Киев, 07 октября 2015 года (УКРИНФОРМ, Станислав ГОЛУБЕНКО). На фоне погони за ликвидацией налогов как таковых остается вопрос – за чей счет будут финансироваться пенсии?
Миссия Международного валютного фонда покинула Киев, оставив по себе «Заявление по поводу обсуждений с Украиной».
Наскоро комментируя этот стейтмент, отечественные медиа ограничились тем, что сразу бросается в глаза – пересмотренной оценкой МВФ падения украинской экономики (с 9 до 11 процентов ВВП текущего года) и обещанием продолжить переговоры.
Но вот инвестиционная компания Дрэгон Кэпитал обратила внимание на то, что эти переговоры будут продолжаться в ближайшие «недели», а не «на днях», что было характерно для предыдущих пресс-релизов. Итак, можно сделать вывод: в отношениях МВФ и Украины появилась мини-пауза под названием «местные выборы» и «налоговая реформа».
Так это или нет, Укринформ решил выяснить у неофициальных источников в правительстве и центробанке, которые были причастны к ходу переговоров. Переговоров, как мы поняли, уравновешенных, поскольку едва ли не впервые миссия МВФ отбыла из Украины в заранее определенный срок, не задерживаясь на традиционные неделю-две, а бывало и три.
Сжатому двухнедельному сроку работы на этот раз способствовали как относительная стабилизация экономической ситуации, так и понимание обеими сторонами того, что принять накануне местных выборов необходимые для очередного транша решения – невозможно.
В связи с этим, а также учитывая проверенный исторический опыт несовместимости траншей МВФ с пиками электоральных циклов Украины, нашим официальным лицам стоит уже быть более осторожными в своих прогнозах относительно даты следующих финансовых инъекций МВФ. Касается это, в частности, и сентябрьского заявления Валерии Гонтаревой относительно того, что «в октябре получим третий транш кредита в рамках программы EFF».
Поэтому сделаем попытку декодировать заявление МВФ, традиционно выдержанное в стиле «все (может быть) хорошо, однако».
«Было достигнуто понимание по многим вопросам. Однако, поскольку власти нужно дополнительное время для того, чтобы окончательно конкретизировать свои предложения по вопросам направлений политики на 2016 год, в ближайшие недели дискуссии продолжатся».
О «неделях» мы уже упоминали. Таким образом, вариант, при котором вопрос выделения третьего транша объемом 1.7 млрд долларов Совет исполнительных директоров рассмотрит до Рождественских каникул, представляется оптимальным. Ключевыми также являются слова об ожидании конкретизации направлений политики на 2016 год.
Безусловно, одно из главных направлений этой политики – налоговая реформа.
По словам собеседников агентства, Украина в своих отношениях с главным кредитором в последнее время ощутимо ударила по тормозам этой налоговой реформы. Почему?
Причина очевидна. Проект налоговой реформы в любом ее виде – будь то сравнительно консервативный от Яресько, то кавалерийско-наступательный от Южаниной – кроме громких победных заголовков, также грозит обмелением государственной казны в следующем году.
Это обмеление может не произойти только при соблюдении двух условий, о реалистичности которых аудитория Укринформа может судить самостоятельно.
А. Парламент резко сокращает расходы в бюджете 2016 года, приводя тем самым недопоступления в соответствие меньшим ресурсам бюджета.
Б. С 1 января все украинцы, как физические, так и юридические лица, на фоне сокращенных наполовину налогов, дают себе «новогоднюю резолюцию» и начинают массово высвечивать зарплату, декларировать доходы и состояния, за ненадобностью забывают оптимизационные схемы, требуют у водителей маршруток чеки как доказательство того, что владельцы автобусов платят налоги, приходят на сессии местных советов с требованием ввести по максимуму налог на недвижимое имущество – и все это на фоне новогоднего перерождения Государственной фискальной службы в сервисную организацию.
Поскольку оба эти условия, как видим, весьма непросты с точки зрения реализации, колебания правительства абсолютно ясны. Но выход, как не крути, надо будет найти.
«Руководство страны признает, что решительное осуществление экономических реформ является обязательным условием дальнейшей макроэкономической стабилизации и восстановления роста. Оно настроено на обеспечение налогово-бюджетной стабильности путем достижения в 2016 году целевого показателя дефицита, утвержденного программой, на уровне 3,7 процента ВВП».
Этот дипломатический абзац в заявлении Фонда очерчивает проблемную тему с наполнением бюджета еще с одного ракурса.
В многострадальной теме украинской налоговой реформы, кроме нескольких уже упомянутых имеющихся меню налоговой реформы, есть по-настоящему spicy блюдо. Называется оно Единый Социальный Взнос.
На сегодняшний день есть как минимум три варианта приготовления этого горячего блюда в следующем году. Любителям умеренного spicy повара Минфина предлагают снижение ставки налогообложения со среднестатистического 41 до 20 процентов.
Тем, кому нравится погорячее, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики готов предложить и 10, и 15 процентов. Ну а экстремалам неправительственные организации вообще предлагают отменить ЕСВ.
Поэтому на фоне погони за ликвидацией налогов как таковых остается сакраментальный вопрос – а за чей счет будут со следующего года финансироваться пенсии? Вероятно, этот вопрос задает и МВФ, подчеркивая необходимость того самого «обеспечения налогово-бюджетной стабильности путем удержания целевого показателя дефицита на уровне 3,7 процента ВВП».
В целом очевидно: поскольку ни одна из пунктирно обозначенных выше попыток налоговой реформы не способна обеспечить такой сравнительно низкий уровень бюджетного дефицита, а наоборот, расширит его до пределов, несовместимых с программой МВФ, именно налоговая реформа может стать очередным камнем преткновения в отношениях между Фондом и Украиной. На фоне этого отмена преференциального режима налогообложения сельского хозяйства будет казаться просто проблемкой, однако и этот шаг, очевидно, будет сильно донимать.
Ко всем этим фискальным перипетиям еще добавляются обстоятельства, о которых МВФ напоминает в своем заявлении, а именно: необходимость «разовой компенсации потери поступлений и финансирования расходных обязательств, в том числе тех, что касаются помощи домохозяйствам для покрытия расходов, связанных с повышением цен на энергоносители». Речь идет, скорее всего, о прекращении действия временного импортного сбора и более умеренной, чем ранее, прибыли НБУ – к тому же заблаговременно подтвержденном аудиторским отчетом, а не рассчитанным на глаз.
Поскольку, цитируя МВФ, «обсуждение реформ, которые обеспечат выполнение пакета мероприятий в области налогово-бюджетной политики на 2016 год, продолжается», то, вполне вероятно, продлится и вынужденная пауза в отношениях между Киевом и его главным кредитором. И, похоже, в решающей степени от Киева будет зависеть, чем эта пауза будет наполнена, – реальной борьбой с коррупцией (как то первыми успехами Антикоррупционного бюро) и взвешенной налоговой реформой, или, наоборот, растрепанным проектом бюджета 2016 года и вероятными призывами отменить пересмотр тарифов.