Я рассматриваю все события, связанные с экономическим, политическим кризисом и текущей пандемией коронавируса, в одном ключе – как продолжение и усиление тенденций, вызревших в современной цивилизации с конца ХХ века. Связано это, на мой взгляд, с новой парадигмой искусственного интеллекта и цифровых технологий. Эта парадигма давно вышла за пределы технической сферы и стала некой всеобъемлющей установкой гуманитарной культуры, к моему глубокому сожалению.
Все дело в том, что технологии искусственного интеллекта создали сильное, гипнотическое ощущение открывающегося на обозримом временном горизонте всемогущества. Некоторые говорят чуть ли не о перспективе обретения бессмертия в цифровом виде. Перекладывая на ИИ как на новое техногенное Божество (сбылась все-таки идея Deus ex machine) все ожидания и текущие дела, чаще всего большинство экспертов игнорируют то, что главным последствием применений технологий искусственного интеллекта является невиданное ранее упрощение.
Искусственный Интеллект, в действительности, прост. Его сложность иллюзорна – природа искусственного интеллекта целиком и полностью алгоритмична, пресловутые сложность и самообучаемость – таковыми не являются; преимущество искусственного интеллекта – линейно и заключается в высокой скорости обработки и способности быстрого просчитывания вариантов. Однако, именно быстрая и эффективная работа искусственного интеллекта создает ощущения его совершенства и ценности его для человечества.
Между тем: скорость нарастания информации и быстрая результативность парадоксальным образом приводят, по отношению к человеческому сознанию, к противоположному эффекту – максимальному упрощению. Упрощается мышление, упрощается и стандартизируется поведение, предельно упрощается мотивация. Все становится алгоритмическим, иными словами.
Я же должен заметить, что научная революция ХХ века открыла реальность, весьма далекую от механистических представлений, к которым нас возвращают технологии искусственного интеллекта, эта реальность нелинейна, нелокальна и саморазвивающаяся.
Разумеется, такое понимание реальности ставит предел технологической утопии и ее базовым установкам, прежде всего идее контроля и управления. Но, идея контроля вторична по отношению к определенной мотивации – существовать на самом примитивном уровне, уровне потребления информации и ресурсов. По сути дела, как не прискорбно, речь идет о стратегии не мыслящего существа, чья жизнь зависит от его способности к освоению сложности реальности, а паразита, который свел свое существование к двум примитивным функциям – потребления и воспроизведения.
Отказ от высших когнитивных намерений и целей чреват не только деградацией человеческих качеств, их обезличиванием, стандартизацией и предельным, вульгарным утилитаризмом. Человечество стремительно сужает горизонт своего видения. Дальние последствия сложных нелинейных процессов оказываются в слепой зоне внимания современного человека.
Пандемия коронавируса – один из зримых, но не единственных результатов такой «близорукости» или даже слепоты. Человечество теряет понимание важности и уникальности сложной человеческой личности – весь акцент делается на правах меньшинств, но не личности. А это уже предвестник нового тоталитаризма.
И важно понять – стратегия паразита ведет к гибели, ведь создавать ресурс его стратегия не способна. Восстановление культуры «сложностности» – мышления, поведения, ценностей – таким образом не некая блажь интеллектуалов, а главное условие уже выживания человечества.
Автор: Эдгар Морен, французский философ и социолог, создавший концепцию «сложностности»
Источник: Huxley