додому Економіка Социальный лифт сломался

Социальный лифт сломался

30

A VPN is an essential component of IT security, whether you’re just starting a business or are already up and running. Most business interactions and transactions happen online and VPN

Во Франции 10% самых богатых людей владеют 60% совокупного богатства. Налоговые лазейки, связанные с наследованием, позволяют им передавать накопленное имущество из поколения в поколение. Экономисты и организации призывают к налоговой реформе, которая может положить этому конец. Но пока, похоже, социальный лифт сломался на этаже с наследниками и обслуживает только богачей.

Новая Прекрасная эпоха

Доставайте ваши плащи, перчатки, цилиндры и платья с корсетами – возвращается Прекрасная эпоха. О её возвращении свидетельствует не нынешняя мода в одежде. Об этом твердят  экономисты и многие организации, внимательно наблюдающие за развитием нашего общества.

Сейчас, как и в начале XX века, Франция принадлежит наследным рантье. В прошлом веке ситуация немного изменилась в лучшую сторону. В частности, благодаря социальному лифту в период «Славного тридцатилетия». А вот конец 1970-х годов знаменовался возвращением к финансовому и недвижимому имуществу как основному фактору классового структурирования общества. В результате роль наследства оказалась гораздо важнее доходов и заработной платы.

Со временем наследование приобретает всё большее значение в этом процессе. Так, например, 1970 году оно составило 300 % от общенационального дохода. А в 2020 году – уже 600 %. Иначе говоря, оно постепенно сосредотачивалось в руках ограниченного круга лиц.

«Во Франции 10 % самых богатых людей владеют 60 % общего богатства»,

– подчёркивается в «Докладе о неравенстве в мире к 2022 году». Исследование было опубликовано в декабре прошлого года исследовательской организацией, занимающейся изучением неравенства в мире.

В погоне за высоким уровнем жизни

Эта монополизация богатств вызвала настолько сильное беспокойство, что заставило задуматься даже некоторые довольно консервативные организации.

Среди них ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и France Stratégie, а также ортодоксальные экономисты, пользующиеся доверием Эммануэля Макрона. Среди них лауреат Нобелевской премии Жан Тироль и бывший глава отдела исследований МВФ. Даже они призвали к переходу на новое налогообложение на наследство. Цель заключается в том, чтобы разблокировать социальный лифт, застрявший на верхних этажах.    

«Чтобы получить доступ к самому высокому уровню жизни, теперь необходимо получить наследство»,

– отмечает соавтор опубликованного недавно Советом экономического анализа (CAE) доклада «Переосмысление наследования» Камий Ланде. Речь идёт о средних показателях – многие граждане не получат наследства вообще. Половина же французов наследует в течение всей своей жизни 70 000 евро. Ещё 10% достанется более 500 000 евро.

«1 % самых богатых наследников в среднем получат более 4,2 миллиона евро чистыми. А 0,1 % самых богатых наследников – приблизительно 13 миллионов»,

– подчёркивается в исследовании CAE. Иначе говоря:

«1% самых богатых наследников может теперь путём простой жизни рантье получить доступ к более высокому уровню жизни. Это больше, чем получает 1% самых высокооплачиваемых “людей труда”».

Так что можно смело попрощаться с расхожей фразой «кто как работает, тот так и ест». И оставить за плечами пропагандистские мифы о меритократии.   

Бумажный тигр и налоговые лазейки

Мы живём во времена углубления социального неравенства, роста повседневных расходов. Сегодня люди пытаются добиться хоть какого-нибудь повышения заработной платы. Поэтому вопиющая роскошь рантье вызывает столь сильное возмущение. Особенно с учётом того, что наследование этих богатств облагается низким налогом.

В 2015 году в казну поступило только 12,5 миллиарда евро. То есть 0,56% от ВВП. В это же время общий поток наследуемых сумм составляет 15% от ВВП ежегодно.   

Похоже, что всё было сделано для того, чтобы налоговые органы не заинтересовались темой наследования. Впрочем, у них нет об этом достоверной информации. С другой стороны, как объясняет Камий Ланде,…

«…мы можем питать иллюзии по поводу прогрессивной системы налогообложения применительно к наследованиям. но это бумажный тигр. В действительности, чем больше наследство, тем лучше их обладатели знают лазейки, позволяющие уйти от налогов. В итоге самые богатые наследники в среднем платят около 10% от унаследованного имущества».

Неуловимое имущество

Среди налоговых лазеек есть такие как страхование жизни (17,5 миллиардов распределены между 45 000 бенефициаров). Также существуют пакты Дютрея. Согласно ним освобождается от налогов на 50% имущества, представленного в виде оборудования производственного назначения. Что представляет более 60% от богатства 0,001 % самых богатых людей.

Ещё от налогов на наследство уходят через дарственную форму передачи права собственности без права пользования. А это ещё 2-3 миллиарда евро, которые не попадут в казну в виде налогов. или размытие латентной доли при наследовании.

Помимо существуют и другие способы оптимизации. Например, эффективное планирование. Оказывается, что три дарения по 100 000 евро в течение жизни к наследству в размере 200 000 евро после смерти каждого из двух родителей обходятся дешевле с точки зрения уплаты налогов. Дороже обойдётся разовое наследование 700 000 евро сразу же после смерти родственников по восходящей линии.       

Прогрессивный налог

В связи со всеми этими лазейками, в вышеназванных докладах звучат призывы к пересмотру системы налогообложения. С лейтмотивом – обеспечить эффективно работающее прогрессивное налогообложение наследуемого имущества. Бенефициар должен выплачивать налоги на протяжении всей своей жизни.

«Выплату общей повышенной суммы следовало бы производить в соответствии с системой прогрессивного налогообложения. В то же время можно было бы предоставить многочисленным родителям из среднего класса, возможность передавать более скромное наследство своим детям, освободив его от налогов»,

– отмечает комиссия Тироля-Бланшара.

Такая мера привела бы к улучшению репутации прежней системы, воспринимаемой как «двойное налогообложение сбережений родителей, которые “работали не покладая рук”, желая помочь своим детям».     

В соответствии со сценариями, которые предлагаются в докладе CAE, эти меры привели бы к поступлению в казну от 9 до 19 миллиардов евро. На что их можно потратить?

Например, на снижение прямых или косвенных налогов. Или на сокращение государственного долга, на укрепление механизмов солидарности и равенства шансов. Ещё можно было бы финансировать гарантированный капитал в размере 120 000 евро для всех людей начиная с 18 лет, как предлагал экономист Тома Пикетти.

В общем вариантов много. Но все они зависят от выбранного проекта социальной инженерии. Однако многие из перечисленных вариантов выхода стоило бы взять на вооружение нынешним кандидатам в президенты.

Автор: Стефан Герар

Источник: L`Humanite

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я