Милан Лелич
Политика украинской власти по искусственному превращению крайне противоречивых исторических персонажей в «общенациональных героев» в последнее время набирает все более крутые обороты. На сей раз руки дошли до деятеля, по числу сломанных вокруг которого копий уступающего, пожалуй, только Степану Бандере и Роману Шухевичу (может быть, еще и Ивану Мазепе) – главы Директории УНР и Главного атамана войск УНР Симона Васильевича Петлюры. 18 июня этого года 76 голосами из 117 возможных Киевским горсоветом было принято решение о переименовании находящейся неподалеку от центра города улицы Коминтерна в улицу Симона Петлюры.
Отношение к фигуре Петлюры, равно как и Бандере, Шухевичу и Мазепе, в современной Украине является водораздельным камнем, отделяющим «свидомитов» от «имперцев», «украинофилов» от «украинофобов», «патриотов» от «запроданцив». Если для первых Петлюра – выдающийся деятель, «державнык», пытавшийся спасти Украину от «коммунистической чумы», то для вторых – агент западных государств, оголтелый русофоб, бездарь и предатель. При этом в своей аргументации обе стороны не выходят за рамки советской или новейшей украинской мифологии, не пытаются разобраться с фактами, а лишь слепо следуют вбитым когда-то в голову мировоззренческим догмам.
Бухгалтер-масон
Среди историков нет единства даже в вопросе о том, из какой семьи происходил Петлюра. По одной версии, он был рожден в 1879 году в семье извозчика, по другой – в семье мелкого буржуа, по третьей – в семье священнослужителя невысокого ранга. В пользу признаваемой большинством специалистов третей версии говорит и то, что с ранних лет он был отдан в церковную бурсу, затем – в Полтавскую духовную семинарию, которую, правда, так и не закончил. В период учебы Петлюра начинает активно интересоваться общественно-политической жизнью, вступает в Революционную украинскую партию, идеология которой была весьма размытой и включала и социалистические, и национал-демократические идеи. За участие в революционной деятельности Петлюра был арестован, бежал за границу, откуда вернулся лишь после провозглашенной в 1905 году амнистии. Вместе с Винниченко и Грушевским Петлюра создает Украинскую социал-демократическую рабочую партию. После поражения Первой русской революции Петлюра начал заниматься журналистикой, становится редактором газеты «Слово» (что интересно, именно Петлюра в своем издании ввел в широкий обиход, с очень негативным оттенком, понятие «мелкобуржуазный украинский национализм»). Около 1910 года Петлюра переезжает в Петербург, где вступает в масонскую ложу, членство в которой значительно поможет ему в карьере: работавший бухгалтером в маленькой частной фирме Симон с началом Первой мировой получает неплохое место в «Союзе земств» – всероссийской организации, помогавшей российской армии. Именно с этого момента деятельность не провоевавшего на фронте ни единого дня Петлюры начинает приобретать «военный» оттенок.
Атаман-диктатор
Сразу после создания Центральной Рады Петлюра возвращается в Киев, где как имевший какое-то отношение к армии человек возглавляет Украинский военный комитет – по сути, министерство обороны, где занимается созданием украинских полков. Смещают его с должности в декабре 1917, после ряда поражений в только начавшейся войне между УНР и большевиками. Как бывшему министру, ему предложили возглавить так называемый Гайдамацкий Кош численностью в пару сотен человек, с легкостью выбитый из Киева большевиками вместе с остальными частями УНР.
Гайдамаки вернулись в Киев с помощью немецких штыков и учиняли в городе настоящий беспредел: погромы и ограбления мирного населения стали обыденным явлением. Вопрос об отношении самого Петлюры к погромам – очень спорный. По одной версии, он всячески боролся с ними, сурово наказывая провинившихся, по другой – как раз одобрял их. Наиболее правдивой представляется следующая версия: формально Петлюра издавал распоряжения и приказы по борьбе с погромами, а негласно им покровительствовал (чтобы тем самым завоевать авторитет у бойцов или же в силу своих собственных антисемитских взглядов). В это время в личности Симона Петлюры все явственнее начинает проступать одна, определившая всю его последующую жизнь черта, – воля к власти, неважно, военной или гражданской.
