додому Економіка «Арбузный» фронт

«Арбузный» фронт

196

affМаксим Банкер

В западной прессе красных (левых) зеленых любят называть не только экоасоциалистами, но и арбузами. Эта бахчевая культура, как известно, внешне зеленая, внутри красная. На самом деле у красно – зеленых свои счеты, как с Зелеными, так и некоторыми фракциями красных. Например, они на дух не переносят сталинистов.  Советский союз в трактовках экосоциалистов – «бюрократический социализм» или «госкапитализм». Социализм они понимают в анархистской традиции, как «общество свободно ассоциированных производителей».

Нестыковки у экосоцалистов и с Зелеными. Ютта Дитфурт (Jutta Ditfurth), предводитель фракции фундаменталистов в рядах немецких Зеленых, а позже инициатор создания отдельной партии «Экологические левые» называла Йошку Фишера в бытность его пребывания в правительстве «экофашистом».

Сами лево-зеленые считают своей главной предтечей действовавшую в конце 19го века одну радикальную группу внутри  британской социал-демократической федерации, а позже социалистической лиги. В которой состояли радикальные левые и анархисты. Ее неформальным лидером был художник-прерафаэлит Уильям Моррис (William Morris).  В своем главном труде-утопии «Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия» Моррис раскритиковал марксистский социалистчиеский госсударственый идеал и предложил свою утопическую социальную модель, где царит гармония человека и окружающей его среды. Так же он подверг критике механизированный труд. Как предприниматель, он организовал предприятие по производству предметов роскоши и утвари, действовавшее, как процветающий кооператив ремесленников.  В пионеры экосоциализма левые зеленые записывают российского большевика  Александра Богданова автора Теория равновесия, которая якобы предвосхитила “Пределы роста”. Д.Л. Медоуза

Как не парадоксально экосоциализм как оформленная доктрина появился в ГДР, где левый дисисдент Рудольф Баро (Rudolf Bahro) в конце 70-ых опубликовал труды «Альтернатива в Восточной Европе» и «Социализм и выживание».

По существу тексты Баро были попыткой левого осмысления появившихся тогда докладов Римского клуба. Их публикация стоила автору ареста, судебного процесса и приговора,-  восемь лет заключения. Баро освободили и позволили эмигрировать в ФРГ только после шумной международной кампании.

К слову, тема экологии отстается до сих пор удобной площадкой для критики сталинских режимов изнутри. Сегодня внутри партии китайских коммунистов, если верить британскому журналу The Statesman, активно действует неформальная лево-зеленая оппозиция, осуждающая курс руководства КНР на бездумную индустриализацию.

Но вернемся в 70-ые. Паралельно Баро австралийский марксист  Алан Роберст (Alan Roberts) обрушился на советские теории потребления. Прорывом для экосоциалистов стало начало  выхода журнала  Capitalism, Nature, Socialism (CNS) в 1988 году. Австралия до сих пор является неформальным лидером красно – зеленых. С 1991-го года при местной Демократической социалистической партии издается еженедельник  Green Left Weekly, который можно считать самым авторитетным и известным изданием экосоциалистов.

В то же самое время внутри евопейских Зеленых обострилась борьба между фундаменталистами и реалистами. В ряде случае это привело к расколам и появлению экосоциалистических партий, вроде уже упомянутой выше партии Экологические Левые.

Волна интереса к экологии среди левых на рубеже 80-90-ых совпало с идейной перезагрузкой бывших коммунимстических партий. Многие из них стали называть себя экосоциалистчиескими. Позже возник межпартийный Северный Альянс Зеленых Левых (Nordic Green Left Alliance). Не смотря на присуствие в названии слов «левые зеленые» в Альянсе доминируют бывшие коммунистические партии стран Скандинавии.

В 2001-ом году Михаэль Лови – член троцкистской группировки Воссоединённый Четвёртый интернациона?л на пару с Джоель Ковел (Joel Kovel), активистом американских Зеленых, написали  Манифет экосоциализма. Некоторые партии левых зеленых считают это текст своим программным документом.

В 2007-ом году в Париже был основан Международная сэко-социалистчиеская сеть . Ecosocialist International Network (EIN). На мероприятии приняло участие 60 делегатов, главным образом из европейских стран и Северной Америки.

