додому Стратегія Камо грядеши? Или вопрос цивилизационного выбора для Украины

Камо грядеши? Или вопрос цивилизационного выбора для Украины

503

Киев, 19 сентября 2015 года (ПолитКом, Людмила ДОЛГОНОВСКАЯ). Как православной Украине стать полноправной частью общеевропейской цивилизации? Есть ли перспективы у регионального славянского проекта? Как украинское общество видит внешнеполитическое будущее своей страны?

Эти и множество вытекающих вопросов неизменно актуальны для Украины на протяжении нескольких веков.

События Евромайдана, когда на главной площади страны развевались флаги Украины и ЕС, сегодняшний конфликт на Донбассе, где в борьбе схлестнулись постсоветская (пророссийская) и украинская национальная идентичности, только подтверждают актуальность этой темы.

Дрейф Украины в сторону общеевропейской цивилизации сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Свою инаугурационною речь Петр Порошенко начал со слов Ивана Франко: «Ми, українці, «живий вогник у сім’ї європейських народів і діяльні співробітники європейської цивілізаційної праці». А закончил такими словами: «Ми – народ, що був одірваний від своєї великої Батьківщини Європи – повертаємося до неї. Остаточно і безповоротно».

В кругу академических ученых также преобладает тезис о неоспоримости европейского выбора для Украины. Так, в статье «Украинство в европейском цивилизационном пространстве: теоретико-методологические засады исследования» старшего научного сотрудника Центра украиноведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Татьяны ВОРОПАЕВОЙ сказано: «Мы рассматриваем Украину как «цивилизационное пограничье» (borderland) Европы (как простор, коридор, «медиатор» межцивилизационного взаимодействия, как пограничный пояс, мост между Востоком и Западом, как форпост европейской цивилизации и «окно в Европу» для народов Востока). Украина не «перекрывает» ни один цивилизационный разлом, а пребывает на восточном рубеже европейской цивилизации… Украина всегда принадлежала к европейской цивилизации, а попытки оторвать ее от этого «материнского лона» никогда не были удачными».

Но если в теории все понятно, то на практике далеко не так однозначно. Еще пару лет назад на высшем государственном уровне рассматривалось присоединение к Таможенному Союзу как альтернативе ЕС. В июле 2013 года Владимир Путин во время своего визита в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси активно агитировал за возврат Украины в другое «лоно» – православной цивилизации.

Соцопрос общественного мнения, проведенный социологической группой «РЕЙТИНГ» в июле 2015 года, свидетельствует о расколе общества в вопросе присоединения Украины к международным экономическим союзам.

Екон союз

Союз за регіонами

Как относительно автономную часть общеевропейского проекта Ольга АНДРЕЕВА (профессор кафедры Международной информации Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко) предлагает рассматривать субрегиональную цивилизационную идентичность Украины в рамках ГУАМ и СДВ.

Политолог Кость БОНДАРЕНКО в статье «Славянская Европа для нас – реальная перспектива» акцентирует внимание на том, что Украина, в которой нет православного фанатизма и роль церкви скромнее, чем в России, может с большим успехом представлять общеславянский проект. «Я считаю, что, прежде всего, это будет экономический, некий «Дунайский проект», объединяющий страны дунайского региона. Возможно, что со временем такое сотрудничество потребует создания определенной политической надстройки, которая, в свою очередь, объединит эти страны в некую конфедерацию. Конечно, создание такого политического союза – дело перспективы, но начинать работать над таким проектом необходимо уже сейчас», – резюмирует политолог.

