Домой Политика Виталий КУЛИК: «Давайте скажем откровенно, Азербайджан вложил немалые средства в Грузию»

Виталий КУЛИК: «Давайте скажем откровенно, Азербайджан вложил немалые средства в Грузию»

263

2«Восстановление абхазского участка железной дороги на отрезке Зугдиди-Очамчире, в принципе имеет не только региональное, но и геополитическое и геоэкономическое транзитное значение». Об этом Vesti.Az заявил украинский политолог Виталий КУЛИК.

В то же время, по мнению собеседника Vesti.Az, следует разделять потенциальные выгоды и реальные доходы.

«Во-первых, какими аргументами пользуются армянская и грузинская сторона? Грузия утверждает, что «Транскавказская железнодорожная магистраль вернет свои прежние функции, железная дорога вновь свяжет Грузию с Россией, Украиной и Европой». При этом грузинские эксперты открыто говорят о том, что в самой железной дороге сейчас больше политической добавленной стоимости. Так, политолог Гиоргий Хухашвили считает, что открытие дороги может стать основой для начала реинтеграции Абхазии в единое грузинское пространство. А директор Ассоциации реформ Грузии (GRASS), экс-замминистра МИД Грузии Серги Капанадзе заявляет, что «в 2005 году даже был готов к подписанию меморандума о создании консорциума, подписи под которым поставили представители железных дорог Грузии, России и Армении. Представители Сухуми в последний момент отказались. Но тогда грузинская сторона еще соглашалась на такой проект, так как мы делали акцент на получение политических дивидендов», — привел мнения своих коллег В.Кулик.

Однако эксперт призывает немного сконцентрироваться на экономических выгодах Грузии от проекта.

-ads-

«Так, президент Грузии Михаил Саакашвили, комментируя этот вопрос, заявил, что «абхазская железная дорога устраивает Россию только потому, что проект железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс с выходом на Турцию и европейскую железнодорожную сеть, является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой транспортируются грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы. «А наша (строящаяся) железная дорога создает Транссибу большую опасность и конкуренцию», — пояснил Саакашвили.

Можно списать на пафос Саакашвили в его противостоянии с Иванишвили, однако открытие такой дороги действительно может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, по которому осуществляется основной армянский транзит. С другой стороны, за более 20-ти лет Армения наладила схему торговых коридоров с Россией: сообщение осуществляется по Военно-Грузинской дороге, через контрольно-пропускной пункт «Ларс», а также через морские порты Грузии (Батуми и Поти). Поэтому для Армении железная дорога через Абхазию уже не имеет прежнего стратегического значения. Как верно отметил Модест Коллеров: как экономический проект АЖД для Армении умерла!

Да, Ереван, всегда был и будет заинтересован в том, чтобы удешевить свой транзит через Абхазию (об это свидетельствует заявление премьер-министра Тиграна Саркисяна). Но играть в опасную игру в Ереване ради АЖД не будут.

Тогда возникает закономерный вопрос: зачем эта инициатива вообще понадобилась нынешнему грузинскому премьеру? Скорее всего, Бидзина Иванишвили пытается утвердиться на новой площадке для начала диалога с Москвой. Играя на противоречии с Саакашвили, премьер пытается выдвигать новые внешнеполитические инициативы, чтобы создать фон адекватности. Не думаю, что в правительстве Грузии не понимают, что этот проект не пойдет дальше политических заявлений. Давайте скажем откровенно. Азербайджан вложил немалые средства в Грузию: модернизация терминала Кулеви на Черном море, строительство завода по производству карбамида, транзит нефти через порт Супса и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, поставку Грузии природного газа по низкой цене с перспективой расширения имеющегося энергетического коридора и пр. Вряд ли Иванишвили рискнет всем этим в угоду идеи «замириться с Москвой», — считает он.

Комментируя новость о том, что Россия отказалась продавать боевые самолеты Азербайджану в результате усилий армян, политолог процитировал коллегу, украинского эксперта по Южному Кавказу Елену СИНДЕЕВУ, которая недавно комментировала  Vesti.Az ситуацию вокруг ухода России с Габалинской РЛС. (https://vesti.az/news/150083).

«Она сказала, что «для Москвы решение Азербайджана фактически выдворить русских из Габалы, было неприятным. Но, не в Габалинской РЛС основа отношений Москва-Баку. В определенное время Москва обязательно вспомнит недружественную позицию руководства Азербайджана в этом вопросе». Вот этот момент и настал. Москва напомнила Баку об азербайджанской «несговорчивости» по Габалинской РЛС. В итоге непонятно, что больше потерял Азербайджан – боевые машины (Су-27, Су-30 и МиГ-31) или деньги за аренду Габалинской РЛС, которые Баку пытались получить с Москвы?», — задается вопросом В.Кулик.

Резюмируя вышесказанное, эксперт отметил, что из этих двух, казалось бы, несвязанных события можно вывести определенную тенденцию для ситуации во всем Южном Кавказе.

«Во-первых, окончательно активизировались региональные игроки, которые пытаются заключать «мезальянсы» для достижения краткосрочных целей, иногда пренебрегая стратегическими вероятными потерями. Во-вторых, политическая турбулентность будет усиливаться на протяжении всего лета 2013 года и в сентябре-октябре можно ждать пика страстей», — заключил он.

Предыдущая статьяМін‘юст виніс на обговорення законопроект про повторні вибори до ВР у семи одномандатних округах (коментарі О.Лавриновича та М.Оніщука)
Следующая статьяГлави МЗС Литви, Польщі, Нідерландів і Данії закликають Україну продовжити впровадження реформ для підписання Угоди про асоціацію

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь