Максим Нечипоренко
Президент и Премьер-министр продолжают соревнования в игре по определению адекватных размеров дефицита бюджета. Понятное дело, что другой варрант и не рассматривается. Однако цифры представленные сторонами серьезно отличаются друг от друга. Так что же происходит с Бюджетом-2009?
Основной экономический закон каждого государства – бюджет. Хоть на улице и новый, 2010-ый, год, мы еще не рассчитались по счетам прошлого. Например, платеж по декабрьскому газу будет осуществлен в январе. Есть и другие платежи. Так или иначе, это все ложится на плечи Бюджета-2009, дефицит которого неизбежен, согласно заложенным в него параметрам. Но вот его размер остается пока что загадкой, по крайней мере, на этот счет есть разные точки зрения.
Предвыборная борьба предопределяет «поляризацию» в высказываниях политиков, особенно, если эти политики в прошлом друзья, сейчас являются оппонентами. Премьер-министр Юлия Тимошенко считает, что дефицит госбюджета в текущем году составит около 3%. В свою очередь, Президент Украины Виктор Ющенко заявляет о 12-14% дефиците.
В Секретариате поддерживают своего шефа, месяц от месяца увеличивая прогноз вероятного дефицита бюджета. Первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Александр Шлапак заявил, что дефицит государственного бюджета на текущий год составит более 100 млрд грн. Еще месяцем ранее он же высказал мнение, что дефицит общего фонда государственного бюджета на текущий год будет составлять приблизительно 40 млрд грн.
Нужно отметить, что Юли Тимошенко важно придерживаться указанных пределов. Общепризнанной мировой экономической мыслью является утверждение, что годовой бюджет с дефицитом в 3%-4% не так уж страшен. Недостача доходной части бюджета в этих пределах покрывается за счет эмиссии денежных знаков. Считается, что этот уровень неподкрепленных ничем денег вполне достаточен для того, чтобы стимулировать производство и удерживать на минимальном уровне рост потребительских цен (инфляцию). Именно такой уровень дефицита и заложен в Бюджет-2009.
В то же время, данные по наполнению государственного бюджета не утешительны, но пока, что находятся в рамках предельного размера дефицита. В Минфине утверждают, что в январе-ноябре 2009 года государственный бюджет Украины сведен с дефицитом 16,143 млрд грн. В то же время дефицит сводного бюджета (государственный и местные бюджеты) за 11 месяцев 2009 года составил 15,742 млн грн. В целом доходы госбюджета в январе-ноябре 2009 года составили 200,556 млрд грн. В то же время доходы сводного бюджета – 257,447 млрд грн.
Вместе с тем, доходы госбюджета на 2009 год утверждены в размере 245,309 млрд грн., расходы – 274,156 млрд грн. Граничный размер дефицита госбюджета установлен на 2009 год в сумме 31,563 млрд грн. Как видим, статистические данные еще дают правительству место для маневра. В целом предварительные данные указывают, что показатели прошлогоднего бюджета не выйдут за рамки установленных пределов.
Но за счет чего бюджет, который по пессимистическим данным на 50% оказался без источников финансирования, оказался выполняемым? Не будет новостью то, что исполнение бюджета является результатом беспрецедентных внешних заимствований. Также не секретом будет и то, что финансирование дефицита госбюджета за счет увеличения государственного долга страны усиливает кризисную ситуацию в государстве, а также подрывает доверие к Украине как заемщику.
Правительство Тимошенко не единственное, которое решает свои вопросы путем привлечения кредитов из-за рубежа. Но темпы привлечения заемных ресурсов в этом году вызывают беспокойство. Так, если за 2006-2007 годы госдолг вырос на 12,9%, то в текущем году темп прироста оказался рекордным. За 10 месяцев 2009 года сумма государственного и гарантированного государством долга увеличилась в гривневом эквиваленте на 48,5%, или на 91,8 млрд грн. В С6кретариате считают, что до 2010 года сумма госдолга, включая предоставленные украинским правительством гарантии, может вырасти до 280 млрд грн.
