Киев, 01 сентября 2015 года (ПолитКом, Виталий КУЛИК). Случившееся под стенами Верховной Рады было попыткой дискредитировать те политические силы и общественных активистов, которые выступают против внесения изменений в Конституцию в части децентрализации, а особенно — в вопросах особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Очевидно, что власть уже использует прием перекладывания ответственности за тот теракт, который случился у стен парламента. Идет дискредитация всех политических сил, которые были против этих изменений к Основному Закону, в частности, «Свободы», которую Аваков прямо обвинил в причастности к теракту.
Вместо проведения реального расследования, сейчас развешиваются ярлыки до завершения следствия и дискредитируются оппоненты. Поэтому у меня создается впечатление, что это была спланированная провокация со стороны определенных лиц, имеющих отношение к руководству страны, которые таким образом пытаются решить внутреннеполитические вопросы — протянуть так называемую конституционную реформу.
Если бы власть пошла не путем давления, а начала бы диалог, это создало бы условия для широкой дискуссии с последующим голосованием в 300 голосов зимой, что вызвало бы доверие. А так общество теперь расколото на две части: те, кто поддерживает Порошенко и его изменения (эти изменения уже окрестили «кровавой Конституцией»), и те, кто в оппозиции по отношению к таким решениям, кто считает их сдачей национальных интересов.
Не думаю, что при голосовании этих изменений к Конституции во втором чтении нас ждут более трагические события и более острая реакция общества. Сейчас фокус внимания и накал страстей был очень высоким. Но, по большому счету, граждане Украины, имеющие дело с бытом и обыденностью, больше реагируют на вопросы тарифов, индексации и социально-экономической проблематики, чем на вопросы конституционной реформы. И так будет, пока изменения Конституции не отражаются на кармане гражданина (в будущем это, вероятно, проявится, например, в увеличении средств, которые сохраняются в местных бюджетах). В первую очередь, настроения зависят от того, сможет ли власть реализовать заявленный социально-экономический курс.
Также важно, сохранится ли парламентская коалиция в ее нынешнем составе, не произойдет ли переформатирования этой коалиции в результате подготовки к голосованию в 300 голосов. Я не исключаю, что коалицию покинут некоторые политические силы, например, «Самопоміч» и партия Ляшко. И тогда встанет вопрос либо о перевыборах парламента, либо о формировании новой широкой коалиции при участии «Оппозиционного блока» и фракции мажоритарщиков. В такой ситуации коалиция будет предусматривать возвращение в правительство людей из «Оппоблока» и режима Януковича. Это еще больше углубит кризис и приведет к большей дестабилизации.
Выводы:
1) Нужно перезапустить конституционный процесс и начать подготовку к изменению порядка принятия самой Конституции – закон (изменение положений Основного Закона в части принятия новой редакции Конституции) через Конституционное учредительное собрание и всенародный референдум.
2) Подготовка текста новой редакции Конституции Украины должна происходить максимально инклюзивно. Я бы советовал изучить опыт Исландии!
3) Исключить из конституционного процесса внешних игроков (как Россию, так и Запад). Конституция не предмет торга (Дацюк тут прав на 100%).
4) Не допустить «приватизации» права представительства интересов гражданского общества провластными экспертными сообществами и лоббистскими группами. Я думаю не нужно расшифровывать, кого и что я имею в виду.
Только так мы победим.