Максим Банкер
Испанская католическая община перессорилась из-за убитых во время гражданской войны фашистами баскских эпископов
«Во имя католической церкви и за права костела» – среди прочего такими словами в специальном заявлении оправдывал Франко мятеж против легитимного республиканского правительства.
Костел не остался нейтральным. Церковь поддержала мятежников, что в свою очередь послужило алиби для репрессий против нее со стороны республиканцев. На территории, контролируемой ими, против католических заведений была развернута кампания, которая в правой историографии именуется «испанский красный террор».
К слову та антицерковная кампания зачастую имела массовую поддержку. Это в свою очередь говорит о том, что у простых испанцев что говорится, накипело за долгие годы. Костел всегда был
одним из главных институтов эксплуатации и мракобесия. Кроме того, масштабы «испанского белого террора» были не меньше и не уступали красному. Скорей даже превосходили. Достаточно вспомнить бомбардировки городов.
Как бы то не было, в ходе гражданской войны республиканцами было убито 13 эпископов, 4 тысячи рядовых служителей и семинаристов, 2364 монахов, 228 монашек. Всего 6832 человека.
После победы фашистов в 1939-ым тема убитых республиканцами католических деятелей стала одним из основных государственных мифов испанской диктатуры. Со временем в руководстве испанской католической церкви возникла идея признать их мучениками.
Начиная с 1987-ого года, Ватикан начинает процесс бенефикации священников – жертв республиканцев. Церемонии бенефикации проходили соответственно в 1987, 1989, 1990, 1992, 1993, 1995, 1997, 2001 –ом году. В октябре 2007-го Бенедикт XVI ввел в сан мучеников сразу 498 человек ( самая масштабный акт бенефикации в истории католичества).
Однако тут возникла нестыковка. Оказывается, что во время гражданской войны были зафиксированные факты, когда духовные лица были жертвами националистов (так называли тогда сторонников лагеря Франко). Речь про 14 баскских эпископов, которых без суда и следствия расстреляли франкисты. Их даже запретили хоронить после смерти. Всего на территории Страны басков от рук солдат Франко пало 80 служителей церкви.
Более того, убитые эпископы были ярыми последователями католичества. Практически все они были связаны с Баскской национальной партией (PNV). Ее основатель и главный идеолог Сабино Арана (Sabino Arana) называл свою доктрину «антилиберальный католицизм».
Основатели PNV даже утверждали, что баски избранный богом народ, которые ведут свое происхождения от библейского пророка Ноя. Как пример: именно на территории расселения басков в средневековье было остановлено наступление арабов на Европу. Отсюда был один шаг до расизма и он был сделан. В работах того же Ораны фигурирует термин «Raza vasca». Причем превосходство басков над иными народами также связывалось с тем, что они более последовательные католики, чем иные народы.
Позже с развитием науки баскские расисты стали ссылать на установленный научный факт: баски имеют свой отличный от всех народов Европы набор хромосом.
Несмотря на клерикализм 30-ые годы PNV поддержало республиканское правительство, которое предоставило баскам автономию.
Прошло 73 года, и теперь католики Страны Басков неожиданно решили почтить помять тех 14-ти эпископов. По инициативе глав 4-ох диоцезий, которые находятся на территории Страны Басков, 30-го июня в кафедральном храме Витории (столица региона) прошла месса в память погибших. Кроме всего прочего инициаторы акции, которая собрала 200 человек, попросили у руководства Испанской католической церкви принести извинения за упомянутый инцидент.
События в Витории вызвали в Мадриде очень холодную реакцию. Там никак не прокомментировали новости про мессу. Кроме того, ни один испанский церковный приход за границами Страны Басков не послал своего представителя на указанную церемонию.
Правая пресса Испании тут же развязала кампанию, обвиняя басков в конъюнктуре. Про это на их взгляд говорит следующее обстоятельство: 30 лет страна живет по законам демократии, и только сейчас баски неожиданно припомнили про тех 14 убитых франкистами. Что мешало им говорить про ту трагедию раньше?
Между тем весной, впервые за 30 лет существования баскской автономии к власти в Витории пришел местный филиал Испанской социалистической рабочей партии (PSOE). До этого регионом единолично или в коалиции с другими националистами правила PNV. Перейдя в оппозицию, националисты из PNV активно эксплуатируют националистические лозунги, смыкаясь в чем то с сторонниками т.н. Izquierda Abertzale ( баск: Патриотическая Левая) – левые националисты, симпатизирующие ЕТА. В конце мая близкие к PNV и национал-левакам профсоюзы организовали совместную всеобщую стачку. Остальные рабочие организации, кроме крошечных сект отказались поддерживать националистов. Даже третий по размерам в Испании анархистский профсоюз СиДжеТе не захотел участвовать в общих с националистами акциях, хотя для радикалов признание права басков на независимость является неоспоримой нормой. Большинство традиционных «республиканцев» левого крыла откровенно поддерживают права басков, но вот правая PNV и и левое крыло националистов симпатичны им гораздо меньше. Невзирая, на неприятие других левых, басконские регионалистские профсоюзы показали высокий уровень активности и силы. В такой ситуации социалистам очень важен имидж радетелей за баскскую нацию, как правительственной партии в стране и области. Тут их пиарщики и вспомнили про жертв Франко.
Баскские епископы говорят: никакой политической коньюктурой тут и далеко не пахнет. Сейчас в стране идет компания за реабилитацию всех жертв фашистского террора. И почитание убитых католических деятелей целиком логично.
На вопрос – почему 30 годов ни один баскский церковник не упомянул про убитых в 1936-ым, также нашелся ответ. Все 30 лет в регионе активно действовала террористическая группировка ЕТА, которая выступает за создание независимого баскского государства. Тема убитых епископов, по словам организаторов акции, могла быть использована террористами в политическом целях.
С другой стороны такая церемония, будь она проведена раньше, могла мобилизировать сторонников Франко, а демократичные институты в Испании длительное время была очень слабыми. На сегодняшний день активность заметно ЕТА снизилась, а франкисты вообще превратились в секту маргиналов, собирающих на разрекламированные мероприятия десятки уличных активистов из числа стареющих ветеранов тоталитарного режима и юных неонацистов. Зрелище убогое.
Впрочем, ставки здесь больше, чем имиджевые игры соцпартии.
Необычная акция баскских католиков была явно направленная против теперешнего очень консервативного епископата испанской католической церкви, которым управляет Антонио Мария Роуко (Antonio Maria Rouco). Он и его окружение в штыки встретили последние инициативы эсдеков: расширение прав женщин на аборты, признание гомосексуалистов, запрет демонстрации религиозной символики, прежде всего изображений распятий, в учебных заведениях.
В 2011-ым Роуко будет 75 лет и по уставу он обязан сложить полномочия. В костеле начинается тихая война за то, кто грядет новым председателем епископата. Стоит отметить, что обратил за организацией церемонии в Витори стоял епископ Бильбао монсеньер Рикардо Бласкез (Ricardo Blazquez), которого считают кандидатам на должность председателя епископата от фракции реформистов.
Интересно, что в этой конфронтации симпатии Папы Римского Бенедикта XVI, имеющего имидж законченного католического фундаменталиста, на стороны либералов. По крайней мере, как пишет пресса, Папа хотел бы уменьшить влияние на испанский костел ряда церковных орденов, например, сотрудничавшего с франкистами «Опус Деи». Некоторые комментаторы даже говорят, что мессу в Витории лично санкционировал Бенедикт.