В январе 2009-го прошла вторая встреча Сети. Примечательно, что отдельным пунктом в итоговом документе встречи организаторы призвали единомышленников из Восточной европы и стран Третьего мира присоединятся к их интернационалу. В настоящее время они работают в рамках движения Соцаильных Форумов. Если верить ресурсу Wikipedia в настоящее время главным представителем Сети в бывшем СССР является редакция московского журнала Праксис и Библиотека имени Виктора Сержа.

Однако говорить про особые успехи экосоциалистов, пожалуй, еще рано. Зачастую левые зеленые остаются интегрированными в ряды традиционных зеленых партий. Так в Партии Зеленых Англии и Уэльса есть секция Green Left, куда входят оба лидера партии Дерек Валл (Derek Wall), публично называющий себя марксистом, и Шиан Бери (Si?n Berry). Голландская Зеленая Левая Партия в принципе на программных документах относит себя к левым зеленым.

Существуют группы экосоциалистов и внутри марксистских организаций, прежде всего троцкистов. Марксисты экологического толка обеъдиненные вокруг британского журнала  Socialist Resistance.

Наиболее успешная дейсвтующая ныне партия экосоциалистов – датская партия «Альянс Левых Зеленых».

Альянс возник в 1989-ом году путем объединения трех коммунистических группировок – Левые социалисты Left Socialists, Компартия Дании Communist Party of Denmark (DKP) и Социалистческая рабочая Партия Socialist Workers Party (SAP).В 1994-ом Альянс впервые пробился в парламент, хотя до сих пор в парвительственые коалиции его представители не входили.

Основные программные задачи Альянса: установление в Дании социализма и его экспансия по всему миру, достижения единства левых в борьбе против капитализма, совершенствование даткой системы социальной защиты, торжество социальной справедливости, пропаганда свобод, солидарности, толерантности.

Партия выступает против европейской интеграции и НАТО. Необычная структура руководства партии. У Альянса нет председателя. Его функции выполняет комиет, состоящий из 25 человек. Каждый парламентарий от Альянса обязан отдавать от своей зарплаты партии такую часть оклада, чтобы его зарплата в итоге была ровная средней зарплате обычного датского наёмного работника.

Даткий опыт, скорее исключение из правил.

Кроме организационных проблем у экосоциалистов полно идейных расхождений. Выделяются две фракции: первая – близкая к марксистам предлагает распределять продукты по плановому принципу. Вторая – либертарная (близкая к анархистской теории), ратует за то, чтобы передать вопрос распределения в компетенцию общин. Кроме того, по сей день у экосоциалистов нет представления о единой стратегии. Одни критикуют старую установку  Зеленых , которая гласит «работать на альтернативу будучи в системе». Другие признают, что участие в «системе» помогает левым выносить актуальные проблемы до широкой общественности. Часть теоретиков левых зеленых выступает против т.н. «пораженчества», когда экологи увлекаются какими-то локальными кампаниями вроде уборки мусора в ущерб глобальной повестки дня. Наконец, для некоторых идеологов течения, свойственное  «глубинным экологам» обожетсвление природы представляется реакционным оно ведет к мальтузиантсву, откуда рукой подать до экофашизма. В  туманном состоянии пребывает вопрос об участии в эко-социалистчиеском движении рабочего класса и профсоюзов.

У красно- зеленых существуют определенные разногласия с коллегами по левому лагерю.  Так марксисты полагают, что эко-социалистский сценарий антикапиталистической революции (протесты озабоченнызх проблемами природы граждан) камня на камне не оставляет от теории классовой борьбы. Не считая того, что само по себе подобная тотальная истерия на почве защиты окружающей среды выглядит фантастической. Оппоненты эко-социалисов слева также  обращают внимание на то, что зацикливание программы левых зеленых на проблемы неминуемой природной катастрофы придает минорный характер движению освобождения, которое должно строиться «не на  страхе, но на надежде».

Впрочем, у лево-зеленых, как политической силы, есть значительный потенциал. Особенно, он заметен на фоне дрейфа традиционных социал-демократических и «зеленых» партий в сторону либерализма и очевидной, как показал климатический саммит в Копенгагене, неспособности капиталистической элиты отвечать на глобальные экологические вызовы.

Текст написан для ресурсов
«Политком»
„Ліва Справа”

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я