кроме того, после вхождение в Евросоюз Румыния получила новые возможности для реализации своей культурной экспансии в регионе. Так, комиссаром в Еврокомиссии от этой страны стал Леонардо Орбан, который занимается вопросами языков в ЕС и всячески продвигает инициативы по «принуждению» Киева к выполнению положений Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств в отношении двухсот тысяч украинских румын, компактно проживающих в Черновицкой области.

Естественно, что в такой ситуации стороны ищут новые возможности для обеспечения продвижения собственных интересов в регионе. Любые возможности «укусить» оппонента, дискредитировать его в глазах европейской общественности выглядят привлекательным инструментом реализации национальной политики. В этом контексте следует рассматривать и нынешний шпионский скандал. Румыния уже успела провести определенную информационную капанию в ЕС по формированию образа Украины, как страны ведущей шпионскую деятельность простив страны-члена ЕС и НАТО, а также не соблюдающей нормы международного права в отношении национальных меньшинств.

Если же абстрагироваться от гуманитарной проблематики украинско-румынских отношений и сфокусировать свое внимание на непосредственно шпионский инцидент, то можно вычленить несколько реалистичных версий произошедшего.

Версия 1. Рука Москвы. Румынские СМИ указывают на то, что первая информация в прессе о шпионских депортациях появилась в российских источниках, с ссылкой на Инну Богословскую. Именно она в день отставки с поста главы украинского МИД Владимира Огрызка с трибуны Верховного Совета первая заявила о демарше Бухареста. Кроме того, румынские следователи еще 2 марта дали утечку информации в СМИ о том, что к шпионскому скандалу имеет отношение Россия. О наличии российского следа заявил и неназванный источник издания «Корреспондента» в СНБОУ. Естественно, что РФ имеет определенный специфический интерес к вооруженным силам Румынии, как страны НАТО. Скорее всего, именно русские были основными потребителями информации сержанта Акима и болгарина Зиколова. Более того, «переведение стрелок» на Украину вполне вписывается в традиционный алгоритм работы российской спецслужбы. Однако, при этом из Румынии высылают не российских, а именно украинских дипломатов. Даже если поверить в версию о их якобы участии в российской шпионской игре в качестве посредников, то удар должен был направлен хотя бы в равной мере против украинского и российского посольства. Но этого не произошло.

Вместо этого мы наблюдаем поразительное сходство подач информации российскими и румынскими СМИ о недружественных действиях украинской стороны, наличии противоречий у Киева и Бухареста, а также критика курса Украины на вступление в НАТО. Похоже, что в румынской и российской стороны наметилось согласование интересов по международному «моканию» Украины.
Версия 2. «Контрольный выстрел». Во-первых, необходимо учитывать фактор недавнего решения Гаагского суда по вопросу острова Змеиный. Несмотря на кажущийся выдержанный и объективный характер решения Международного суда по разделу исключительных экономических зон на шельфе Черного моря, Украина явно проиграла в этом вопросе. Да, мы отстояли статус Змеиного как острова (румыны настаивали, что это скала и потому шельф нам не принадлежит). Но, на сам клочок суши Бухарест никогда серьезно и не претендовал. Его все время интересовал нефтеносный и газоносный шельф вокруг острова.

По словам председателя правления ГАК «Черноморнефтегаз» Игоря Франчука, «согласно решению Гаагского суда Украина вместе с потерей территории потеряла разведанные запасы газа, на что было потрачено 35 миллионов гривен из государственного бюджета. Для того, чтобы подтвердить наличие газовых ресурсов на отошедшей к Украине территории, надо еще бурить параметрические скважины. Для того, чтобы понять, что мы потеряли и приобрели в результате деления территории необходимо сделать детальную сетку, и по выявленным структурам бурить скважины. Пока говорить о конкретных запасах предполагаемых запасов газа невозможно. На сегодня есть конкретная потеря территории, и по-моему несправедливо. Раздел должен быть хотя 50% на 50%, но не 80% на 20% не в пользу Украины. Максимум, что может сегодня получить Украина – продать румынской стороне геологическую информацию, которая уже получила, чтобы хотя бы компенсировать затраты. Но румынам Украина практически не нужна – у них есть технологии, они активно привлекают крупные международные компании, которые выполняют все необходимые работы. Мы, к сожалению, пока на месте стоим». Таким образом, Киев таки больше потерял, чем приобрел.

Во-вторых, Змеиный является не единственным болевым вопросом отношений Киева и Бухареста. Румынская сторона резко активизировала деятельность по устранению Украины как конкурента на 7-м Международном транспортном коридоре в Нижнем Дунае. Ее дипломатия продолжает эффективно эксплуатировать тему экологии с целью введения в заблуждение мировой общественности. Причем речь идет о перераспределении финансовых потоков на транзитных участках в интересах Румынии.
В результате дипломатических действий Бухареста Киеву уже «перекрыли кислород» в вопросе строительства канала Дунай – Черное море. По словам эксперта по вопросах транспортной политики Александра Арбузова, Украине придется выполнять уже пройденную процедуру, предусмотренную конвенцией Эспоо, повторно: проведение экологического мониторинга, организация общественных слушаний, двусторонние консультации и прочее. При этом несложно предположить, что румынская сторона будет еще более изощренно противодействовать этой работе. В лучшем случае на это понадобится два года. А чтобы полностью выполнить решения, принятые в мае 2008 г. в Бухаресте, мы должны прекратить работы на гирле Быстрое. В 2005-2006 годах из-за остановки проекта только прямые экономические убытки составили 269,2 млн. грн.

