Максим Нечипоренко
Первые позитивные сдвиги в финансовом секторе дали повод политикам всех мастей и уровней преподносить это как успех колоссальной важности. Естественно, что каждый нахваливает себя или свою политическую силу. Как говорится: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Народ в это верит неохотно, всем известно, что можно тысячу раз произнести слово сахар – во рту от этого слаще не станет.
Ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» отмечает нормализацию финансово-банковской сферы. Как отмечают эксперты ассоциации, с апреля 2009 года наблюдаются признаки улучшения ситуации в финансово-банковской сфере. Это проявляется в стойкой тенденции к снижению темпов инфляции, постепенном возвращении средств населения к банкам, и некотором росте объемов кредитования предприятий.
Но сокращение инфляционного давления и кредитование производства находятся в обратно пропорциональной зависимости. Если захочешь выиграть в одном направлении – обязательно проиграешь в другом. Промышленники задыхаются от нехватки денежных средств, предприятия стоят, растет безработица, но обратиться в банк не каждому по зубам. Объем плохих и просроченных кредитов в банковском сегменте растет как на дрожжах (по некоторым оценкам на сегодня это 20% от всех выданных кредитов). Сами финучреждения, если не сворачивают кредитные программы, то путем ужесточения их условий существенно сужают круг вероятных заемщиков. Если вы стали «счастливцем», кому разрешат оформить кредит, обольщаться не стоит. Процент обслуживания тела кредита гораздо выше, чем это было год назад.
Стоимость денег напрямую зависит от НБУ, верней, от учетной ставки, которую он устанавливает. Чем она меньше – тем дешевле каждая взятая в кредит гривна. Вполне естественно, что реальный сектор экономики заинтересован в ее снижении, о чем не раз говорили владельцы предприятий. Но руководство НБУ не спешит заниматься альтруизмом. «Сказать, что мы сегодня будем понижать ставку, и таким образом давать сигнал, что у нас уже нет обеспокоенности в плане высокого уровня инфляции, – такого сигнала мы пока не можем дать», – сказал первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов. Тем не менее, центральному банку все же пришлось понизить в июне учетную ставку на 1% до 11%.
Но ситуация в экономике остается сложной. По результатам экономической деятельности во втором квартале продолжается падения производства. Прогнозы экспертного сообщества относительно оживления экономической активности в реальном секторе не сбылись: объемы промышленного производства упали на треть в сравнении с соответствующим периодом 2008 года; почти на 40% сократились инвестиции в основной капитал; более чем на 10% снизилась реальная заработная плата.
Стоит упомянуть и такое явление как долларизация экономики – использование одной из иностранных валют наравне с национальной валютой в расчетах и при сбережении средств. При высокой долларизации иностранная валюта фактически вытесняет местный денежный знак, при низкой – выполняет часть функций национальной валюты. Явление характерно для экономик развивающихся стран и стран третьего мира.
Твердые валюты – в первую очередь американский доллар – на протяжении последних 15 лет остаются для украинцев основным средством сбережения и накопления капитала, а нередко и платежным инструментом. До недавних пор, кредиты население также предпочитало брать в долларах. Между тем рост долларизации финансовой системы грозит серьезными проблемами для банков и НБУ. Угроза долларизации – ее темпы роста: чем больше иностранной валюты в банковской системе, тем сложнее НБУ удерживать стабильный курс гривни. Считается, что при высоком уровне долларизации (более 50%) страна не только теряет возможность регулирования экономики посредством денежно-кредитной политики, но и получает все проблемы страны – эмитента валюты. Долларизация приводит к тому, что экономические проблемы владельца печатного станка (в нашем случае США) становятся проблемами держателей доллара. Например, стоимость сбережений украинца, держащего свои сбережения в долларах, непосредственно зависят от кризиса на американском рынке ипотеки, процентных ставок и уровня инфляции в США.
Но при экономических катаклизмах население страдает в первую очередь. За примером не нужно бежать далеко. Основная масса украинцев смогла по настоящему оценить долларизацию на собственной шкуре, начиная с осени прошлого года. Зарплаты шли в гривне, тогда как кредиты брались в валюте. Пока курс гривни стабилен, финансовая долларизация особой опасности не представляет. Но если произойдет обвал гривни, население, получающее зарплаты в национальной валюте, не сможет расплатиться по долгам. Что собственно и произошло осенью прошлого года. В этом случае не за горами и крушение финансовой системы. Обратная сторона колебаний курса – отток долларовых средств с депозитов. Тогда у банков появляется головная боль в виде нехватки ликвидности – денежных средств предназначенных для обслуживания текущих операций.
Уровень долларизации экономики Украины по-прежнему высок и сейчас составляет более 30%. Мы не можем констатировать резкого увеличения долларизации экономики, но слабые колебания этого показателя в обе стороны говорят о том, что в ближайшее время он точно не уменьшится.
Международные организации также не испытывают особого оптимизма в отношении Украины. Рейтинговое агентство Standard&Poor’s отмечает, что банки Украины по-прежнему остаются в группе риска. «Банки Украины подвержены высокому кредитному риску и риску ликвидности в условиях сложной макроэкономической ситуации, при этом наблюдается очень мало признаков изменения ситуации к лучшему», – говорится в сообщении S&P со ссылкой на кредитного аналитика агентства Аннетт Эсс.
В результате большого роста кредитования в течение нескольких прошедших лет, высокого уровня кредитования в иностранной валюте, возникновения «пузырей» на рынке недвижимости, низких стандартов гарантирования кредитов – потери по ссудам в ближайшие годы могут увеличиваться. Это значит, что денег в украинских банках больше не станет, часть проблемных к выплате кредитов будет только расти, а прогноз инвестиционной привлекательности будет только ухудшаться. Рейтинги банков могут быть понижены в соответствии с дальнейшим понижением суверенных рейтингов, а в случаях, когда банки оказываются не в состоянии погашать долговые обязательства, рейтинги могут быть понижены до уровня SD (выборочный дефолт) или D (дефолт). Прогнозируется, что банки этих стран будут все чаще обращаться за государственной поддержкой.
«Остается риск того, что трудности, с которыми столкнулись отдельные банки, перерастут в системный банковский кризис. Такое возможно в случае падения доверия до предела, когда вкладчики начинают считать, что ни один из банков не является достаточно безопасным, и вместо того, чтобы перейти в другие банки, полностью оставляют банковскую систему», – говорит директора МБ по Украине, Беларуси и Молдове Мартина Райзера. Показательно, но такое поведение может быть характерным как для физических, так и для юридических лиц – клиентов банков. То есть, банковскую систему могут оставить и предприятия.
Основным фактором кредитного рейтинга в 2009 году будет ухудшение качества активов и показателей ликвидности, которое в свою очередь станет оказывать давление на показатели рентабельности и капитализации. Банкам Украины предстоит еще 1 год трудной работы в условиях низкого качества активов и слабых показателей ликвидности, а также подчеркивается, что большинство банков в настоящее время имеют негативный прогноз изменения рейтингов.