Киев. 24 февраля 2015 года (ПолитКом, Максим ПОЛЕВОЙ). Руководство Украины продолжает бороться за привлечение максимального количества иностранных кредитов в 2015 году. Однако это ляжет дополнительным бременем на госбюджет, а в целом эксперты советуют обращать больше внимания на инвестиции и системные реформы
По данным Минфина, в 2014 году совокупный прямой и гарантированный госдолг Украины сократился на 4,5%, до 69,795 млрд долл. Однако прежде всего это достигнуто за счет падения внутреннего госдолга на 12,8%, до 31,003 млрд долл. В то же время внешние обязательства по результатам года выросли на 3,3%, до 38,792 млрд долл. И в новом году последняя цифра явно будет расти. Прежде всего речь идет о продолжении запущенной в 2014 кредитной линии МВФ общим объемом 17 млрд долл.
Вокруг МВФ
Как известно, по этой линии было выделено только два транша общим размером 4,8 млрд долл., а затем сотрудничество натолкнулось на растущие требования Фонда, с которыми трудно смириться даже новому прозападному руководству страны. В числе самых свежих условий выделения новой порции средств – 7-кратное повышение тарифов на газ для населения. Замглавы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Виктор Кривенко называет этот пункт главной проблемой переговоров: «Тут просматривается интерес не только МВФ, но и наших газодобытчиков. Не зря в последнее время были обнародованы расчеты по себестоимости извлечения газа, где она явно завышена. На деле, чтобы покрыть дефицит НАК «Нафтогаз», достаточно поднять тарифы на 25%».
Среди других ключевых условий – такое традиционное для Фонда, как госбюджетная консолидация, в первую очередь означающая сокращение расходов на социальные нужды. Так что новое привлечение ресурсов МВФ неминуемо приведет к дальнейшему затягиванию поясов населения.
В то же время финансисты напоминают, что в 2015 году Киев должен оплатить как минимум 3,7 млрд долл. внешних долгов, из которых 2,2 млрд – погашение и обслуживание еврооблигаций, а остальные 1,5 млрд – долг тому же МВФ. К этим цифрам может добавиться 3 млрд долл. пресловутого «предмайданного» российского займа и 2,4 млрд долл. долга, заявляемого «Газпромом». Без привлечения новых зарубежных кредитов не будет возможности заплатить даже базовую сумму, и это будет означать национальный дефолт, перспектива которого активно обсуждается в последний год. Поэтому, считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, сотрудничество с Фондом надо продолжить, несмотря на все издержки: «Все эти новые долги можно будет отдавать в будущем, когда обстановка в стране улучшится. Ведь кредитные программы рассчитаны на годы».
Но МВФ продолжает давить на Киев и не спешит выделять средства, требуя выполнения всех своих условий и создавая ажиотаж вокруг сроков достижения окончательных договоренностей. В качестве пряника утверждается, что новые транши будут положительным сигналом для других крупных кредиторов (типа ЕБРР) и инвесторов, равно как и для внутреннего валютного рынка. Больше того, говорится о замене действующей программы stand-by на расширенное финансирование – еxtended fund facility (EFF). По словам главного экономиста инвесткомпании Dragon Capital Елены Белан, это позволит продлить срок займа со стандартных 1-2 лет до 4 лет. Кроме того, погашение начнется только через 4,5 года и растянется на 5 лет, тогда как в случае stand-by оно стартует спустя 3 года и длится по 2 года для каждого транша.
Итак, в этом году Украине может получить от МВФ свыше 10 млрд долл., чего должно хватить на выплату и обслуживание внешних долгов даже с учетом того, что должны России. Однако есть и другие статьи финансирования. Например, погашение и обслуживание внутренних валютных кредитов, которое в 2015 потянет примерно на 2,2 млрд долл. И, конечно, это борьба с дефицитом госбюджета. С учетом этого в течение года требуется занять за границей не менее 18-20 млрд долл., а это почти в два раза больше, чем может предложить МВФ. А если вспомнить еще о необходимости пополнить упавшие до критического уровня (7,5 млрд долл.) золотовалютные резервы Нацбанка, то цифра возрастает, по крайней мере, до 25 млрд долл., уточняет глава отдела рейтингов корпоративной сферы РА IBI-Rating Игорь Дикий. По его данным, НБУ пока не опубликовал структуру ЗВР, но есть основания полагать, что почти весь остаток сформирован из ценных бумаг, а собственно валюты почти не осталось. Сейчас ЗВР нужно нарастить до минимально безопасного уровня в эквиваленте 3-месячного странового импорта.
…и другие
Какие же есть возможности, кроме МВФ? Это США, Всемирный банк, ЕБРР. А также – менее крупные заимодавцы вроде Канады, Японии и др. В минувшем году все они вместе уже наобещали нам более 15 млрд долл. займов, но реально из разных источников было получено лишь 9 млрд при годовой выплате внешних обязательств в сумме 14 млрд долл.
Сейчас со Штатами уже подписана декларация о предоставлении кредитных гарантий на 1 млрд долл. с правом увеличения на такую же сумму. Скорее всего, под эти гарантии будут эмитированы еврооблигации, как это было сделано в 2014. Тогда гарантии Вашингтона позволили разместить евробонды по рекордно низкой ставке – 1,8% годовых. Итоговое соглашение может появиться в І полугодии, однако взамен Белый дом, подобно МВФ, настаивает на реформах в отечественном финансовом секторе, на улучшении бизнес-климата и снижении уровня коррупции.
