07.06.2013
Украину накрыло волной насилия, особое место в этом процессе занимает насилие над женщиной. Что это: очередная тщательно разработанная технология политиков для привлечения к себе внимания или побочный эффект возникший от кровосмешения классических технологий, менталитета и действий власти? Тема насилия над женщиной стала слишком пропагандироваться. Надо полагать, что ни журналисты, которые всеми силами придают теме популярности, ни политики, создающие соответствующие информповоды о результатах не задумываются. Попробуем смоделировать, что же будет, систематизировав то, что есть.
Итак, изначально заголовки выстроились как-то так:
- ? Тюремщики накинули Тимошенко на голову простыню, стащили с кровати и жестоко избили
- ? “Беркут” избил и выкинул из палаты соратниц Тимошенко
- ? Женщин-депутатов под Радой забросали снежками – у одной сотрясение мозга
Эти темы активно обсуждались в обществе и часто приходилось слышать интересное оправдание мужским силовым методам общения со слабым полом: «В политике женщин не бывает». Но обсуждающие как-то забыли одну простую истину, пребывая постоянно на телеэкранах политики на ряду с телезвездами становятся примером для наследования. Эдакие Рэмбо и Терминаторы.
Очень хорошо помню, как на следующий день после очередного победного боя кого-то из братьев Кличко на площадке под моими окнами собрались мальчишки лет 16-18 отрабатывать вот тот победный удар. Доотрабатывались до того, что один второму врезал так, что мы потом все бежали отливать и поднимать. Соизмерить силу в кулаках и подростковую дурь с законами физики и биологии никому из них даже в голову не пришло.
Какая связь между насилием на экране и насилием в обычной жизни хорошо описала в своем блоге журналистка Ольга Червакова: «В медицинской литературе есть термин “имитационные самоубийства”. Существует прямая корреляция между сообщением в СМИ о самоубийстве и повышением количества суицида. Особенно это касается подростковых случаев. После одного телесюжета из жизни уходят около 50 детей и подростков того же возраста и пола. Это статистика ВОЗ. При этом люди, как правило, копируют и тот способ, о котором узнали из телевизора. Так же – с другими видами насилия»
Вот значит, пример показали, избиение женщин фактически узаконили – раз им можно, значит всем можно.
Ну и понеслось:
- ? Милиционеры избили женщину, потребовавшую алименты
- ? В Днепропетровске на шествии «Свободы» избили женщин и милиционеров
- ? Житель Запорожья избил на улице женщину
- ? В Тернополе предприниматель избил двух женщин
- ? На Харьковщине два лицеиста жестоко избили женщину
- ? В Киеве мужчина избил женщину за замечание о неправильной парковке
- ? На Харьковщине двое неизвестных избили женщину
- ? Во Львове жестоко избили двух женщин, направлявшихся на службу в церковь
И вот очередное подогревание темы, громко, на всю страну:
В центре Киева «спортсмены» жестоко избили журналистку. Милиция за этим наблюдала молча, не вмешиваясь. То есть мы воспитали поколение мужчин, которые толпой кидаются избивать женщину, и касту «офицеров», которые наблюдают за этим, молча. Всему этому и тех и этих где-то учили. Дома, в семье или по телевизору? Так все же, насилие над женщиной это исключительно семейная проблема, которая не выплескивается за рамки конкретной семьи или эта тема взята на вооружение и активно пропагандируется в обществе?
Так бьет или любит?
Может ли насилие над женщиной оставаться только в семье? Вот если представить, что некоторые мужья, изредка поколачивают своих жен (еще реже дочерей, невесток и мам!), при этом почти никто ни куда не жалуется, не выносят так сказать «сор из избы». Жены делают вид, что им не больно, мужья делают вид, что любят, государство делает вид, что не замечает и все довольны? Насколько данная проблема изолирована от общества в целом?
По данным правоохранительных органов в 2012 году зарегистрировано 138 тыс. случаев насилия в семье, в 2011 – 127 тысяч, в 2010 – 102 тысячи, в 2004 – 83 тысячи. При этом более чем в 90% случаев насилие было совершено в отношении женщин. По оценкам экспертов на самом деле женщин, страдающих от насилия в семье в 3-4 раза больше, то есть от 300 тысяч до полумилиона. Статистика вещь неумолимая, даже принимая во внимание тот факт, что жертвы насилия стали меньше бояться и чаще обращаться за помощью, цифры продолжают ползти вверх. Мало того, в правоохранительные органы жалуются в основном на физическое насилие, реже на сексуальное и уж совсем никто не сообщает о насилии экономическом и психологическом.
