додому Економіка Всё, что должен, прощаю

Всё, что должен, прощаю

260
Киев. 13 мая 2015 года (Бизнес, Дмитрий ГОРЮНОВ). Государственный долг Украины превысил 100% ВВП. Это следствие трехкратной девальвации национальной валюты за последний год. Согласно Меморандуму с МВФ, к 2020 г. этот показатель должен быть снижен до 71% ВВП.
Один из способов достижения этой цели, по мнению Минфина, — частичное списание долга, так называемый haircut. А значит, полезно вспомнить об истории списания долгов суверенным заемщикам в новейшей истории.Сам по себе размер долга — еще не повод для списания. Большие долги характерны прежде всего для развитых государств. Испания, Исландия, Греция, Великобритания, Япония, Нидерланды, Бельгия, Германия, Норвегия — все они являются членами “клуба богатых”,Организации экономического развития и сотрудничества. И у всех госдолг больше, чем у Украины. Заметим, что абсолютно все (!) действующие члены еврозоны нарушают сейчас один из ключевых Маастрихтских критериев — показатель госдолга к ВВП выше 60%.

HIPCтеры

Существует Инициатива в интересах бедных стран с высокой долговой нагрузкой — Heavily Indebted Poor Countries (HIPC). К ним относится группа из 39 государств, в основном африканских. Но среди них есть также азиатские (Афганистан и Лаос)

и латиноамериканские (Боливия, Гайана, Гаити, Гондурас и Никарагуа).

Попасть в список суверенов-неудачников страна может, если отвечает трем критериям. Во-первых, у нее должна быть высокая задолженность, т.е. отношение ее госдолга к экспорту превышает 150%, а госдолга к доходам бюджета — 250%. Во-вторых, страна должна быть достаточно бедной (ВВП на душу населения не превышает $1000). В-третьих, правительство должно прилагать какие-то усилия во избежание долгового кризиса в дальнейшем.

Изначально мировое сообщество было готово в рамках Инициативы HIPC списать долги примерно на $128 млрд, после чего совокупный долг всех этих 39 стран составил бы всего $9 млрд. Половину средств должны были предоставить МВФ, Всемирный банк и другие международные финансовые организации, еще половину — правительства стран-кредиторов.

Программа была запущена в 1996 г., а в 2006 г. ее дополнила программа “Инициатива по многостороннему списанию долгов” (Multilateral Debt Relief Initiative; MDRI). Сейчас 35 странам долги уже списаны, относительно Чада принято положительное решение, а оставшимся трем странам (Эритрее, Сомали и Судану) еще предстоит выполнить требования программы.

Существуют инициативы по дальнейшему списанию долгов бедным странам, вроде Jubilee Debt Campaign или CADTM (Committee for the Abolition of Third World Debt). Сторонники списания называют несколько причин, почему это должно быть сделано:

  • около 1 млрд человек на планете голодают, но вместо того чтобы бороться с бедностью, их национальные правительства тратят деньги на погашение долгов;
  • долги номинированы в валюте, и в случае валютных кризисов стоимость долгов резко возрастает;
  • часть кредитов была предоставлена не совсем законно, как минимум, с нарушением процедур;
  • наиболее изощренные критики долгов указывают на тот факт, что деньги на выдачу кредитов у некоторых банков появились из воздуха, в связи со слишком низкими резервными требованиями, установленными институтами вроде Международного банка расчетов.

Форс-мажор и диктатура

Некоторым странам долги списывались по факту чрезвычайных происшествий. Помните, 26 декабря 2004 г. в Индийском океане произошло крупное землетрясение? Оно вызвало серию цунами, которые привели к огромным человеческим жертвам и разрушениям.

Погибли примерно 230 тыс. человек в 15 странах, в первую очередь — в Индонезии, Шри-Ланке, Индии и Таиланде. Вскоре после этой трагедии страны “большой семерки” объявили мораторий на истребование долгов для 12 пострадавших стран, Парижский клуб кредиторов — еще для трех. Общий объем списанных долгов достиг $3,4 млрд.

