Киев. 16 июня 2016 года (LB.ua, Виталий КУЛИК). На Минских переговорах 15 июня и Петербургском международном экономическом форуме 16 июня главная тема непубличных переговоров – снятие экономических санкций с России. А точнее – прощупывание границ и поиск компромиссов, на которые Путин готов пойти по вопросу Украины ради отмены санкций.
Последние несколько дней были богатыми на события, которые влияют на ситуацию на Донбассе. Так, 15 июня в Минске состоялись переговоры внешнеполитических советников президентов государств «нормандской четверки» при участии замглавы Администрации Президента Украины Константина Елисеева и советника президента РФ Владислава Суркова, которого считают ответственным в Кремле за оккупированный Донбасс. В повестке дня значились вопросы параметров полицейской миссии ОБСЕ, закон о выборах в ОРДЛО, ослабление санкционного режима и обмен пленными.
А 16 июня в Санкт-Петербурге открылся 20-й Петербургский международный экономический форум, который является знаковым для Кремля, поскольку сегодня это единственная площадка, где Путин может сделать «прорыв внешнеполитической блокады». Несмотря на то, что сам ПМЭФ экономическое мероприятие, в Москве его рассматривают чуть ли не как инструмент «перезагрузки отношений с ЕС», «точку отсчета разрядки и потепления» и пр. И естественно, тема украинского Донбасса так или иначе находится в фокусе почти всех дискуссий форума.
О чем говорили в Минске
Согласно официальным релизам, участники Трехсторонней контактной группы в Минске обсуждали вопросы приземленные, как то обмен пленными, прекращения огня, режим функционирования точек перехода и теоретические модели полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. В то же время, как сообщают наши источники, стороны поговорили и о более важных вещах: о законе о выборах в ОРДЛО и графике его реализации, о «гибком решении санкционной проблемы».
Косвенным подтверждением этой информации является заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что Москва не против того, чтобы вооружить наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта. Раньше глава российского МИДа выдавал что-то нечленораздельное и маловразумительное. Теперь ситуация прояснилась. Мы узнали, что стало ценой такого позитивного сдвига в кремлевской риторике – это вопрос санкций.
Очевидно, что санкции против России в ближайшие дни продолжат, и Кремль пытается минимизировать свои потери.
Для Москвы важно разделить процесс на несколько этапов, когда санкции будут сниматься по частям за малейшие «компромиссы» от Путина.
Так, российские представители считают, что освобождение Надежды Савченко из российского заключения могло бы стать шагом, «достойным ослабления экономических санкций». Сейчас момент, очевидно, упущен, но на горизонте еще один этап: организация выборов на Донбассе.
И тут Россия ставит вопрос ребром. Кремль соглашается на компромиссный вариант выборов, но за это ЕС снимает часть санкций.
Кроме того, Россия настаивает на снятии «индивидуальных» санкций в отношении должностных лиц РФ как условия своей «сговорчивости» в деле полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе.
30 мая о возможности поэтапной отмены антироссийских ограничений уже заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
Основными итогами нынешнего раунда минских переговоров является то, что «компромиссным вариантом» окажется все же не «полицейская миссия ОБСЕ», а «расширение мандата специальной мониторинговой миссии ОБСЕ». В состав наблюдателей СММ ОБСЕ введут военизированные подразделения. На сегодня это единственная «уступка» со стороны России.
Стороны проговорили условия нового «полного перемирия» на линии размежевания. По информации спикера украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе «минского процесса» Дарки Олифер, с 1 по 15 июня 2016 г. по позициям ВСУ выпущено 3340 мин и артснарядов, в том числе и крупных калибров, запрещенных Минскими соглашениями.
Так же, как утверждает Ирина Геращенко, в Минске договорились о продолжении процесса обмена пленными. На заседании подгруппы по гуманитарным вопросам Украина жестко поставила вопрос об освобождении заложников – как тех, кто находится на территории ОРДЛО, так и тех, кого удерживают в России. По информации Дарки Олифер, украинская сторона передали списки людей для освобождения в формате «25 на 50». Киев требует от представителей ОРДЛО назвать точное местонахождение наших людей – это ключевая проблема в процессе освобождения незаконно удерживаемых лиц.
Однако реализация всех этих договоренностей зависит от глобального торга Москвы с Брюсселем и Вашингтоном в вопросе уровня гибкости санкционного режима. Но тут нужны иные площадки для диалога. Минск для этого не функционален.
Питерские мечтатели
16 июня в Санкт-Петербурге открылся 20-й Петербургский международный экономический форум, в котором принял участия сам Владимир Путин. Российская пресса уже охарактеризовала мероприятие как «прорыв и начало новой эпохи в отношениях России и ЕС». Некоторые околокремлевские эксперты начали петь песню о том, что сегодня-завтра европейцы отменят все санкции и забудут про Украину и Донбасс.
