Внимание мира по-прежнему приковано к Европе. Верней к зоне евро, которая включает в себя большую часть государств Евросоюза. И, что самое главное, опасаться есть чему. Стоимость евро относительно доллара США снизилась до минимального уровня с апреля 2006 года. Вслед за Грецией «посыпалась» Испания. Еще ряд государств на очереди. Все больше аналитиков и экспертов склоняются к мысли, что проблемы в Европе перекинутся на остальной мир, что и будет собой являть «вторую волну» кризиса.
Финансовая реанимация
По всей видимости, старушка Европа еще даст прикурить всему миру. Европа сегодня переживает самый глубокий кризис со времен Второй мировой войны. «Греческая болезнь» – бюджетный кризис – имеет все шансы перекинуться не только на другие страны Европы, но и на весь мир.
Активные действия по спасению Греции начались после вмешательства МВФ и согласия страны с рекомендованным ей режимом жесткой экономии. На том этапе предполагалось, что Греции для спасения понадобится около 150 млрд евро. При этом стоимость ее выхода из евро и списания долга была бы примерно такой же. Так что решение, можно сказать, было легким. Однако это, как казалось, простое решение повлекло за собой неожиданные последствия. Сразу после этого появились слухи о том, что слабые экономики Португалии, Ирландии и Испании тоже просят помощи. Об Испании, например, говорят, что ей нужно около $400 миллиардов.
Печальное состояние бюджетов южно-европейских стран подтолкнула руководство ЕС к созданию единого механизма спасения государств региона. Для поддержки стран, находящихся в тяжелом финансовом положении, и спасения евро министры финансов 16 членов еврозоны приняли решение о создании специального фонда в 750 млрд евро. Согласно утвержденному плану 440 млрд евро в виде кредитов и гарантий выделят для стабилизации рынков страны – члены ЕС, еще 60 млрд предоставит Еврокомиссия, остальные 250 млрд внесет Международный валютный фонд.
Эта чрезвычайная мера обрадовала рынки, которые откликнулись ростом курса европейской валюты и фондовых индексов. Коренной перелом наметился и в политике Европейского центробанка (ЕЦБ), который заявил о готовности покупать государственные и частные займы на вторичном рынке.
Но это было в середине мая, а уже спустя неделю курс евро пробивал USD/EUR 1,2. Несмотря на все старания Евросоюза, МВФ и отдельных стран еврозоны, инвесторы все чаще говорят о дефолте Греции как о практически свершившемся факте. А на подходе новые сегменты ЕС. О больших дефицитах бюджета начали поговаривать двух других странах, не входящих в еврозону, но являющихся членами ЕС – Венгрии и Великобритании. Это стало дополнительным толчком к ослаблению единой европейской валюты.
Поиск и решение проблем
Создавшийся общий негатив ведущими экономистами объясняется лишь в канве неолиберальной модели экономики. По их мнению, виной всему этому являются ошибочные действия правительств-стран еврозоны, которые привели к огромным задолженностям. Долг Франции в начале 1980 года составлял 20%, сегодня – 77% ВВП, долг Германии вырос с 39 до 73% ВВП, а общий долг Евросоюза – до 78% совокупного ВВП. Попросту говоря, «кому-то очень хорошо живется».
Дабы избежать осложнений (куда уж далее) необходимо усилить контроль экономической политики в еврозоне. «Мы нуждаемся в более совершенных структурах, которые позволят избегать ошибок и применять соответствующие санкции», – сказал Жан Клод Трише, глава ЕЦБ.
По всей видимости, он имеет в виду создание эффективного механизма взаимного контроля внутри еврозоны и разработки, действенных мер в отношении тех стран, которые нарушают предписания общеевропейского пакта стабильности. Но его мнение лишь повторяет высказанное ранее. Одним из главных сторонников жесткого соблюдения финансовой дисциплины в зоне евро стала Германия. Двигатель европейской экономики объявил, что готов пойти даже на такие жесткие меры, как лишение права голоса в Совете ЕС тех государств, которые выходят за обозначенные экономические показатели.
Таким образом, «щедрость» ЕС и МВФ подразумевает ответные шаги со стороны наиболее проблемных европейских стран – Испании и Португалии. В ходе 14-часовых переговоров Мадрид и Лиссабон обязались пересмотреть свои бюджеты. Испания урежет расходы еще на 5 млрд евро в нынешнем году и на 10 млрд евро в следующем, что позволит ей снизить бюджетный дефицит дополнительно на 0,5% (в 2010 году) и на 1% (в 2011 году). Португалия планирует уменьшить дыру в бюджете еще на 1% в нынешнем и на 1,5% в следующем году. Впрочем, в отличие от Греции, главной проблемой Испании и Португалии является все же не бюджетный дефицит, а отсутствие потенциала роста экономики в среднесрочной перспективе.
Последним правительством из стран еврозоны, которое объявило о жестких мерах по сокращению бюджета, стало итальянское. В Италии планируют сэкономить 24 млрд евро в 2011-2012 годах. В настоящее время дефицит итальянского бюджета составляет 5,3%. Согласно требованиям Евросоюза этот показатель не может превышать 3%. Объявленные сокращения составят около 1,6% итальянского ВВП. В итоге правительство надеется к 2012 году снизить бюджетный дефицит до 3% и тем самым убедить инвесторов в том, что Италия избежит развития ситуации по греческому сценарию.
Есть еще ряд государств, которые имеют большие дефициты. Например, на сегодняшний день дефицит бюджета Чехии составляет около 6% ВВП. Но это несоответствие блекнет на фоне все той же Греции, где размер дефицита составляет, по разным данным, от 12% до 15%.
Конец благоденствия
Однако за «голыми» цифрами скрывается растущая бедность рядовых граждан. Все планы по сокращению бюджетных дыр в разных государствах ЕС имеют много похожего. Это замораживание на годы вперед зарплат работникам бюджетной сферы. Экономия также коснется государственных пенсий и расходных статей региональных властей.
Конечно, пока преждевременно ставить вопрос о том, что Европа рухнет, равно как и о том, что еврозоне приходит конец. Без всякого сомнения, 750-миллиардный фонд, мобилизованный для помощи Греции и другим южноевропейским неудачникам, ляжет тяжким бременем на плечи доноров проекта и, прежде всего, на Германию и Францию. Однако не стоит забывать о том, что обозначившееся ослабление евро (которое, по всей видимости, продлится и дальше) стало спасением для немецких и французских экспортеров.
Таим образом, социальное государство, которое установилось в послевоенной Европе, прекращает свое существование. Пора отвыкать от мысли, что на «западе» хорошо живется. Разрыв между бедными и богатыми европейцами только растет, а последние события с дефицитами бюджетов только усугубляет эту разницу.
Вместе с тем растет и социальная борьба. Пример Греции показывает, что, несмотря на желание властей выполнить все условия «спасателей», заключающиеся в жестком контроле над дефицитами и непопулярных социальных реформах, население не намерено затягивать пояса. Уже сейчас очевидно, что если социальные волнения в Греции продолжатся и далее, то правительство страны вряд ли будет в состоянии придерживаться принятых ограничений. В противном случае к экономическому кризису может добавиться и кризис социально-политический.