Чтобы понять насколько эти цифры масштабны, приведу данные Харьковского института социальных исследований: в украинских тюрьмах пребывает более 140 тысяч заключенных.
То есть убийц, воров и прочих преступников в Украине меньше, чем женщин – жертв насилия в семье!
Ежегодно от домашнего насилия в Украине погибает около 1 тыс. женщин
Главными социальными последствиями насилия над женщиной в семье социологи считают 3, вот в такой последовательности по уровню значимости:
– унижение человеческого достоинства женщин, препятствование их свободному и активному развитию в обществе;
– психические и физические травмы, приводящие к различным заболеваниям женщин;
– воспитательные проблемы, связанные с тем, что факты подобного насилия наблюдают дети, которые впоследствии «закрепляют» подобные «традиции» насилия в семье и обществе.
Нельзя сказать, что в государстве проблемы не видят, в Украине еще в 2002 году был принят Закон Украины «О предупреждении насилия в семье» и Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления ответственности за совершение насилия в семьи или невыполнение защитного предписания», но количество случаев насилия только растет. «На сегодняшний день мы видим недостатки, которые требуют доработки, включения в процесс многих составляющих, видим системные проблемы, которые нуждаются в решении на законодательном уровне» – говорит Представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства Аксана Филипишина.
Что же заставляет мужчин унижать человеческое достоинство женщин и препятствовать их свободному и активному развитию в обществе? И почему насилие над женщинами принимает массовый характер и пропагандируется в обществе, неужели это может быть кому-то нужно?
Конфликт полов, как стратегия сбережения государственной власти?
Вот если все же предположить, что насилие над женщиной это технология, такой вот специфический креатив или продуманная стратегия, то авторы должны знать, что любой кризис (конфликт) приносит спрогнозированный результат, пока он контролируемый, но до потери контроля один шаг, плюс всегда есть процент, который списывается на риски.
Украинские телевизионные выпуски новостей давно превратились в криминальные сводки, а их подаче может позавидовать даже автор сценариев фильмов ужасов. То есть нас планомерно приучают к тому, что насилие – это норма. Так кажется на первый взгляд. Психологи же за такой подачей информации видят еще и постепенное приучение людей к тому, что мир опасен. Психика человека реагирует на опасность возникновением чувства страха. Страх – это стресс, то есть нарушение «равновесия» психики, состояние в котором человек не адекватно оценивает ситуации со всеми вытекающими последствиями. «Прекрасная» манипуляция не правда ли? К ней относятся как раз терракты, угрозы жизни то есть любые события, которые несут информационную ассоциацию с опасностью и вызывают чувство страха.
Но человек, существо умеющее адаптироваться, соответственно раздражители должны быть разнообразны и регулярны. Поэтому темы все жестче, и все масштабнее.
С другой стороны, любые громкие информационные поводы, вызывающие резонанс, отклик или даже взрыв в обществе, являются так же хорошим способом отвлечения внимания от действий власти и от проблем насущных. Грубо говоря, никто уже не вспоминает о том, что квартплата подрожала, бабушки на лавочках обсуждают били или не били. Почему-то сразу вспоминаются попытки создания конфликтов национального уровня на теме разделения Запада и Востока, потом была тема языков, теперь конфликт полов.
Ну и третий вариант – запугивание. Навязывание мысли «сейчас лучше сидеть и не высовываться», видимо должно не только внушить самим женщинам, что нужно сидеть тихонько, не вмешиваясь в политику, а то там бьют, но и спровоцировать их убедить в этом мужа, брата, отца. Одной дамы с косой нашим властьимущим хватило с лихвой, возможные инициативы остальных решили зарубить на корню.
При этом явно подзабыли о том, что еще несколько лет тому назад женщина «с косой» ассоциировалась с борьбой не за власть, а за другие ценности. Как впрочем и насилие, на службе у пиара может сыграть плохую роль.
В книге известного политолога Сергея Кара-Мурзы «Гражданская война 1918-1921 гг. — урок для XXI века» есть глава «Культура насилия» как пусковой механизм гражданской войны», в которой говорится следующее: «Необходимым шагом, запускающим невидимый механизм гражданской войны является снятие запрета на убийство ближнего. К такого рода шагам относится демонстративное публичное пролитие крови — как властью, так и ее противниками любого рода. Убийство ближнего становится частью личного опыта всех, а у многих при этом в подсознание закладывается жажда мщения».
Надо полагать инициаторы понимают, какие механизмы они запускают.
Вопрос, почему и для чего тема насилия над женщинами стала так часто использоваться в политике для привлечения внимания общества, я задала известному украинскому политологу Виталию Кулику и психологу Алевтине Шевченко.
