Киев, 02 сентября 2015 года (СЕГОДНЯ, Анатолий АМЕЛИН). Налоговая реформа – не самоцель. Это один из инструментов создания благоприятных условий для развития национального бизнеса и экономики. Т.е. во главе угла должна стоять не налоговая реформа, а экономическая стратегия страны.
Украина должна иметь свою стратегию экономического развития, сформулировать цели, принципы и инструменты развития экономики. Мы должны иметь четкое понимание, какой объем инвестиций нужно привлечь для модернизации инфраструктуры, производства. Иметь четкое представление, какие отрасли могут стать драйверами, а какие будут аутсайдерами ближайшие 5-10-15 лет.
Например, чтобы Украина вошла в ТОП 20 экономик мира, после всех катаклизмов, которые мы пережили, нужно привлечь около 350 млрд. долл. внешних и внутренних инвестиций. Эти средства будут направлены на развитие, в первую очередь, логистической инфраструктуры (дороги, порты, железная дорога), что будет не только драйвером экономического роста, но и станет важным элементом обслуживания растущей экономики. Часть инвестиций пойдет на модернизацию базовых отраслей, часть – на создание новых.
Инвестиции, помимо внутреннего потребления и чистого экспорта, являются важнейшим драйвером развития экономики. Но откуда взяться инвестициям, если ставки внутри Украины достигают 30%, а экономика стагнирует? Что привлечет в Украину иностранный капитал? Почему инвестор должен прийти к нам, а не в Польшу, Венгрию, Россию или Китай? Как нам выиграть конкуренцию за капитал?
Ответ и простой, и сложный одновременно – мы должны создать комфорт для работы инвестора, ему должно быть выгодно прийти в Украину. При оценке бизнес-климата одним из важнейших факторов является налоговая система, наряду с судебной системой, валютным регулированием. Это первое, что интересует инвестора при изучении новой юрисдикции.
Именно поэтому важно, чтобы инициатором и заказчиком налоговой реформы был тот, кто отвечает за развитие экономики – Министерство экономического развития и торговли. При этом проектный офис по реализации реформы должен быть в Министерстве финансов.
Если говорить о налоговой реформе, мы должны, в первую очередь, отталкиваться не от фискальных функций налогов и единственной цели наполнить бюджет любой ценой, а от создания стимулов для привлечения в экономику инвестиций с целью ее развития. Ведь рост экономики не только изменит позиции на глобальной экономической карте, но и расширит налоговую базу и возможности для улучшения социальной политики.
Налоговая реформа – это не только снижение ставок и нагрузки на бизнес, это комплекс взаимосвязанных изменений, включающих и сокращение количества налогов, сборов, и максимальное упрощение системы администрирования налогов, сокращение времени на заполнение отчетов, реформирование фискальной службы, максимальная автоматизация процессов и перевод их в электронный формат.
Любые предстоящие новации не могут проводиться по простой аналогии с налоговыми системами других стран, каждая юрисдикция имеет свои особенности, поэтому любые изменения, которые планируются, должны базироваться на серьезных фундаментальных экономических исследованиях, тестировании различных сценариев. В результате должно быть с высокой степенью точности очевидно, как изменится налоговая нагрузка на бизнес, трудящихся, какие стимулы получит экономика к развитию, и как изменятся поступления в бюджет в течение нескольких лет.
Важным моментом является и фиксация принципов для проведения реформ. Когда предпринимается попытка компиляции разных идей, могут возникнуть серьезные риски, как для экономики, так и для бюджета. Такими принципами могут быть:
А) простота налогового учета и отчетности. У бизнеса и граждан должно уходить минимум времени на подготовку налоговой отчетности, заполнение деклараций.
Б) единообразие ставок. Различные ставки налогов для разных субъектов создают стимулы для оптимизации налогов. Бизнес переносит центр прибыли туда, где налоги ниже.
В) неотвратимость ответственности за злоупотребления. Причем этот принцип должен касаться как тех, кто уклоняется от уплаты налогов, так и сотрудников госорганов, вследствие злоупотреблений которых налогоплательщик несет потери.
Г) расширение налоговой базы исключительно за счет развития экономики, а не фискального давления. Налогам нужно придать стимулирующую функцию для модернизации и развития бизнеса.
Что касается ключевых элементов реформ, они могут быть такими:
1) Модернизация налога на прибыль. В Украине налог на прибыль формирует всего 9% от общих поступлений в бюджет. При этом бизнес часто платит налог не с прибыли прошлых периодов, а предварительно, путем авансовых платежей с еще незаработанной прибыли. В итоге у компаний вымываются оборотные средства. Ни стимулов, ни ресурсов для развития нет. Альтернативной может стать налог на распределяемую прибыль (дивиденды) – часть прибыли, которую собственник забирает в виде дивидендов. Именно эта сумма и облагается налогом. Что произойдет вследствие реформы:
- рост оборотных средств в бизнесе будет стимулировать инвестиции в основные фонды и рост товарооборота;
• исчезнет необходимость оптимизировать налог на прибыль, деньги выйдут “из тени”, вырастет ВВП, вырастут поступления в бюджет по НДС, а инвестиции приведут к созданию новых рабочих мест.
