Максим Нечипоренко
Во время финансово-экономического кризиса в первых рядах потерпевших ритейлеры – владельцы розничной торговли. Сокращение спроса населения сильно ударил по контролирующему розничные продажи капиталу. Но это еще не конец. Согласно экспертным прогнозам, спрос будет падать и в дальнейшем, следовательно, убытки сетевиков также будут увеличиваться. Закономерно, что давление на рабочий коллектив усиливается, некоторые владельцы сетей используют старый проверенный метод – локаут.
Некоторые розничные сети, выглядевшие в прошлом году очень презентабельно и заявлявшие о масштабных планах, сегодня фактически сошли с дистанции или поменяли собственников. В связи с этим компания «Ритейл Групп» прогнозирует продолжение тенденции ухода игроков с рынка розничной торговли или смену их собственников. «Я думаю, что мы наблюдали не последние «жертвы»: еще 3-4 компании до конца этого года могут исчезнуть», – сказал Роман Лунин, председатель наблюдательного совета «Ритейл Групп» (владеющая ТМ Велика Кишеня).
Международная консалтинговая компания Colliers International прогнозирует ввод в эксплуатацию порядка 116 тыс. кв. м торговых площадей в Киеве в 2009 году. «Прогноз был пересмотрен в меньшую сторону (ранее он был на уровне 162 тыс. кв. м) не в связи с технической невозможностью открытия некоторых торговых центров, а в связи с их низкой заполняемостью арендаторами», – сообщает руководитель департамента торговой недвижимости компании Наталья Кравец.
По законам существования капиталистической системы неудача постигнет в первую очередь не большие предприятия. Ритейл не исключение. «Динозавры» торговли, хотя и с некоторым отказом от быстрого роста и сокращением числа магазинов, переживут этот год. Смысл этого бизнеса заключается не столько в покупателях (продукцию так или иначе будут приобретать, хоть на базаре), сколько во взаимоотношениях между производителем товара и торговой площадкой, то есть, магазином или их сетью.
Вопреки заявлениям апологетов неолиберализма, рынок это не простое соотношение спроса и предложения, поэтому также предполагает планирование. Во взаимоотношениях производителя и торговым сетям, последним отдана не маловажная роль – первичное планирование производства разных товаров. Производитель какой-либо продукции, скажем, колбасных изделий, должен знать, сколько ему закупить мяса и других ресурсов, для производства сосисок или сарделек. В этом отношении ему поможет торговля – по динамике продаж можно строить прогнозы на обозримое будущее. От этого зависит заказ к производителю и планирование уже непосредственно самого производства. Это касается производства любых групп товаров.
Здесь прослеживается четкая закономерность. Чем шире торговая сеть, тем более глубокое и точное может быть планирование. Следовательно, производитель, выбирая между торговыми площадями, будет делать ставку на сильные и разветвленные сети в ущерб мелким. Торговцы, борясь за поставщиков, прилагают усилия для более точного прогноза. Ярким примером здесь может послужить магазины Fozzy Group – «Сильпо». Внедряя программу «Власний рахунок» компания стимулирует покупки определенного вида товаров, взамен предлагая бонусные балы. В конце определенного периода эти баллы суммируются и выливаются в определенную сумму, на которую покупатель может бесплатно взять определенное количество товара.
Только далекий от схемы потребитель воспринимает это как привлечение покупателя, или, хотя это уже более близко к правде, стимул к потреблению. Да, все эти цели также преследуются, но в первую очередь так сеть планирует заказы на определенную группу товаров на будущие периоды. Если какой-то товар залежался на полках складов, то его позицию можно внести в программу на следующий месяц, кто-то купит, кто-то нет, но в любом случае этот товар будет покупаться быстрее. А это значит, что сеть вовремя расплатится с поставщиком и может составить более точный прогноз по потреблению разных групп товаров.
Занять долю на рынке ритейла это труд, но еще больший труд удержаться и пытаться расширить сферу своего влияния. Сетям, даже крупным, сейчас не легко – практически весь рынок работает на нулевой рентабельности. Это значит, что прибыли такие предприятия не дают, а если она и есть, то владельцы все равно больше сконцентрированы на выживании, а не развитии. Более того, владельцам бизнеса приходится постоянно расширять свои сети. Только за истекший месяц количество магазинов широкого профиля сетей розничной торговли увеличилось на несколько десятков. Такой «пир во время чумы» не от сладкой жизни. Зависимость проста – чем крупнее сеть, тем легче ей выживать в столь суровых условиях.
Нужно сказать и несколько слов о трудовых коллективах, обслуживающих данный бизнес. Этим людям не повезло больше всего. Всевозможные премии и надбавки сократились или вовсе исчезли, администрация магазинов во всю «оптимизирует» штатный состав – часто не хватает рабочих рук. Ведется сокращение издержек путем усиления эксплуатации работников.
Например, администрация сети МЕТРО в борьбе за сохранение хоть какой-то прибыли всячески противодействует работе сотрудников членов профсоюзов с целью дальнейшего их увольнения.
Но то, как повела себя администрация сети гипермаркетов «Окей» (эстонский капитал) – беспрецедентный случай. Неделю назад компания «Окей Украина» временно закрыла сеть состоящую из 4 точек. Несмотря на то, что менеджер по связям с общественностью компании Людмила Шилина отметила, что сотрудники всех 4 гипермаркетов были заранее предупреждены, создается такое впечатление, что сотрудники киевского магазина «ОК» об этом даже и не догадывались.
То ли директива не дошла до конечного адресата, то ли еще что-то помешало, так или иначе, профсоюза «Захист праці» заявил, что более 500 сотрудников гипермаркета были уволены без предварительного предупреждения, им не были выплачены зарплаты и не были возвращены документы, в частности трудовые книжки. Профсоюз утверждает, что аналогичная ситуация сложилась и в Харькове, где были уволены около 150 человек. В то же время, представитель компании «Окей Украина» опроверг заявление профсоюза. «Что с ситуацией в Харькове – я не в курсе. Но вот что касается Киева, то такого не может быть. Там работали всего (!!! – авт.) около 300 человек», – сказал представитель ритейлера.
Как оказалось, решение о закрытии гипермаркетов было принято собственником сети компанией «Эксперт-Капитал» в связи с продажей доли в «Окей Украина». А ранее «Окей Украина» заявляла о намерении продать 20-50% своих акций. Очевидно, что сеть переживает не самые лучшие времена – сейчас многие рассчитывают получить хоть какие-то деньги от частного размещения (private placement) своих акций. Но не у всех это получается, что и можно наблюдать на данном примере. В итоге страдают обычные работники, количество которых меряют сотнями. Ведь уволить то можно «всего» пару сотен, а еще сотню можно оставить, взвесив на их плечи больший объем работы и у резав зарплату.
Шаткое положение заставляет сетевиков искать дополнительные источники финансирования. Или прощаться с бизнесом. Оставшиеся сети будут работать более эффективно, чем до кризиса, а также будут осмотрительнее в денежных заимствованиях. Но эта эффективность достигается за счет интересов работников предприятий. По старому либеральному принципу кризис хорошо «очищает» рынки от налета, образовавшегося в период расцвета. Как бы не наступил тот день, когда трудовые коллективы обретут субъектность и «очистят» сложившуюся схему окончательно. Навсегда.