Виталий Кулик, политолог:
«На мой взгляд, имеет место замещение. Долгое время наши психологи говорили о кризисе мускулинности, форсированной феминизации прекрасного пола. Считалось, что мужчины потеряли веру в себя, растет процент геев, мужчины и женщины поменялись социальными ролями. И вот теперь, тренд пошел в сторону реакции. Масскульт создал запрос на сильную женщину, а мужчина с этим не согласен. В результате возник диссонанс социальных ролей. Это проектируется и на политические отношения».
Алевтина Шевченко, психолог:
«Во-первых, мы живём в информационном пространстве, которое становится всё более и более насыщенным благодаря невиданному дотоле распространению средств информирования: практически каждый человек может сделать новость и делает – при первой же возможности. Насилие над женщинами было всегда, сейчас оно просто чаще и лучше освещается, выходит из тени. Способствует этому и то, что раньше женщины больше испытывали вину за то, что их бьют или совершают другое насилие – вспомните хотя бы латентность такого преступления, как изнасилование. Происходило это в том числе и потому, что в нашем обществе принято обвинять в насилии его жертву. Это очень распространено и по сей день. Поэтому факты насилия скрывались и замалчивались часто самими женщинами. Второе – поляризация взглядов на изменение положения женщин в обществе приводит к тому, что отношения мужчин и женщин всё чаще сводятся к конкуренции – за лидерские роли, например. Не секрет, что патриархальные устои пошатнулись и одно из следствий этого – усиливающееся раздражение тех, кому раньше лидерские позиции принадлежали просто по праву рождения. То есть раздражение определённой категории мужчин на то, что на их лидерские амбиции в социуме теперь покушаются женщины. Появилась огромная по численности категория мужчин, которых раздражают женщины как таковые. Даже природные инстинкты зачастую не помогают справиться с этим раздражением и агрессией, направленной на женщин, “забывающих своё место” смеющих конкурировать с мужчинами, смеющих ставить себя вровень с мужчинами. И у таких “разгневанных мужчин” появляется потребность компенсировать свои потери. Появился новый источник внутреннего конфликта. Если раньше говорили о межклассовой борьбе, о классовых конфликтах, то сейчас назревают и межполовая конкуренция и связанные с ней межполовые конфликты, конфликты даже не отдельных мужчин с отдельными женщинами, а именно конфликты на основе концепций сторонников всё более полного равноправия женщин и сторонников традиционного распределения общественных ролей между полами. Можно прогнозировать рост агрессии, направленной на женщин. Причём её носителями могут быть и женщины – сторонницы консервации традиционного уклада, не все из них стремятся занять более активную позицию, а современная жизнь к этому вынуждает.
В политике женщин нет – то есть хочешь быть политически активной – пожертвуй своей женской сущностью, своей женской природой, откажись от себя и живи по придуманным законам поведения мужчин в политике. А женских законов в политике просто нет – ведь женщины занимаются политикой считанные десятилетия».
О кризисе мужественности начали говорить и в Европе, депутат от лейбористской партии Великобритании Дайан Эбботт в своей статье в издании The Guardian, пишет, что у молодых британцев сейчас просто нет представления о том, что значит быть мужчиной. Безработица и экономическая нестабильность создали поколение разочаровавшихся молодых людей, спровоцировав рост гомофобских настроений, мужской шовинизм и женоненавистничество, утверждает политик. Мальчики сегодня всё более изолированы, а взрослые мужчины работают целыми днями, умирают от рака или кончают жизнь самоубийством. Молодые британцы чувствуют себя неполноценными, это приводит не только к стрессу, но и к сексуальным расстройствам.
Уж если в Великобритании заговорили об экономической нестабильности, которая взрастила целое поколение неуверенных в себе шовинистов женоненавистников, то, что говорить об Украине. Если британский политик права в своих предположениях, то нам до их экономической ситуации с нашими темпами развития еще не одним поколением придется пожертвовать.
Соответственно есть ли тогда смысл удивляться отсутствию потенциала или даже потенции у нашей власти, состоящей в основном из мужчин? В Украине сложилась ситуация, когда к власти подпускается очень маленький процент женщин и не самый качественный, нет, умные женщины-политики в Украине есть, но их настолько мало, что они скорее исключение, всего лишь подтверждающее правило.
В 2012 году ученые впервые заявили, что женщины перегнали мужчин по уровню интеллекта. “За последние сто лет количество баллов IQ, набираемых мужчинами и женщинами, увеличилось, но у прекрасной половины человечества этот рост происходил быстрее”, – сообщил известный эксперт по политическим и психологическим исследованиям, профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн. Ученые по-разному объясняют рывок современных женщин в интеллектуальном плане. По одному мнению, к ускоренному развитию ведет современный образ жизни, когда женщинам приходится “крутиться”, одновременно реализовываясь и в семье, и в карьере. По другому – женщины всегда обладали потенциально более высоким интеллектом, но только сейчас начинают реализовать его в полной мере, сообщает ИТАР-ТАСС.