После прихода к власти Скоропадского Петлюра отнюдь не исчезает из виду – благодаря старым связям он становится главой киевского губернского земства. Лишь личный конфликт с гетманом (а не идейные разногласия, которые, по идее, должны были иметь место между монархистом и социалистом) приводит его в оппозицию. В этот момент в голове Петлюры окончательно прощается с левыми убеждениями, главным для него становится сохранение украинской государственности.
Петлюра самым активным образом участвует в подготовке заговора против гетмана (причем Главным Атаманом провозглашает себя сам). Войска Директории берут Киев.
Именно в это время Петлюра достигает вершины своей политической карьеры – после отставки Винниченко в его руках оказывается вся полнота власти в стране. Главная проблема в том, что территория «страны» стремительно уменьшалась, в Киеве Петлюра не продержался и месяца, опять будучи изгнанным большевиками. «В вагоне – Директория, под вагоном – территория», – так пелось в шутливой песенке тех лет.
Скитавшийся по селам Подолля и Волыни Петлюра был вынужден принять военную помощь французского правительства в обмен на контроль над украинскими банками и железными дорогами. Естественно, никакого успеха это не принесло – петлюровцы были разгромлены деникинскими войсками.
Последним политическим актом Петлюры, у которого из всей армии осталась только личная охрана, стало подписание договора с Юзефом Пилсудским, по которому он согласился на оккупацию Польшей Галичины и Волыни ради установления своей власти над Надднепрянщиной.
Бесславный конец
Поскитавшись некоторое время по Европе, Петлюра, осел в Париже, где вернулся к активной масонской деятельности. Возможно, именно это и привело к его смерти. По одной из версий, убийство Петлюры в 1926 году – заказ одной из западноевропейских масонских лож, членам которой не понравилось активное участие Петлюры во внутренних интригах. По другой версии – убийца Петлюры, анархист еврейского происхождения Самуил Шварбард, был агентом советского ГПУ (впрочем, после тщательнейших исследований это так и не доказано). Наконец, главная, признаваемая большинством историков версия – Шварцбард совершил убийство с целью мести (во время еврейских погромов на Украине погибло 15 его родственников). Впоследствии Шварцбард был оправдан на знаменитом Парижском процессе, в его защиту высказывались такие авторитетные люди, как Альберт Эйнштейн, Анри Бергсон, Анри Барбюс. В целом, отношение к Петлюре и петлюровщине в Западной Европе в то время было резко отрицательным (чему, правда, существенно поспособствовала советская пропаганда)
Какой вывод можно сделать из всего вышеизложенного? Петлюра постоянно оказывался не на своем месте. Не имевший никакого полководческого таланта, он постоянно рвался командовать армией. Не обладавший опытом в государственных делах, он упрямо шел к власти. Вместо того, чтобы пытаться превозносить личность Петлюры, как это делают национал-демократические политики, стоило бы внимательно изучить его главную ошибку, приведшую к краху УНР в целом. Он пытался опереться на армию и внешних союзников, а не на собственный народ. Такая стратегия ни к чему, кроме поражения, привести не может. В этом смысле Петлюра, никогда не учившийся на своих ошибках, – личность никак не героическая, а, скорее, трагическая.
Впрочем, украинской власти явно не до этих размышлений. В отчаянных попытках «консолидировать нацию» она закрывает глаза не только на исторические факты, но и на такие неприятные мелочи, как необходимость жителям переименованной улицы толпится в очередях ради получения нового штампика о регистрации, всего лишь из-за прихотей одного, не имеющего никакой народной поддержки, деятеля.