«Восстановление абхазского участка железной дороги на отрезке Зугдиди-Очамчире, в принципе имеет не только региональное, но и геополитическое и геоэкономическое транзитное значение». Об этом Vesti.Az заявил украинский политолог Виталий КУЛИК.
В то же время, по мнению собеседника Vesti.Az, следует разделять потенциальные выгоды и реальные доходы.
«Во-первых, какими аргументами пользуются армянская и грузинская сторона? Грузия утверждает, что «Транскавказская железнодорожная магистраль вернет свои прежние функции, железная дорога вновь свяжет Грузию с Россией, Украиной и Европой». При этом грузинские эксперты открыто говорят о том, что в самой железной дороге сейчас больше политической добавленной стоимости. Так, политолог Гиоргий Хухашвили считает, что открытие дороги может стать основой для начала реинтеграции Абхазии в единое грузинское пространство. А директор Ассоциации реформ Грузии (GRASS), экс-замминистра МИД Грузии Серги Капанадзе заявляет, что «в 2005 году даже был готов к подписанию меморандума о создании консорциума, подписи под которым поставили представители железных дорог Грузии, России и Армении. Представители Сухуми в последний момент отказались. Но тогда грузинская сторона еще соглашалась на такой проект, так как мы делали акцент на получение политических дивидендов», – привел мнения своих коллег В.Кулик.
Однако эксперт призывает немного сконцентрироваться на экономических выгодах Грузии от проекта.
«Так, президент Грузии Михаил Саакашвили, комментируя этот вопрос, заявил, что «абхазская железная дорога устраивает Россию только потому, что проект железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс с выходом на Турцию и европейскую железнодорожную сеть, является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой транспортируются грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы. «А наша (строящаяся) железная дорога создает Транссибу большую опасность и конкуренцию», — пояснил Саакашвили.
Можно списать на пафос Саакашвили в его противостоянии с Иванишвили, однако открытие такой дороги действительно может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, по которому осуществляется основной армянский транзит. С другой стороны, за более 20-ти лет Армения наладила схему торговых коридоров с Россией: сообщение осуществляется по Военно-Грузинской дороге, через контрольно-пропускной пункт «Ларс», а также через морские порты Грузии (Батуми и Поти). Поэтому для Армении железная дорога через Абхазию уже не имеет прежнего стратегического значения. Как верно отметил Модест Коллеров: как экономический проект АЖД для Армении умерла!
Да, Ереван, всегда был и будет заинтересован в том, чтобы удешевить свой транзит через Абхазию (об это свидетельствует заявление премьер-министра Тиграна Саркисяна). Но играть в опасную игру в Ереване ради АЖД не будут.
Тогда возникает закономерный вопрос: зачем эта инициатива вообще понадобилась нынешнему грузинскому премьеру? Скорее всего, Бидзина Иванишвили пытается утвердиться на новой площадке для начала диалога с Москвой. Играя на противоречии с Саакашвили, премьер пытается выдвигать новые внешнеполитические инициативы, чтобы создать фон адекватности. Не думаю, что в правительстве Грузии не понимают, что этот проект не пойдет дальше политических заявлений. Давайте скажем откровенно. Азербайджан вложил немалые средства в Грузию: модернизация терминала Кулеви на Черном море, строительство завода по производству карбамида, транзит нефти через порт Супса и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, поставку Грузии природного газа по низкой цене с перспективой расширения имеющегося энергетического коридора и пр. Вряд ли Иванишвили рискнет всем этим в угоду идеи «замириться с Москвой», – считает он.
Комментируя новость о том, что Россия отказалась продавать боевые самолеты Азербайджану в результате усилий армян, политолог процитировал коллегу, украинского эксперта по Южному Кавказу Елену СИНДЕЕВУ, которая недавно комментировала Vesti.Az ситуацию вокруг ухода России с Габалинской РЛС. (https://vesti.az/news/150083).
«Она сказала, что «для Москвы решение Азербайджана фактически выдворить русских из Габалы, было неприятным. Но, не в Габалинской РЛС основа отношений Москва-Баку. В определенное время Москва обязательно вспомнит недружественную позицию руководства Азербайджана в этом вопросе». Вот этот момент и настал. Москва напомнила Баку об азербайджанской «несговорчивости» по Габалинской РЛС. В итоге непонятно, что больше потерял Азербайджан – боевые машины (Су-27, Су-30 и МиГ-31) или деньги за аренду Габалинской РЛС, которые Баку пытались получить с Москвы?», – задается вопросом В.Кулик.
Резюмируя вышесказанное, эксперт отметил, что из этих двух, казалось бы, несвязанных события можно вывести определенную тенденцию для ситуации во всем Южном Кавказе.
«Во-первых, окончательно активизировались региональные игроки, которые пытаются заключать «мезальянсы» для достижения краткосрочных целей, иногда пренебрегая стратегическими вероятными потерями. Во-вторых, политическая турбулентность будет усиливаться на протяжении всего лета 2013 года и в сентябре-октябре можно ждать пика страстей», – заключил он.