2) Снижение налоговой нагрузки на заработную плату. Налог на труд – самый высокий из всех налогов в Украине. Совокупная нагрузка на ФОТ составляет в среднем 56,6%. Из них 36,8% платит работодатель, 19,3% – работник. Данные ставки существенно выше, чем в странах Европы. В результате бизнес ищет любые пути для оптимизации. По оценкам, более 50% работников получают зарплаты “в конвертах”. Это ориентировочно 270 млрд. грн. “теневого” ВВП. Такой вариант устраивает как работодателя, так и работника. У последнего вообще отсутствует понимание, сколько налогов он реально платит. Среднестатистический украинец точно знает о НДФЛ в 15%, об остальных налогах, как правило, имеет отдаленное представление. Таким образом, мы лукавим, когда говорим, что у нас низкие налоги для физлиц – 15%. Как заставить работодателя перейти на “белую” зарплату и вывести средства “из тени”? Во-первых, необходимо провести бруттизацию заработных плат. Бруттизация означает:
- объединение всех налогов в один (единый налог);
- повышение зарплаты работника на сумму налогов работодателя (брутто-зарплата);
- изменение базы налогообложения. Единый налог взимается с брутто-зарплаты, работник ежемесячно получает ведомость, в которой указано, сколько налогов он заплатил. Во-вторых, необходимо снизить налоговую нагрузку. По оценкам Минфина, ставка с брутто-зарплаты может составить 35% без потерь для бюджета. Мы предлагаем снизить ставку до 29%, с последующим понижением до 20%. Компенсатором поступлений в бюджет станет детенизация. Согласно нашим оценкам, выход “из тени” до 60% зарплат позволит понизить ставку на 8%. В Грузии, например, снижение ставок уже в течение первого года привело к росту поступлений в бюджет. Людям стало выгоднее платить легальную зарплату, нежели дрожать в ожидании выявления нарушений. А выявить их не так тяжело.
3) Улучшение администрирования НДС. Проведенный анализ показал, что от НДС отказываться не стоит. Если заменить его налогом с оборота, повысится ставка налога для бизнеса с большой цепочкой поставщиков комплектующих. Это приводит к росту стоимости конечной продукции и, как следствие, – к инфляции. Самое главное – НДС должен автоматически возмещаться. Мне понравилось предложение одного из экспертов о том, что НДС нужно перечислять на отдельный счет, а не в “общий котел” бюджета. На этих отдельных счетах нужно собирать налоговые обязательства, консолидировать их и только при положительном сальдо по итогам месяца средства могут перечисляться в бюджет. А при нынешней ситуации получается, что средства, уплаченные в качестве НДС, идут на третьи нужды. В итоге НДС нечем возмещать. Это была бы серьезная реформа, которая упростит работу бизнеса в Украине.
4) Реформа ГФС, без которой любая другая реформа не имеет смысла. Реформирование налоговой службы предполагает:
- Создание на базе ГФС сервисного органа, который будет ориентирован на клиента. Налоговую должны воспринимать, прежде всего, как консультационную службу. Сегодня же налоговый инвестор в глазах бизнеса – безнаказанный узурпатор. В дальнейшем возможно формирование платного консультационного сервиса, использование аутсорсинга в юридической и таможенной сфере.
- Создание электронного сервиса. Только электронный документооборот, обширный доступ к различным базам данных, запуск дополнительных услуг. Например, создание личного кабинета позволит каждому налогоплательщику в любое время посмотреть, сколько налогов и за какой период им уплачено.
- Формирование эффективного подхода к штату работников ДФС. Необходимо провести качественное тестирование с последующим сокращением штата и повышением зарплат. Такая практика должна стать постоянной. Ежегодная оценка персонала с сокращением до 10% неэффективных сотрудников. Это будет отличной мотивацией наряду с рыночной конкурентоспособной зарплатой.
Любые инвестиции – это всегда риски. Вопрос в том, настолько эти риски просчитаны и оправданны. Наша налоговая реформа – это, по сути, тоже инвестиция в будущее страны. В первые периоды возможно снижение поступлений в бюджет, но они с лихвой возвращаются в следующие периоды, потому что мы создаем стимул для роста экономики. Использовать для этого в первую очередь можно внутренние инвестиционные ресурсы украинских компаний, а за ними придут и внешние инвесторы, которым будет интересно у нас работать.