Киев, 02 сентября 2015 года (Новое время страны, Богдан Данилишин). Даже высокий уровень образования без отсутствия необходимых социальных институтов не может обеспечить развитие национальной экономики.
Начало сентября – самое время поговорить об образовании в Украине. Соответствует ли наше образование требованиям современности? На эту тему часто высказываются эксперты. Но, на мой взгляд, зачастую их мнениям не хватает глубины, нередко комментаторы тонут в подробностях несовершенства нашей образовательной системы. На самом же деле необходимо вернуться к основе: определить, зачем человеческому обществу нужно образование вообще? Поставив такой острый вопрос, мы заново откроем, в чем состоит суть образования.
Этот вопрос не так уже наивен, как может показаться на первый взгляд. Давайте посмотрим на образование не как на самодостаточный процесс. Предлагаю посмотреть на него, как на процесс, который готовит людей к жизни, к участию в экономических процессах. Тогда мы увидим, что в целом в истории экономики не всегда добивались успеха страны, которые имели развитые системы образования.
Например, Индия. Одна из самых развитых стран в плане математического образования по-прежнему остается одной из беднейших стран мира. В то же время индийцы – одни из лучших программистов в Кремниевой долине. А индиец Сатья Наделла сменил Билла Гейтса на его посту в «Майкрософт». В то же время Первая промышленная революция в Британии в XIX веке делалась, прежде всего, усилиями британских предпринимателей, но не ученых. Качество образования тогда во Франции и Германии было выше, чем в Британии, но у французов и немцев не было в нужном количестве людей, которые хотели достичь ранее невозможного, создавая невиданные дотоле машины, и которые значительно повышали эффективность труда.
То же происходит в современных США. Страна – лидер мирового научного процесса и промышленного производства – находится далеко не на первых местах по показателям среднего образования, команды США редко выигрывают мировые научные олимпиады. В то время, как мировые топ-рейтинги высших учебных заведений в последнее время массового пополняются университетами из стран Юго-Восточной Азии. Разрыв в качестве образования сокращается среди лучших школ и университетов мира, притом, что разрыв в производительности труда, в инновативности промышленных решений между Западом в целом, и США в особенности, и всем остальным миром по-прежнему остается высоким.
Дело в том, что даже высокий уровень образования без отсутствия необходимых социальных институтов в стране не может обеспечить развитие национальной экономики. Как превосходство французской математической школы над британской в начале XIX веке не позволило Франции самостоятельно начать промышленную революцию (она только реагировала в дальнейшем на британскую), так и продолжая удерживать на надлежащем качественном уровне образование украинских инженеров, математиков и программистов, мы все же не сможем совершить переворот в переходе к «экономике знаний».
Основной проблемой украинского образования является не его слабость по сравнению с другими национальными образовательными системами, а то, что украинское образование является в настоящее время «осколком» советского образования. СССР не нужны были предприниматели, а нужны были исполнители «решений партии и правительства». Поэтому инициатива учащихся не только не приветствовалась, а хуже того – угнеталась. Мы и сейчас имеем в высшей школе архаический процесс обучения, когда преподаватели читают лекции, а студенты их записывают. И это во время торжества социальных сетей, невиданной активности молодежи в них.
Один из предтеч Кремниевой долины в Калифорнии, ректор Стэнфордского университета Фредерик Терман, во второй половине XX века просто заставлял молодых ученых основывать технологические стартапы. Это было для них необходимым условием продолжения учебы и научной деятельности в Стэнфорде. Эта традиция в США прижилась, и поэтому именно здесь находится самый мощный технологический кластер мира. Именно поэтому США с оптимизмом смотрят в будущее.
На мой взгляд, именно в этом направлении следует преобразовать стиль образования в наших школах и университетах. В школах необходимо формировать у учащихся этику победителей, людей, которые после окончания школы не будут ждать, когда государство для них что-то сделает. В университетах же необходимо закреплять эти интенции, давая студентам практическую работу прямо с самого начала обучения. И это должна быть не квазипрактика, которую проходят украинские студенты, а именно реальная практика в реальных секторах экономики. У этих практических занятий должны быть научные руководители, которые будут реально отвечать в случае срыва таких программ перед руководством университетов.
Чтобы реализовать эти глубинные изменения в подходе к образовательному процессу, необходимо дополнить существующий преподавательский состав средней школы психологами и учителями-лидерами, которые привьют подросткам проактивную жизненную позицию. А в преподавательский состав высшей школы привлечь значительное количество представителей реальной сферы экономики, действующих предпринимателей, инженеров, экономистов и юристов.
Таким образом, мы придадим правильный динамизм нашей образовательной системе, «вольем в нее новую кровь» и адекватно ответим на вызовы третьей промышленной революции.
Вот так, уважаемые читатели, мы и пришли к ответу на вопрос, который я поставил в начале колонки. Цель украинской образовательной системы состоят в подготовке молодых людей к экономической деятельности в рамках третьей промышленной революции, характер которой состоит в практическом применении прорывных технологических знаний с целью приобретения преимуществ в международной конкуренции. Именно в этом должна состоять государственная политика в образовательном процессе. Это не исключает, конечно, того, что некоторые молодые люди будут получать образование просто ради удовольствия от этого процесса. Особенно это касается гуманитарного образования. Но вышеприведенная функция образования в государственной образовательной политике должна доминировать.
Как сказал в свое время Соичиро Хонда: «Теория без практики – пуста, практика без теории – слепа». Вот так, совмещая и переплетая два этих вида образования, теоретическое и практическое, мы и сможет создать необходимую основу для воспитания наших национальных кадров, которые сотворят в украинской экономике то необходимое количество эндогенных низовых инноваций и являются единственной причиной материального процветания развитых стран.