Наряду с этим ВБ в начале года обещает предоставить второй транш (500 млн долл.) миллиардного кредита на развитие финсектора, рассчитанного на 16 лет, с 7-летним льготным периодом по комбинированной ставке. Для справки: в 2014 году ВБ прокредитовал нашу страну в общей сложности на 3,5 млрд долл. Что же до более мелких сумм, то самостоятельно помогать украинским друзьям взялась даже сравнительно небольшая Польша, с которой в январе договорились о 10-летней программе кредитования в размере 100 млн евро. Они пойдут на проведение реформ и восстановление Донбасса. Незначительные суммы (по несколько миллионов долларов) выделяют и другие страны – Канада, Япония. В прошедшем году эти государства уже выдали Украине займы на 170 и 100 млн долл. соответственно.
Не будем забывать и о том, что часть зарубежных поступлений – это не долги, а безвозмездная поддержка, чаще всего проходящая как макрофинансовая помощь. Прежде всего это касается прямых вливаний ЕС: в 2014 они составили 1,36 млрд евро (плюс 250 млн евро грантов на поддержку госбюджета), а в нынешнем году есть соглашение на 1,8 млрд евро. Объем же именно долгового зарубежного финансирования, которое может получить Киев в наступившем году, – это около 15 млрд долл. по основным программам и источникам. С одной стороны, привлечение новых кредитов усиливает дефицит госбюджета, расширяя уже имеющиеся обязательства и стоимость их обслуживания. Это тем более неблагоприятно, что быстрая девальвация нацвалюты уже и так привела к значительному росту гривневых расходов на внешние долги.
Не делать самоцелью
С другой стороны, 15 млрд долл. все равно недостаточно для того, чтобы закрыть базовую потребность в средствах в 20-25 млрд долл. «Получается, что мы наберем новых займов, но значимой стабилизации не достигнем, хотя они уже стали для правительства почти самоцелью. И я бы не стал слишком доверять обещаниям кредиторов. 2014 год уже показал, что они выполняются лишь частично. А вот об инвестициях, которые нужны для макростабилизации и последующего развития, речь почти не идет. Едва ли не единственное, что в последнее время звучало, – это президентские «давосские» 1,5 млрд долл. плюс дальнейшие вложения ЕБРР (традиционный 1 млрд долл. в год) и Европейского инвестбанка (столько же). Тогда как реальная ежегодная потребность в прямых иностранных инвестициях – ПИИ – составляет не менее 5% нашего ВВП, то есть 4-4,5 млрд долл. Кабмин до 2020 года обещает привлечь 40 млрд долл., но разных обещаний мы уже наслушались и раньше. Да, инвестировать у нас сейчас рискованно, но зато и доходность высокая, как это бывает на рисковых рынках. Заграничные инвесторы продолжают работать в Украине и открывают новые проекты – в энергетике, производстве, ритейле. К сожалению, в 2014 страна потеряла более 10 млрд долл. ПИИ, в том числе из-за неумелой политики властей», – отмечает эксперт по экономической политике Виталий Кулик.
Способом же решения национальной долговой проблемы он называет списание части старых кредитов. Такой опыт есть не только у Латинской Америки, но и у Польши, Греции и др. При этом для системообразующих западных заимодателей есть два варианта списания: первый – когда нет надежды, что страна хотя бы попытается возвращать долги, второй – успешные системные реформы, говорит руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. По его словам, той же Польше в 1991 было прощено 50% внешнего госдолга, или 75 млрд долл., когда стал очевиден прогресс реформ.
Промежуточным вариантом является реструктуризация, без которой вряд ли выйдет преодолеть экономический кризис, полагает В.Кулик. На возможность отсрочки по части займов указывает также январское заявление главы Минфина Натальи Яресько о консультациях с держателями отечественных еврооблигаций, что облегчило бы бремя выплат в 2015 примерно на 2 млрд долл. В Dragon Capital допускают, что МВФ может поддержать Украину в переговорах с держателями. Получить их согласие можно достаточно быстро, при этом избежав присвоения дефолтного рейтинга, уверена Е.Белан. Такой вариант позволил бы в период до 2018 года сэкономить до 8,8 млрд долл. А вот полное списание части основной суммы и/ или уменьшение ставки купона маловероятны – это был бы греческий сценарий, подразумевающий заметные убытки держателей. Вследствие не слишком большой доли еврооблигаций в сегодняшней структуре украинского внешнего госдолга (19%) даже существенное списание их номинальной стоимости не поможет радикально сократить коэффициент долг/ВВП, но зато негативно отразится на репутации страны как заемщика.
К слову, внешний госдолг к началу 2015 года составил 23,1% ВВП Украины, а общий госдолг – 53%. Казалось бы, это не так уж много. По нормам ЕС, критическим считается уровень госдолга в 60% ВВП, а некоторые члены объединения уже давно перевалили за 100% (это не только экономически слабые Греция или Португалия, но и Италия). Однако ни в одном государстве Евросоюза нет внутренней войны и такого обвала экономики, сетует В.Кулик. И потому формальные цифровые сравнения неуместны. Он заключает: «Новые иностранные займы стали почти самоцелью, но лишь консервируют ситуацию и отвлекают внимание от таких стратегических направлений, как реформы и инвестиции». А закончить хотелось бы недавними словами автора польских реформ Лешека Бальцеровича: «Украине необходимо провести системные изменения в экономике и развивать конкуренцию, а не только просить денег у других стран».