Согласно прогнозу самой Тимошенко, итоговый объем госдолга в 2009 году составит 42% от ВВП. А в следующем году он достигнет 48,4% ВВП. Таким образом, получается, что почти половина всего, что создается народом Украины это долг всевозможным международным финансовым организациям. Иначе как рабством это и назвать нельзя.
Внешние заимствования не единственный источник финансирования дефицита бюджета. К нему можно также отнести сбор налогов в счет будущих периодов с предприятий, колоссальные задержки в возмещении НДС экспортерам.
Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) ожидает, что задолженность по возмещению НДС экспортерам по состоянию на 1 января 2010 года составит 20 млрд грн. «Без учета декабря заявки на возмещение НДС в 2009 году достигли 41,6 млрд грн., а по итогам года сумма составит около 45 млрд грн.», – сообщил заместитель председателя ГНАУ Сергей Чекашкин. Требования экспортеров решаются исключительно репрессивными методами. «Из этих 45 млрд грн. заявки на порядка 5 млрд грн. мы упредим. Мы уже упредили 4,48 млрд грн. как незаконно заявленные», – заявил Сергей Чекашкин.
Ранее премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что задолженность госбюджета по возвращению НДС экспортерам будет полностью погашена после выхода Украины из финансово-экономического кризиса. В общем, как хотите, так и выкручивайтесь.
Однако в скором времени выкручиваться придется и самому правительству. Недавние потуги по привлечению четвертого транша кредита stand by от МВФ еще до конца 2009 года оказались безуспешными. Зачем правительству нужно было «гнать кота рысью», если с Бюджетом-2009 вроде все нормально?
Остаток на едином казначейском счету по состоянию на начало декабря составил 3,3 млрд грн. Это минимум за последние четыре года. Для сравнения, 1 декабря 2008 года, когда кризис в Украине как раз набирал обороты, остаток единого казначейского счета составлял 20,9 млрд грн. Единый казначейский счет – это, грубо говоря, кошелек государства, или банковский счет, кому как угодно.
Одной из причин столь малого остатка правительственных средств на счету является очередной платеж «Газпрому» за импортируемый газ. Минфин уже второй месяц подряд расплачивается за газ «из своего кармана».
Так, в ноябре министерство обменяло валюту МВФ (SDR, специальные права заимствования) на доллары на сумму около $480 млн. Эти деньги затем были конвертированы в гривну и зачислены на единый казначейский счет. Полученные 3,8 млрд грн. были потрачены Минфином на выкуп у «Нафтогаза» облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), которые были ранее внесены в уставный фонд компании. В декабре, судя по всему, правительство также прибегло к этой схеме.
Исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский сообщил, что правительство обратилось с просьбой к МВФ обменять SDR еще на $1,28 млрд. Текущее состояние правительственного счета – это еще одно подтверждение, что рассчитаться за газ в ближайшие месяцы без сокращения бюджетных расходов и помощи Нацбанка не удастся. А в январе «Газпрому» придется заплатить за закупленный в декабре газ $833 млн.
По подсчетам старшего аналитика инвесткомпании Astrum Investment Management Алексея Блинова, на валютных счетах Госказначейства в Нацбанке сейчас находится приблизительно $630 млн. Денег не хватит для оплаты «Газпрому». «Но только в том случае, если правительство не использует конвертированные SDR на другие расходы», – отмечает эксперт. Кроме того, 30 января правительство ждут выплаты в размере 1,8 млрд грн. по ОВГЗ.
Из выше указанного можно утверждать, что у правительства исчерпаны возможности получить авансовые платежи в бюджет по налогу на прибыль за 2009 год, а также минимизировать выплату НДС. Январь – традиционно слабый месяц для экономики. «Так что в январе Кабмину придется очень туго без денег МВФ”, – предполагает Алесей Блинов.
В заключение нужно отметить, что правительство уже пообещало МВФ сократить расходы бюджета на 5 млрд грн. Но есть причины предполагать, что секвестр будет еще большим – в декабре будет зафиксировано резкое падение доходов, в результате стабильного занижения помесячного плана бюджетных поступлений со стороны Минфина. Правительству придется пойти на урезание своих расходов в конце этого – начале следующего года.