Беспрецедентным событием стал арест бывшего председателя Комитета национальной безопасности и одного из наиболее влиятельных представителей правящей элиты Карима Масимова, подозреваемого в государственной измене. Примечательно, что за все время пребывания Касым-Жомарта Токаева на посту главы государства Масимов, несмотря на свой прежний официальный статус, ни разу не был у него на приеме.
Непосредственные контакты между ними были отмечены только во время расширенного заседания коллегии КНБ РК и совещания по вопросам реформирования правоохранительной системы, прошедших 4 июня и 2 сентября 2020 года соответственно. Скорее всего, это было обусловлено максимальной ориентацией экс-председателя КНБ на Нурсултана Назарбаева, что сильно снижало уровень контроля Акорды за ним и возглавляемым им ведомством.
Естественно, что перерастание массовых акций протеста в беспорядки и антиправительственные действия с участием иностранцев, применением оружия и захватом административных зданий в Алматы, Кызылорде, Семее и т.д. обуславливает наибольшую ответственность именно руководства КНБ. В свою очередь, это привело к снятию Карима Масимова и его первого заместителя Самата Абиша. Однако последующее задержание первого из них своими недавними подчиненными свидетельствует об отсутствии обычной халатности с его стороны. В текущих условиях можно предположить две возможные версии ареста экс-председателя КНБ.
Версия 1. Участие Карима Масимова в попытке государственного переворота в качестве одной из его ключевых фигур. Целями переворота могли быть отстранение Касым-Жомарта Токаева с поста главы государства и обеспечение прихода к руководству страной определенной группы высокопоставленных персон с последующим перераспределением между собой ключевых государственных должностей.
При всем политическом потенциале Масимова оснований считать его лидером вероятного переворота и потенциальным претендентом на пост президента страны недостаточно. В частности, охват беспорядками большей части регионов Казахстана дает основание предполагать их серьезную организацию со стороны определенных групп влияния, включая региональные элиты.
Верогятно, что соответствующие группы готовились к захвату власти в стране давно, учитывая неясные перспективы с ее преемственностью и развитием ситуации в постназарбаевский период. Масимов мог играть в этом процессе важную роль, включая формирование вооруженных (боевых) групп посредством привлечения (вербовки) нужных людей из числа руководителей выявленных КНБ криминальных и экстремистских структур, обеспечения их неприкосновенности (прикрытия), снабжения деньгами, документами, оружием, средствами связи и транспортом, предоставления необходимой информации и допуска въезда на территорию Казахстана завербованных иностранцев (наемников).
В таком случае речь может идти о серьезном политическом заговоре с участием не только Карима Масимова, но и некоторых других высокопоставленных персон. Вместе с тем нет ясности относительно выявления этих лиц и возможностей их привлечения к уголовной ответственности. К тому же не исключено, что кто-то из них пребывает в настоящее время за рубежом.
Версия 2. Целенаправленное бездействие Карима Масимова в своих интересах. В данном случае предполагается, что экс-председатель КНБ, располагая информацией о деятельности в разных регионах Казахстана различных криминальных и экстремистских структур, мог дать команду своим подчиненным не предпринимать каких-либо действий по их нейтрализации. То же самое коснулось и прибывающих из-за рубежа наемников.
В свою очередь это позволило Масимову и людям из его ближайшего окружения контролировать соответствующие структуры и в подходящий момент направить (спровоцировать) их на совершение действий, способных дестабилизировать ситуацию в стране. Таким моментом стали акции протеста из-за повышения цен на газ, начавшиеся в Мангистауской области и поддержанные в других регионах.
При таком возможном раскладе Карим Масимов мог рассчитывать на:
– представление Нурсултану Назарбаеву как председателю Совета Безопасности РК собственного плана действий по подавлению беспорядков и устранению их последствий и получение карт-бланша на его реализацию;
– отставку Касым-Жомарта Токаева с поста президента республики под давлением протестующих, с одной стороны, и Елбасы и других высокопоставленных представителей правящей элиты, с другой стороны;
– назначение на пост руководителя президентской администрации или премьер-министра с расширенными полномочиями и, как следствие, занятие позиции де-факто второго человека в стране при приемлемом для него и.о. президента страны. Причем не исключено, что таковым планировалось сделать экс-премьера Аскара Мамина, с которым у Карима Масимова сложились хорошие отношения с детства.
Для этого можно было убедить Елбасы в заслугах и достоинствах Мамина во главе правительства с акцентом на выполнение предвыборной программы партии «Nur Otan», а также повлиять на отказ спикеров палат парламента от принятия полномочий главы государства.
В любом случае Карим Масимов вел свою политическую игру, дистанцируясь от Акорды. Вместе с тем соответствующие планы были сорваны вследствие как бурно развивающейся и явно вышедшей из-под его контроля ситуации, так и решительных действий Касым-Жомарта Токаева, начиная от отставки правительства и заканчивая приглашением миротворцев ОДКБ.
Дальнейшее развитие ситуации вокруг экс-председателя КНБ во многом будет зависеть, во-первых, от того, какая из представленных выше версий найдет свое подтверждение. И, во-вторых, от отношения Нурсултана Назарбаева к своему выдвиженцу с учетом его прежних заслуг, а также обладания им большим объемом информации об официальной и неофициальной сторонах жизнедеятельности представителей верхнего эшелона власти.
Автор: Андрей Чеботарёв
Источник: Facebook