Робин-А-бобиН
«Что женщине сегодня пожелать? –
Чтобы была счастливою как мать,
Чтобы была любимой как жена,
Чтоб, как работница – была ценна..!»
Такими восьмомартовкими поздравлениями в начале весны на постсоветском пространстве кишат слащавые цветастые открытки. Но часто ли вам встречаются эти самые «счастливые мамы», «любимые жены» и «ценные работницы»? Я не имею ничего против таких эпитетов, они уж точно поприятнее будут, чем: «нервная мать», «надоевшая жена» или «безработная»… Да только ли в этих льстивых пожеланиях суть 8 Марта?
8 Марта является датой-оборотнем. Для достижения политических и экономических целей суть утопили во внешней оболочке. И в случаи с 8 Марта, удачно утопили – в весне! Весна – это долгожданное тепло после долгой зимы. Весна – это молодость, красота, любовь, доброта, легкость.
Женщине в этот день рекомендуется быть нежной, доброй, красивой… и тогда ее ждет подарок. И как тут в голову может прийти сунуться на демонстрацию – не женское это дело, это просто вульгарно! Пусть на акциях протеста мерзнут и срывают голоса те, кому никто ничего не подарил! Именно так думают те самые «счастливые матеря», «любимые жены» и «ценные работницы»… Одно лишь досадно – 8 Марта только раз в году и уже завтра сегодняшние Золушки проснутся в старых платьях и примутся за свою рутинную работу по уходу за детьми и мужем, уборке дома и зарабатыванию копеек. И тогда лозунги борцов за равноправие покажутся не такими резкими и лишенными смысла…
8 Марта, был задуман как Международный днь солидарности революционно настроенных работающих женщин конца 19 – начала 20 века, а не как праздник цветов. И что характерно, впервые он отмечался не весной, а в конце зимы, когда теплом и не пахло.
История «8 Марта»
8 Марта 1857 году работницы швейных и обувных фабрик Нью-Йорка (Манхэттен) собрались на манифестацию, которую впоследствии назовут “маршем пустых кастрюль”. Они выдвинули следующие требования: 10-часовой рабочий день (на то время в норме было работать до 16 часов в день); предоставление светлых и сухих рабочих помещений; равную с мужчинами оплату труда. Демонстрацию естественно разогнали, но ее заметили и что самое главное, после нее, в том же, 1857 году образовался первый в истории профсоюз, членами которого стали женщины. Этот день стали называть Женским днем. Однако, некоторые исследователи сомневаются в том, что такое событие имело место быть. «Женский день 1857 года», возможно, был придуман в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от социалистической идеологии, что было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы холодной войны. То есть превратить выступление женщин-работниц в выступление женщин «вообще». Превратить «красный» праздник в более приемлемый для либерального крыла феминизма.
8 Марта 1908 года тысячи женщин вышли на улицы Нью-Йорка. Эта демонстрация была якобы приурочена к, если можно так выразится, юбилею «Женского дня» 1857 года, но была более результатом длительной дискуссии в среде женщин-социалисток. Они полагали, что освобождение от экономической эксплуатации должно быть связанным с освобождением женщин. И пролетарская борьба без учета необходимости гендерного равноправия не может быть полноценной. Женщины подали голос – стали требовать избирательного права, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция и на этот раз разогнала «ведьм», облив их ледяной и грязной водой из шлангов.
В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками. В этом году Социалистическая партия Америки объявила его Национальным Женским День, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля.
В 1910 году социалистки и феминистки США провели Женский День уже по всей стране. В том же году, 27 августа, в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, в Копенгагене, состоялась конференция женщин-социалисток, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран мира. Клара Цеткин выступила с предложением учредить Международный день солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Её горячо поддержали.
По предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг датой было утверждено 19 марта. По другой версии эту дату предложили, так как в этот день в далеком 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. Однако бытует еще одна байка на эту тему… Якобы сама товарищ Цеткин, будучи еврейской девочкой, она вероятно не раз веселилась во время ежегодного празднования Пурима, еврейского праздника, восходящего к далекому 480 году до нашей эры, посвященному царице Эсфирь, которая хитростью спасла свой народ от уничтожения. Празднуется он на переломе от зимы к весне, а в 1909 году выпал на канун 8 марта. Пурим не относится к религиозным праздникам, это праздник из ряда Масленицы, Карнавала, древнегреческих Дионисий (или Вакханалий), однако он почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов “существует даже мнение, что когда все книги пророков и будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать”.
Только вот незадача. Дочь учителя закона божьего немка Клара Эйсснер вряд ли могла наделять Пурим каким-то особым смыслом. В зрелости она не редко играла на клавесине и органе протестантские гимны. Просто этим мелодиям ее учил горячо любимый отец, который был активным прихожанином. Мужем Клары был Осип Цеткин – эмигрант из России. Революционер-народник. Отсюда и фамилия, за которую так любят цепляться антисемитски настроенные критики 8 марта. Такие, например, как известный православный теолог и звезда прокремлевской пропаганды диакон Кураев.
Как бы там ни было 19 марта 1911 года в ряде стран, таких как Германии, Австрии, Дании и Швейцарии проходили многолюдные митинги, более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. Так отметили Первый Международный женский день!
В 1912 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии «8 Марта» отмечалось 12 мая. А в 1913 году Международный женский день отмечался разными странами в разное время: в Германии женщины митинговали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, во Франции и России — 2 марта. И только в 1914 году одновременно в нескольких странах Международный женский день провели 8 Марта, просто потому что он выпал на воскресенье, то есть на выходной день.
В Российской империи впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “…научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. Интересно заметить, что в следующем году во многих государствах Европы Восьмого марта, или приблизительно в этот день, женщины организовали марши в знак протеста против войны. А в революционной России, которая все еще жила по юлианскому календарю это было 23 февраля!
23 февраля 1917 году женщины Петрограда вышли на улицы города протестуя против войны с лозунгами “Хлеба и мира”. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта – по всей стране. Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной, а органы Советской власти стали проводить её в жизнь.
Украинская история не может похвастаться особыми успехами в деле борьбы за эмансипацию женщин. Впрочем крайнелевые не стыдились находиться под руководством талантливых женщин. Премьером «харьковского» правительства УНР и лидером украинских большевиков в конце 1917 – начале девятнадцатого была Евгения (Йывга) Бош. А тем же большевикам оппонировала бомбами и пулями анархистка Маруся Никифорова.
Международный женский день с первых лет Советской власти стал государственным праздником, а в 1965 году, в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, был объявлен в СССР праздничным днём. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в СССР стал терять свою политическую окраску и оборачиваться на нечто совершенно чуждое революционным идеалам времени породившего его.
После распада Советского Союза Восьмое Марта осталось в перечне государственных праздников в следующих странах СНГ: Россия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Белоруссия. В Узбекистане – это День матери, а в Армении – День материнства и красоты, и отмечается он 7 апреля.
Многие сомневаются, что этот праздник действительно «международный». Однако, ещё в 1977 году ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить Восьмое Марта днем борьбы за женские права. Кроме республик бывшего СССР, он объявлен национальным выходным также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии – и вовсе как День памяти павших.
Робин-А-бобиН