Я не уверена, что новые увлечения мужчин: использование декоративной косметики, посещение салонов красоты, более чувственный стиль в одежде и даже становящаяся откровенно модной нетрадиционная ориентация можно считать попыткой копировать женщин. Но в пользу именно такого вывода говорит еще и тот факт, что мальчикам просто не с кого брать пример. Разделение общества по гендерному признаку привело к тому, что пока мужчины зарабатывали деньги или «делали политику» мальчиков воспитывала женская часть общества: мамы, бабушки, учителя. Находясь, все время в женском окружении, слушая недовольных мужьями мам, разведенных учителей, уставших бабушек, мальчикам было просто неоткуда брать пример для подражания, некого наследовать. Меня поразил учитель физкультуры, на последнем звонке моей дочери – у него, молодого парня, на лице было в пару раз больше тонального крема и пудры, чем у меня. Но буквально шокировал меня мужчина лет 60, зашедший в салон красоты в небольшом шахтерском городке на Востоке страны, попросивший сделать ему маникюр и покрыть ногти лаком. Это не политик – к этим звездам в тоннах пудры уже все привыкли, это не молодой мальчик, которому сказали во дворе, что быть метросексуалом/хипстером/нетрадиционным сейчас модно, это взрослый мужчина, работник котельной!
Мы в нашем обществе вырастили мужчин, которые не умеют быть мужчинами. Которые в своей склонности к постоянной борьбе и состязательности избрали своим главным конкурентом и противником женщину, и борются с ней, не посредством тактик и стратегий, интеллекта и сообразительности, а агрессией и насилием. Это как если бы известному сильному и профессиональному боксеру, строго придерживающемуся правил игры, дать в противники бойца без правил с ножом и пистолетом, как думаете, чья возьмет?
Другое дело, что пока все следят за рингом уже новое поколение женщин с униженным человеческим достоинством, не реализовавших свой потенциал в обществе воспитывает новое поколение мужчин, еще более агрессивных, еще более несчастных…
Для справки дам еще перечень типов насилия, думаю, многие найдут в нем то, с чем выживают каждый день и даже не задумываются, что это и есть оно «унижающее достоинство и препятствующее реализации в обществе»
Типы насилия
- I. Физическое насилие:
- 1. Избиения, побои.
- 2. Физические издевательства.
- 3. Швыряние друг в друга различных предметов.
- 4. Телесные повреждения (ножевые раны, синяки и т.п.).
- 5. Генитальные увечья.
- 6. Физическое наказание детей в присутствии женщин.
- 7. Наркомания, алкоголизм, пьянство и их последствия.
- II. Психологическое насилие:
- 8. Постоянные выяснения отношений.
- 9. Обвинения, формирование чувства вины.
- 10. Оскорбления.
- 11. Игнорирование.
- 12. Унижения.
- 13. Угрозы применения физического воздействия.
- 14. Необоснованное наказание.
- 15. Грубость, ругательства, оскорбления.
- 16. Моральное и психологическое давление, манипулирование.
- III. Сексуальное насилие:
- 17. Разногласия сексуального характера, несогласия в сексуальной сфере, приводящие к насилию.
- 18. Сексуальные домогательства.
- 19. Изнасилования.
- 20. Инцест.
- 21. Принуждение к аборту.
- 22. Принуждение к проституции, секс-продажа, эксплуатация через
проституцию.
- IV. Экономическое насилие:
- 23. Разногласия финансового характера и их последствия.
- 24. Экономический контроль над женщиной.
- 25. Насильственные ограничения в деньгах, информации и т.п.
- 26. Уничтожение собственности в семье (преднамеренное).
- V. Социокультурное насилие:
- 27. Изоляция в семье, запрещение работать, проводить досуг избранным способом и др.
- 28. Насилие на национальной основе.
- 29. Насилие на религиозной основе, принуждение к выполнению обрядов и т.п.
- 30. Насилие, ограничение поведения на основе традиций (принуждение к отказу от пищи, медицинской помощи, контроль в репродуктивной сфере, принуждение к вступлению в брак и т.п.).
- 31. Ограничение в поведении, запрет заниматься тем или иным делом.
- 32. Отказ (мужчины) заниматься каким-то делом, выполнять обязанности по дому.
- 33. Вмешательство третьих лиц (тещ, свекровей и т.п.).
Автор: Татьяна Лупова