Накануне Сергей Лавров, выступая в Госдуме в рамках «Правительственного часа», комментируя форум в Питере, заявил, что «санкционный тупик», в который была поставлена Россия, «постепенно размывается», что подтверждается обширным списком иностранных участников ПМЭФ.
С прицелом на возобновление полномасштабного диалога с Западом сформулирован и девиз ПМЭФ «На пороге новой экономической реальности».
Форум в Питере действительно важен для Кремля, поскольку уровень диалога и качество повестки дня в российско-европейских отношениях за последние несколько лет катастрофически ухудшились. В Москве понимают, что без европейских технологий и инвестиций Россия никогда не изменит свою экономику с экспортно-сырьевой на высокотехнологичную инновационную. Еще лет пять и Россия войдет в зону хронического технологического отставания и превратится в токсичную страну-изгоя.
Поэтому российское руководство всячески «заманивало» на свою площадку западных лидеров и флагманов мирового бизнеса: дома легче говорить с оппонентами, да и пыль в глаза можно пустить.
Следует отметить, что в 2015 году 19-й форум в Питере посетили только премьер-министры Греции и Монголии, а также третьесортные чиновники и дипломаты. Тогда пришлось затыкать дырки «чиновниками» из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Теперь в Питер приехали знаковые для Кремля люди: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Италии Маттео Ренци. Европа пытается «уговорить на уступки» Путина через обещания экономических проектов в случае выполнения Кремлем минских обязательств. Именно с этим связана инициатива Ангелы Меркель о создании единой экономической зоны Евросоюза и России.
Путин рассчитывает, что во время доверительных встреч с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, премьер-министром Италии Маттео Ренци и бывшим президентом Франции Николя Саркози сможет о чем-то договориться с ЕС в рамках «минского процесса». Но пока единственное, что прозвучало от европейцев – это заявление Юнкера о «необходимости восстановить уровень доверия». «Я полагаю, что пока еще мы можем это сделать. Я всегда верил в силу диалога», – сказал глава Еврокомиссии.
Без особого энтузиазма высказывались и представители крупных западных корпораций, которые посетили Питер. Не спешат такие «монстры» энергетического рынка, как Royal Dutch Shell и ExxonMobil, говорить о «больших инвестиционных деньгах» и «новых технологиях» для России. Их больше интересует, что можно получить от слабого Путина сегодня: на какие рынки зайти, где потеснить «Газпром» или «Роснефть».
В целом, несмотря на браваду путинской пропаганды, питерский форум вряд ли закончится «перезагрузкой» санкционного режима. Скорее всего, европейцы попытаются в очередной раз убедить Путина выполнять Минские соглашения и согласиться на полицейскую миссию ОБСЕ.
Отправляясь в Питер, европейские лидеры отдавали себе отчет, что «прорывов» не будет и не раздавали завышенных ожиданий. Более того, Брюссель и Вашингтон разыграли партию в «доброго» и «злого» полицейского. Где «добрыми» были Юнкер и Ренци, предлагающие Кремлю «перспективу диалога» и «нового доверия», а роль «злого» сыграли США. Перед открытием ПМЭФ официальный представитель Госдепа США Марк Тонер, заявил, что Юнкер делает неверный шаг, решив посетить Санкт-Петербург. Тонер снова напомнил, что американские власти не будут представлены на форуме ни на каком уровне. Бизнес США предупредили о репутационных и экономических рисках посещения ПМЭФ.
В этом ключе следует рассматривать и заявление президента Европейского Совета Дональда Туска. Он недавно заявил, что санкции будут продолжены, поскольку РФ не продемонстрировала необходимого прогресса в выполнении минских соглашений. «Европейский Союз, как и все страны G7, считает, что этот кризис (агрессия России на Донбассе и аннексия Крыма) может быть решен только в полном соответствии с нормами международного права, с уважением к суверенитету Украины, ее территориальной целостности и независимости», – сообщил Туск.
Ранее помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд заверила Петра Порошенко, что санкции против РФ останутся в силе до выполнения «Минска-2». «У меня был шанс проинформировать Президента Украины Петра Порошенко и главу МИД Павла Климкина… подтвердить нашу совместную позицию, что санкции относительно России будут оставаться в силе, пока она не выполнит полностью свои обязательства по минским соглашениям», – отметила она.
Таким образом, в случае неподатливости Путина на европейские уговоры, форум в Питере может закончиться в «сухом остатке» для российского руководства вручением президентом РФ генсеку ООН Пан Ги Муну Ордена Дружбы и «переговорами о стратегическом партнерстве» с президентом Гвинеи Альфой Конде.