В то же время, сама Румыния продолжает строительную работу на Дунае. Во второй половине в 2007 г. Бухарест начал реализацию «Плана организации территории Дунайской дельты (Master Plan)», в соответствии с которым предусмотрено строительство новых искусственных каналов и расчищение уже существующих протоков «…для потребностей судоходства на внутренних водных путях по Дунаю от 1072 километра вниз к Черному морю…». При этом в документе четко отмечены и места — это каналы река-море «Сулина», «Чернавода», «Георгиевский». На данные работы Министерство окружающей среды и водных путей Румынии предусмотрело около 7 миллиардов лей (это более 3 млрд долларов США).

Заслуживает внимание тот факт, что румынская «Программа развития дельты Дуная» под общей формулировкой «организации территории» предусматривает строительство 27 новых портов, 5 новых железнодорожных и 12 автомобильных мостов, 13 новых пунктов Ro-ro переправ в портах Сулина, Тульча, Галац, Блаила, Калараш и так далее. Впрочем, не забыт и туристический бизнес. Для привлечения европейских граждан в Биосферный заповедник Дельты Дуная соседи готовы потратить порядка 6 миллионов долларов.

Эти действия румынской стороны входят в прямое противоречие с Конвенцией Эспоо. В частности, представитель румынского филиала Фонда защиты дикой природы (WWF) Джонджи Руза уже неоднократно предупреждала руководителя конвенции Еспоо Вика Шраге о возможных экологических последствиях реализации данного проекта. Активистами организации были собраны больше 1300 подписей в уездах Галац, Браила и Тульча в поддержку акции протеста против проведения работ из дамбированию 1000 км. Дунаю на румынской территории. Кроме этого, эксперты-экологи утверждают, что заповедник не выдержит такое количество туристов. Однако руководство Конвенции Эспоо не среагировало на поданные материалы и сконцентрировало свою критику на украинской стороне.

Для продвижения всех этих проектов, Румыния нуждается в мощном импульсе для формирования образа Киева как недоговороспособного, который не соблюдает ранее подписанные конвенции и соглашения.

Если учитывать, что Украина и Румыния конкурируют между собой не только за транспортные потоки на Дунае, шельф черного моря, но и за политическое лидерство в регионе, а также во влиянии на ближайших соседей (например Молдову), у обоих есть интерес в скорейшем урегулировании Приднестровского конфликта (с выгодой для себя), то шпионский скандал оказался как нельзя к стати. Он стал своеобразным «контрольным выстрелом» в голову Украине с целью окончательно выбить ее из активно игры не только на Дунае, но и во всем Черноморском регионе. При этом, интересы Бухарест нашел понимание и поддержку у Москвы, которая также заинтересована в еще большем ослаблении влияния Украины на этом пространстве.

Суммируя для Украины сухой остаток данной детективной истории, следует отметить, что Киев в ней пока еще не проиграл. И это важно, поскольку открывает нам «окно возможностей» для нейтрализации последствий шпионской истории для отечественной евроатлантической интеграции. Естественно, что ведение разведывательной деятельности на территории страны-члена НАТО, государством имеющим планы вступить в Альянс, и не только ведение, но и сам факт разоблачения, окажет негативное влияние на уровень доверия и контактов по линии диалога с Брюсселем. Но ситуация не катастрофична. Главное сейчас убедить наших западных партнеров в наличии особой мотивации румынской стороны в публичности скандала.

Что же касается перспектив конкурентной борьбы за Дунай, то тут ситуация обстоит не лучшим образом и без обмена персонами «нон грата». Бухарест ведет планомерную работу по продвижению своих интересов, используя весь арсенал возможностей: от программ ЕС до инвестирования в свое гуманитарное пространство на нашей территории. Украина же пока инертна в отношении политического обеспечения своих национальных интересов. Единственное на что мы сподобились так это симметрично выслать двух румынских диппредставителей, которые и без того давно на это напрашивались.

Важно, чтобы эта инертность не превратилась в глухую оборону и отказ иметь дело с Румынией в целом, возлагая надежды на справедливость европейского «суда». В Брюсселе нужно работать локтями.

Кроме того, мы в праве ожидать от Бухареста определенного движения на встречу по снятию негатива по результату шпионского скандала. И это движение может состоятся через возобновление политического диалога руководителей двух стран. 26 февраля должен был состоятся визит президента Румынии Трояна Басеску в Украину. Остается надеяться, что перенос этого события действительно не был связан с дипломатическими демаршами (как утверждают чиновники украинского МИД).

Предыдущая статьяКак получить деньги, не построив дом
Следующая статьяРыночный капитализм одерживает верх над боливарианским социализмом («Forbes», США)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь