Домой Стратегия Украинская власть самоконсервируется

Украинская власть самоконсервируется

144

Милан Лелич

Украинский народ лишают последних механизмов влияния на власть. Если формальное право людей избирать пока еще никто прямо не трогает, то с правом быть избранными все обстоит куда хуже. Принятый Верховной Радой на внеочередной сессии 24 июля во втором чтении Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты на счет выборов Президента Украины» окончательно закрывает перед обычным гражданином и до того лишь иллюзорную возможность пробиться в высшую политическую лигу своей страны.

Наиболее яростно обсуждаемый в СМИ и политикуме момент этого закона – о порядке формирования избирательных комиссий – оставим в стороне, ведь вопрос о том, кто будет иметь право посылать своих представителей в избиркомы – кандидаты в президенты или парламентские фракции – для обычного украинца, глазами которого мы сейчас попробуем оценить этот Закон, особого значения не имеет. Куда важнее другой аспект – увеличение необходимой залога для участия в выборах (между прочим, это изменение особого интереса у СМИ как раз не вызвали).

Итак, согласно рассматриваемому закону, размер необходимой для регистрации кандидатом в депутаты денежного залога увеличен в пять раз – с 500 тыс. грн. до двух с половиной миллионов гривен. На первый взгляд, особой разницы между этими суммами нету – они обе кажутся вполне астрономическими. И все же, если попытаться выразить размер залога не в абстрактных гривнах, а в вполне конкретных зарплатах, пенсиях и стипендиях, то придем к забавным, но грустным результатам.

По данным Госкомстата, среднемесячная зарплата в Украине в июне этого года составила 1980 грн. Путем нехитрых вычислений получаем: для того, чтобы самостоятельно внести заставу, средний гражданин должен отработать 1263 месяца, или 105 лет, не тратя на жизнь при этом ни копейки. Если же гражданин сможет привлечь к сбору средств, к примеру, 50 своих друзей и родственников, которые на залог будут откладывать по ползарплаты, справиться они смогут «всего лишь» за четыре года. Теперь представим, что в президенты Украины захотел податься среднестатистический пенсионер. Учитывая средний размер пенсии по возрасту в Украине – 943 грн, до самих выборов он вряд ли доживет – откладывать придется 221 год. У студента шансов стать президентом страны еще меньше. И дело не в ограничении по возрасту – президентом Украины можно стать с 35 лет. Если мы представим такого себе великовозрастного студента-отличника, получающего повышенную стипендию в размере 590 грн., учиться в вузе ему придется 353 года. Даже если наш студент смог заагитировать своих сокурсников помогать ему, отдавая всю полученную за время учебы стипендию (а это, при очень грубых подсчетах, примерно 590 грн. х 12 мес. х 5 лет = 35400 грн), то работать на него будет не только его группа, а целый поток – около 70 студентов.

Основным аргументом при повышении залога называлось желание «отсечь» от участия в выборах так называемых «технических кандидатов». Впрочем, достичь этой цели явно не удалось. Ставки на грядущих выборах столь высоки, что полноценное содержание каждым реальным кандидатом «табуна» из нескольких технических, не является особой проблемой, а уплата залога – тем более. К тому же, депутаты имели ранее несколько более эффективный механизм отсева кандидатов – сбор подписных листов (в первом чтении и проекте комитета ко второму чтению они были упразднены). Каждый кандидат обязан предоставить не менее пятисот тысяч подписей. Учитывая, что «себестоимость» одной купленной/фальсифицированной подписи для кандидата с нулевым реальным рейтингом составляет никак не меньше, чем гривен десять, то есть общий «фонд» на подписные листы – не менее пяти миллионов гривен, смысл операции с повышением залога становится совершенно непонятным (правда, все станет на свои места, если предположить, что приведенная выше элементарная арифметика сознанию депутатов является недоступной). Например, инициатор повышения размеров залога Николай Томенко считает, что он как раз боролся не за сокращение трат для технических кандидатов: «Поддержка предложения об увеличении денежного залога позволит в два раза сократить количество кандидатов». Комментарии излишни.

Благодаря инициативе по повышению залога народ лишится возможности увидеть чудо демократии. Предположим, был бы реальный кандидат, пользующийся поддержкой и уважением миллионов людей, но бедный как церковная мышь (представим себе такое необычное и редкое природное явление). Собрать подписи ему легче, чем просить деньги. Ведь теперь, даже в случае победы он не сможет их вернуть, по новой редакции избирательного закона. Так что теперь только действительно богатые люди и их политическая обслуга смогут становится гарантами конституции. Это было и раньше, но теперь власть денег закреплена юридически. Мы теперь  олигархическая республика . Это не ругательство такое, а форма правления.

Не менее интересное нововведение касалось изменения порядка формирования избирательного фонда кандидата в Президенты – депутаты хотели узаконить неограниченный размер трат на предвыборную агитацию, чтобы потом не было необходимости оправдывать превышение бюджета. Удивительно, что из окончательной редакции закона эта норма выпала.

В том, что этот закон все же вступит в силу, особо сомневаться не приходится – обещанное Секретариатом президента вето депутаты явно преодолеют, а в Конституционном Суде (юристы из Секретариата уже понаходили поводы объявить внеочередную сессию ВР незаконной) позиции Ющенко в последнее время не особо сильны.

Так или иначе, выглядит он ничем иным, как грубой издевкой над статьей 3 Закона «О выборах Президента Украины», в которой гражданам гарантируются равные права в избирательном процессе. Наверное, последнее, что осталось сделать депутатам – изменить Конституцию страны, вписав туда: «Единственным источником власти в Украине является сама власть». Можно написать и «власть денег», так будет еще честнее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь