Преподаватель и старший научный сотрудник Киевской школы экономики (KSE) Владимир Вахитов много лет исследует экономику украинских регионов. Экономист Вахитов защитил диссертацию по теме «Производительность украинских предприятий и влияние агломерационных эффектов» в Университете Кентукки. А год назад вместе с группой коллег Владимир Вахитов исследовал, как концентрация и месторасположение предприятий (в т.ч. и в депрессивных регионах) может влиять на их производительность и состояние отрасли, – пишет “ИнвестГазета“.
С какой точки зрения крупному бизнесу могут быть интересны депрессивные регионы?
Очевидно, что чем больше город, тем больше вероятность того, что предприятие найдет себе квалифицированных рабочих. Работать в депрессивных регионах непросто из-за общего фона. Но есть и положительные примеры. В той же Шостке со стотысячным населением, где в советские времена каждый пятый житель работал на заводе, относящемся к оборонной промышленности, сегодня на молочном предприятии работают тысяча человек. Это пока маленький кластер, но для города он значим. Вокруг него могут возникать новые производства.
Что можно посоветовать местным властям?
Нельзя концентрироваться на одной отрасли и предприятии, надо создавать условия, чтобы в город приходили много разных инвесторов. Это залог выживания. Для выхода из «депрессии» нужен не один крупный работодатель, а хотя бы два-три. Необходимы конкуренция за рабочую силу, обмен идеями и управленческим опытом – отраслевые кластеры. Задача местных властей – не предоставлять преференции одной отрасли и привлекать много предприятий. Если власть начинает «выжимать» из предприятия, то, естественно, возникает опасность, что такое предприятие может покинуть город.
Что должен учитывать бизнес, который идет в депрессивный регион?
Важно понимать, что жители моноотраслевых городов зачастую ассоциируют свой город и свою судьбу в нем с определенным предприятием. У различных отраслей есть свои жизненные циклы. Когда градообразующее предприятие находится на угасающей стадии цикла, оно «вытягивает» из рабочих все силы за минимальную зарплату. Но город при этом не развивается. Новый собственник не только модернизирует завод, но еще и является тем, кто должен создать новый смысл для жителей. При этом большая роль должна уделяться коммуникациям между новым собственником и сообществом. В этом случае шансы региона существенно повышаются.
Какие еще факторы могут сделать депрессивный регион привлекательным для инвестиций?
Наличие человеческого капитала – это может быть решающим фактором. Когда мы выбираем между тем, во что инвестировать – в человеческий капитал или новые «железяки», то по-хорошему выбор должен быть сделан в пользу инвестирования в мозги и в хороших людей – «железки» без людей фактически ничего не стоят.
Какой прогноз вы можете дать по депрессивным регионам Украины?
Количество депрессивных регионов будет увеличиваться. По причине того, что промышленность развивается очень слабо и открывается мало новых предприятий. Согласно данным, у нас 1 млн. зарегистрированных предприятий, из них около 400 тыс. сдают отчетность, и только 250 тыс. из них – прибыльны. Предприятий, которые занимаются чем-то похожим на инновации, всего 2,5 тыс. Это около 1% всех предприятий. Причем среди них могут быть и такие, которые меняют свою древнюю технологию на станок 90-х годов, но записывают себя как инновационное предприятие.
Как инновации связаны с депрессивностью регионов?
Очень просто. Если инноваций нет, то, естественно, ничего принципиально нового не производится. Если рассмотреть стандартные модели роста, то развитие территории и отрасли происходит за счет инноваций и развития рабочей силы. Капитал при этом играет не ключевую роль. При долгосрочных целях нужно привлекать инновации и вкладывать в молодежь. Например, запускать корпоративные программы обучения.
Как региональный экономист я знаю: если рассматривать депрессивный регион более точечно, то надо понимать, что есть места, которые, к сожалению, прошли точку невозврата. Из таких мест дешевле вывезти людей, чем в них инвестировать.
Анастасия Рингис