Журналист Виталий ПОРТНИКОВ в статье «Византийский выбор Украины» настоятельно рекомендует учитывать религиозный фактор, так как Украина часть православной цивилизации. «Выбор, который делает сегодня Украина, куда более серьезен, чем выбор между Россией и ЕС. Это цивилизационный выбор между двумя политическими, нравственными и социальными моделями, которые складывались тысячелетиями. 1654 год был не просто годом выбора между Речью Посполитой и Московским царством. Это был год выбора в пользу московского православия, который был вскоре подтвержден переходом киевской митрополии под омофор московского патриарха. В 2013-2014 годах был сделан выбор в пользу византийской модели православного мира – и не случайно этот выбор делался под аккомпанемент колоколов Михайловского Золотоверхого собора УПЦ Киевского патриархата. Киевского. Не Московского», – отмечает Виталий Портников. Он предлагает более пристально изучать опыт Румынии как православной страны-члена ЕС, а не, к примеру,  Польши. «Я очень хотел бы, чтобы в результате реформ Украина стала процветающей европейской страной. Но даже в случае максимального успеха Украина останется самой собой – то есть частью мира православных стран. И я уверен, что опыт успехов и неудач этих стран – прежде всего тех, кто уже присоединился к НАТО и Евросоюзу – является для нас куда более ценным, чем опыт стран католического и протестантского мира», – убежден аналитик.

Тот же опрос социологической группы «РЕЙТИНГ» показывает отношение украинцев к другим странам. Лидерами украинских симпатий стали Польша, Беларусь, Грузия, страны ЕС.

Ставлення до країн

В современном мире активной интеграции и глобализации держать нейтралитет становится практически невозможно. Украине давно пора сделать свой выбор дальнейшего цивилизационногои внешнеполитического развития. Как видим, единого ответа на этот вопрос не существует.

Мы решили адресовать его нашему эксперту –  политологу, директору Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрию ЛЕВУСЮ. Он отметил, что вопрос «цивилизационного выбора» Украины в настоящий момент является несколько надуманным. «События последних двух лет однозначно показали, что в украинском обществе господствует европейский вектор. Причем общество настроено в плане цивилизационного выбора гораздо более последовательно и решительно, чем политические «элиты», что и проявилось во время Майдана».

Эксперт не согласен с бытующим мнением, что война против российской агрессии стала «последней каплей» определившей отход от Москвы. «Украина и украинцы подспудно всегда понимали своё отличие от Москвы, можно говорить об определённом архетипе «неомосковщенной» Украины, что абсолютно логично в свете государственного опыта Національно-визвольних змагань и Гетьманщины, с одной стороны, и собственного опыта Галичины, Буковины и Закарпатья, с другой. Более того, вот этот подспудный и даже призрачный опыт Гетьманщины недооценивается, когда идёт речь о феномене возрождения Украины или же неожиданной активности неформализованного гражданского общества, проявившегося на Майдане, в добровольческих батальонах и в волонтерском движении. А также в том факте, что Украину как собственный проект в 2013-2014 годах позитивно восприняло большое число населения разного этнического происхождения. Все эти факты и свидетельствуют о европейскости Украины, хотя и восточноевропейском варианте», – подчеркнул Дмитрий Левусь.

И именно потому, считает эксперт, что понятие «Восточная Европа» объединяет не только славянские страны (ярким примером являются неславянские Венгрия, Румыния, Балтия), не стоит говорить о возможности для Украины стать центром «славянского ренессанса».  Более того, понятие «славянство» очень условно, крайне заангажировано Кремлём и в нынешних условиях не способно к возобновлению без его поддержки. Альтернативные варианты этого значения, ещё менее жизнеспособны. Потому логичнее говорить о том, что Украина может статьновым центром восточноевропейского региона с наиболее вероятной конфигурацией в виде Балто-черноморской дуги, поскольку именно это соответствует экономическим интересам и безопасности данных стран.

Влияние же православия как «антиевропейского тормоза», по мнению Дмитрия Левуся, несколько преувеличивается. «Да, Европа формировалась, в основном, как симбиоз католицизма и протестантизма. Однако Восточная Европа не настолько однозначна. Да и украинское православие, на самом деле не совсем соответствует тому представлению об этой ветви христианства, которое сформировалось под восприятием именно Московского патриархата. Уверенно можно говорить о том, что украинское православие – во много западное. Прежде всего, это определяется отношением к власти, предельно отличающимся у УПЦ КП и РПЦ, что показали события последних двух  лет. И опять же, есть четыревековой опыт греко-католиков, который во многом тоже можно воспринимать как опыт именно западной формы православия в условиях фронтира западноевропейского мира. Именно поэтому, украинское православие  не будет помехой европейского цивилизационного выбора, хотя процесс его становления ещё очень далёк от завершения», – резюмировал политолог.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я