Главная Стратегия Бюджет – 2011: в приоритете силовики и госаппарат

Бюджет – 2011: в приоритете силовики и госаппарат

263

burokratПравительству удалось повысить выполняемость бюджета 2010 до 99%. Ради этого Кабинету министров пришлось пожертвовать рядом социальных гарантий. Жесткий характер договоренностей с МВФ определил две главные тенденции бюджета текущего года, — сокращение количества статей расходов и сокращение финансирования по оставшимся.

Государственный бюджет Украины в 2010 году был выполнен по доходам на 99%, хотя средства в бюджет до сих пор перечисляются неудовлетворительно. После бешеного дефицита бюджета в 15% ВВП  в 2009 году, дефицит — в пределах 5% от ВВП действительно кажется успехом. Но результат не был бы возможен без понижения благосостояния украинцев.

Так, прошлый год ознаменовался серьезным наступлением на социальные достижения прошлой эпохи. Очередной повышение цены природного газа и стоимости коммунальных услуг, дальнейшая коммерциализация медицины и образования сделали свое дело. К прелестям рыночных отношений добавилось и вступившее в силу с 1 января этого года поднятие пенсионного возраста для женщин, и акциза на товары широкого потребления: табак, алкоголь и бензин.

Дальнейшая политика, ориентированная на дерегуляцию экономики и внешние заимствования практически уничтожили базу социального обеспечения широких слоев общества. И сколько бы Азаров не твердил о 100%м выполнении социальных обязательств, жалкие подачки в начале 2010 года не могут покрыть общего роста издержек домохозяйств.

Как ни прискорбно это признавать, но утвержденный парламентом бюджет на 2011 год еще более жесткий по отношению к расходным статьям, которые обеспечивают потребности общества, чем предыдущий. Здесь мы видим не только ставшее привычным сокращение социальных гарантий, но и простое отсутствие бюджетной стратегии.

Кроме действительно крупного, но, тем не менее, локального проекта Евро-2012 (который обойдется налогоплательщикам в примерно в 20 млрд грн.) никаких других стимулов для разогрева отечественной экономике нет. Около 85% — это бюджет потребления, и лишь 15% бюджетных средств можно расценивать как ресурс для развития экономики.

Хорошие макропоказатели, которые внесены в расчет, объясняются лишь тем, что к их разработке имел непосредственное отношение Международный валютный фонд. Между тем, действительное их выполнение лежит под большим вопросом. Например, всегда нужно учитывать, что при разработке бюджета в уровень валового внутреннего продукта закладывается 20% теневой экономики. Следовательно, когда руководство правительства отмечает, что ВВП составит 1 трлн 250 млрд грн., то из нее нужно вычитать эти 20%.  В результате мы получим реальный сектор экономики в пределах 1 трлн 50-80 млрд грн.

Касательно внешнеторгового сальдо. Согласно планам Кабмина, половину бюджета в следующем году должны обеспечить отрасли, ориентирующиеся на экспорт. Но, как и прежде, Украина будет экспортировать не готовый продукт, а, главным образом, сырье. Так наша страна подтверждает свое место в глобальном разделении труда — статус «сырьевого придатка» развитых стран.

Ничего не поменялось и в финансовых отношениях центра и регионов. Несмотря на обещания партии власти, обеспечить дальнейшую финансовую самостоятельность регионов, на самом деле этот год будет годом централизации власти в Украине. Сведенный бюджет составляет 360 млрд грн., а расходы Минфина составляют 143 млрд грн. общегосударственных расходов и около 47 млрд грн. внутренних расходов. Таким образом, распорядителем большей части, а это около 190 млрд грн. из 360 млрд грн., будет Министерство финансов. Поступления из местных бюджетов составят 81 млрд. грн. Это только 22% от общего бюджета. В пересчете на показатели ВВП в местные бюджеты попадет лишь 6% средств.

Теперь рассмотрим расходную часть принятого документа. Оказывается, что наиболее важной структурой в нашей стране является Генеральная прокуратура. В прошлом году это ведомство уже получило повышенное финансирование, но в текущем году щедрость в отношении ГПУ воистину впечатляет. Сумма содержания этого учреждения увеличивается с 200 млн грн., до 2 млрд грн.

Следующими в рейтинге приоритетности оказались СБУ и МВД. СБУ получит примерно на 20% больше средств, чем в прошлом году. МВД может рассчитывать на дополнительное финансирование в размере скромных 15%. Даже на фоне приоритета силовых ведомств, в структуре финансирования из госбюджета, вооруженные силы традиционно выглядят пасынками – их финансирование в этом году увеличится лишь на 4%.

В целом госбюджет — 2011 предусмотрел на чиновников значительные средства. Ведь кроме финансирования силовых структур, позаботился о себе и государственный аппарат. Государственный управленческий аппарат довольно содержательно подошло к своим потребностям. Финансирование Феофании в следующем году предусматривается на 200 млн грн. больше, чем в прошлом году. Финансирование поликлиники, которая обслуживает высокопоставленных лиц, увеличивается на 108 млн грн. При этом расходы на транспортное обслуживание чиновников в этом году увеличивается с 120 млн грн. до 180 млн грн. Что же касается правительства, то все министерства, помимо предусмотренного финансирования, смогут увеличить свои расходы на 3-5%.

Несмотря на повышение финансирования нужд чиновников, социальные стандарты останутся, примерно, на том же уровне. Минимальная заработная плата вырастет в следующем году на 63 грн., а минимальная пенсия — на 50 грн. Символическое повышение основных показателей социального обеспечения будет нивелировано вследствие роста цен.

по теме:

Новая долговая программа команды профессионалов
Дефицит совести и бюджета

Школа выживания на фоне позитивной статистики

Как латали бюджет 2009. Худшее впереди

Великое бюджетное шаманство