додому Економіка Бедность. Проблема в правительстве

Бедность. Проблема в правительстве

82

kapustaМаксим Нечипоренко

Нищаем

В августе 2010 года заработная плата понизилась по сравнению с июлем на 3,7%, или на 87 грн., до 2280 грн. в месяц. Хоть Киев и лидирует по доходам населения в списке регионов, разница не сильно ощутимая. В августе средняя зарплата в столице составила 3431 грн. для работающего человека. Не трудно себе представить, что около 1000 грн. будет уходить на оплату коммунальных услуг (при условии проживания в собственном жилье) и примитивную еду. Оставшиеся 2,4 тыс. грн вряд ли покроют все материальные и духовные потребности человека.

Наименьший уровень доходов зафиксирован в Тернопольской области, где средняя зарплата составила 1708 грн. Цифра говорит сама за себя. Даже при учете того, что в регионах уровень цен ниже столичных, все равно сложно представить, как можно жить на такой месячный доход.

Крайняя степень бедности несет в себе еще одну угрозу. На обнищании людей спекулируют ультраправые политики, это и есть одна из причин того, что в регионе большое количество сторонников крайне правых. История уже преподавала человечеству подобные уроки, не хотелось бы повторения подобных ситуаций, но у нас.

Кроме прочего, наблюдается опасная тенденция. Падение среднего дохода граждан ускоряется. Если в июле средняя заработная плата по Украине сократилась всего на 6 грн. по сравнению с июнем, то по данным августа темпы сокращения ускорились более чем в 10 раз (данные Государственного комитета статистики).

Такое положение вещей нельзя назвать ни «выходом из кризиса», ни «успехами в борьбе с бедностью». Безбожная ложь властей просто поражает.

Когда заводы простаивают…

Занятые в производстве люде создают блага или услуги. Так сложилось исторически. Но если ничего не производить, то некому нечего и не за что будет покупать. Грубо говоря, если заводы простаивают, то и зарплаты, и покупательная способность будут низкими.

Чтобы предприятия работали, им нужны средства для развития (обновления механизмов, закупка материалов, выплата зарплаты). Эти средства называются инвестициями. Но и здесь власти сделали промашку. В первом квартале 2010 года в экономику Украины иностранными инвесторами вложено $717,1 млн прямых инвестиций. Это составляет 61% от поступлений за аналогичный период прошлого года. По всей видимости, инвестиционная стратегия Азарова терпит крах.

Высокие процентные ставки по кредитам, плавающий курс национальной валюты и недостаток денежной массы в обращении дают все основания предполагать, что как минимум на год мы еще входим в депрессию. Сдерживающим фактором является и агрессивная политика заимствований, проводимая правительством Азарова. Регулярно выпускаемые бумаги государственного долга содержат хорошую премию и высокую доходность. Поэтому банки, которых интересует высокая прибыль, сейчас вкладывают средства именно в облигации. Таким образом, потенциальный инвестиционный капитал сковывается, идет на покрытие дефицита бюджета, а не в производство.

Качество производительности труда также на крайне низком уровне. Там где в развитом мире уже полным ходом внедряется полная или частичная автоматизация, у нас до сих пор используют преимущественно ручной труд. Это характерно для лидеров украинского производства: металлурги, сельского хозяйства и химической индустрии.

Тупиковые пути

Экономика украинской локации действительно обладает большим потенциалом для роста. Практически все отрасли требуют модернизации, но в условиях капитализма международное инвестиционное сообщество по достоинству оценить конкурентные преимущества Украины сможет только при определенных условиях – дальнейших неолиберальных изменениях. В первую очередь в энергетическом, банковском и сельскохозяйственном секторах.

В Украине производство электрической и тепловой энергии настолько дорого, что не по карману не только рядовому человеку (действующие тарифы значительно ниже рентабельности), проживающему в этой стране, но и ложится тяжким бременем на предприятия. У Азарова уже готовят масштабные приватизационные программы.  По плану до конца текущего года будут проданы распределительные компании, а до 2012 года – компании тепловой генерации и угольные шахты.

Все эти монументальные изменения требуют все тех же вложений – инвестиций. А это уже предполагает реформирование финансовой сферы. Отсталая экономика не может обслуживать кредиты по тем ставкам, которые сейчас предлагают банки (20-22%). А поскольку банки сами получили средства под достаточно высокий процент, создается так называемая «банковская ловушка» – дальше банков деньги не идут.

Далее. Нужно не только техническое переоснащение, но и изменения в управлении предприятиями и государственном регулировании. Это реформирование нормативно-правовой базы. Сюда же относятся и изменение Налогового кодекса, включая выплаты НДС.

В правительстве выбрали путь построения тяжеловесной конструкции вертикального управления (корпоративизация государства). Но всякому очевидно, что строящаяся вертикаль власти (управления) будет только способствовать росту коррупции. А законодательные изменения не будут способствовать росту экономической активности. Более того, тот же проект Налогового кодекса прямо направлен на уничтожение целой прослойки занятых в «индивидуальном предпринимательстве».

Безусловно, сплошных неудач не бывает. Позитивные изменения видны и сейчас, в первую очередь в сельском хозяйстве, частично – в металлургии. Но по-прежнему не видно, когда потенциал экономического роста будет реализован. А пока, что очень мало новых инвесторов хотят вкладывать в Украину. По данным ЕБРР, за последние 2 года в Украине появилось не более ПЯТИ (!) новых инвестора. Борьба на глобальных рынках за инвестиции очень высока, и Украина ее проигрывает. Это значит, что рабочих мест больше не станет. Равно как и достойного качества жизни.

Для сайтов Политком и Ліва Справа

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я