Странам, пострадавшим от войны, также списывали долги. Так, в 2006 г. Парижский клуб кредиторов принял решение об аннулировании $700 млн внешнего долга Сербии и Черногории. Однако это было после войны, причем две балканские республики к тому времени уже не были членами одной федерации.

Еще одним аргументом в пользу невозврата долгов эксперты считают то, что кредиты могли предоставляться диктаторам и репрессивным режимам. Например, ЮАР задолжала $22 млрд, полученных… для стимулирования апартеида. Кроме этого случая, по данным CADTM, за последние примерно 60 лет диктаторы или военные режимы в 41 государстве получили примерно $382 млрд иностранных кредитов.

Считается, что эти деньги расходовались не на пользу (да и не с согласия) населения соответствующих стран.

Отнюдь не факт, что подобный аргумент, который к тому же пока не применялся на практике, получится реплицировать на украинскую ситуацию.

С одной стороны, за годы президентства Виктора Януковича внешний госдолг (прямой + гарантированный) вырос более чем в 1,5 раза — с $24,6 млрд до $38 млрд. Кроме того, были потрачены валютные резервы, которые с 01.10.10 г. по 28.02.14 г. сократились с $34,7 млрд до $15,5 млрд.

Это сейчас усложняет погашение внешних долгов. С другой стороны, режим Януковича, при всей его ярой критике, все же не был классическим диктаторским режимом, которому свойственны запрет ряда политических партий и движений, массовые репрессии в течение длительного периода времени, множество ограничений прав и свобод граждан.

Возможно, он просто не успел таковым стать, ведь тенденция к узурпации власти, принудительному переделу собственности и преследованию политических оппонентов была очевидной.

Идеологическая витрина

Также в новейшей истории популярно списание “идеологического долга”. В последние годы Россия в поисках новых союзников на мировой арене решила помочь бывшим странам-сателлитам. Так, год назад Москва списала $10 млрд КНДР, рассрочив выплату оставшегося миллиарда на 20 лет. В июле 2014 г. по аналогичной схеме (90% сразу, остальные $3,5 млрд в течение 10 лет) был списан долг Кубе.

Самый популярный пример списания долга, неоднократно муссируемый отечественными политиками и СМИ, — польский. Действительно, в марте 1991 г. Парижский клуб кредиторов списал почти 50% долга Польши перед членами Клуба, который составлял примерно $33 млрд (общий размер госдолга — $48,5 млрд).

Это был беспрецедентный шаг, он стал ответом на очень непопулярные шаги польских властей по строительству рыночной экономики. Тогда Западу нужна была успешная история ухода от коммунизма. “Запад нас и поддержал только потому, что мы отважились на радикальные реформы”, — объяснял позже идеолог польской “шоковой терапии” Лешек Бальцерович.

О других случаях списания долгов странам — бывшим членам Варшавского договора ничего не известно.

Следует понимать, что даже если мир захочет сделать из Украины пример того, как хорошо живется без России, нужны усилия со стороны самого государства.

И здесь возникает проблема: Запад считает усилия украинских властей явно недостаточными, о чем помимо прочего свидетельствовала существенная задержка реализации прошлогодней программы сотрудничества Украины с МВФ.

Выделив два транша по программе stand-by, Фонд был вынужден переключиться на еще более требовательную с точки зрения реформ Extended Fund Facility (EFF). Причем в правительство и другие органы власти Украины пришлось вводить иностранцев.

Таким образом, ни одному из примененных на практике в последние 25 лет критериев, необходимых для списания долга, Украина толком не соответствует. Долг недостаточно высок, страна недостаточно бедна, предыдущий режим был недостаточно диктаторским. К тому же имеет место интервенция со стороны одной из богатейших стран мира, с которой Украина вправе требовать огромной компенсации в международных судах.

Все это едва ли дает право претендовать на снисхождение кредиторов.

Впрочем, всегда есть вероятность, что совокупность этих факторов может “выстрелить”.

Да и не стоит забывать, что значительная часть денег, которые Украина сейчас получает от Евросоюза, — это не кредитные, а грантовые (т.е. предоставляемые на безвозвратной основе) средства.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я