Владимир МУЛЯРЧУК, Центр исследования проблем гражданского общества
19 января, уже на второй день после принятия Верховной Радой закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» появилась первая реакция ЕС и России.
Реакция западных экспертов и политиков
19 января пресс-секретарь ЕС заявила, что в Евросоюзе положительно отреагировали на закон «о реинтеграции Донбасса». Пресс-секретарь отметила, что закон направлен на урегулирование внутреннего гражданского и военного порядка в стране в контексте конфликта на востоке. В заявлении также было сказано, что Евросоюз поддерживает полную имплементацию минских договоренностей на основе мирного и устойчивого урегулирования конфликта на востоке Украины. «Мы ожидаем, что дипломатические усилия в решении конфликта, в частности, в формате Нормандской четверки и Трехсторонней контактной группы, будут продолжаться на основе выполнения всех соответствующих обязательств» – подчеркнули в ЕС. В тот же день, официальный представитель МИД Франции заявил, что принятый закон №7163 не предоставляет угрозы для реализации минских соглашений. Он подчеркнул, что Франция «остается приверженной целям обеспечения суверенитета и территориальной целостности Украины» и призывает «все стороны соблюдать договоренность о прекращении огня и продвигаться по пути мирного урегулирования конфликта, в частности в рамках нормандского формата».
Посол США в Украине Мари Йованович еще 16 января говорила, что «это право Украины принимать закон о реинтеграции Донбасса, как своей части. Важно, чтобы этот закон оставлял открытым путь к имплементации Минских договоренностей, чтобы Украина поддерживала возможность использования всех путей для достижения мира». Йованович добавила, что «когда мы ведем речь о реинтеграции, то, конечно, суверенитет и территориальная целостность – это важные вопросы, но не забывайте также о людях, их гуманитарных потребностях и социальной защите».
20 января спикер канцлера ФРГ Штеффен Зайгберт во время своей пресс-конференции заявил, что Федеральное правительство Германии проверит закон на соответствие Минским договоренностям. По словам Зайгберта, «Минск» является теми рамками, которые были созданы для мирного решения конфликта на востоке Украины и они должны оставаться неизменными. В тоже время, он подчеркнул, что немецкое правительство пока не дало окончательную оценку закону, но признал, что «Украина является жертвой агрессии, которая поддерживается Россией».
Депутата Европарламента от партии «Зеленые» Ребекку Хармс возмутило то, что дискуссии в Раде вокруг документа сводились к простым лозунгам. «Дискуссия ведется на уровне того, что кто за этот законопроект – патриот, а кто против или хочет изменений – коллаборант. Это мне особенно не нравится» – сказала Хармс.
Принятие Радой закона «о деоккупации» не оставило равнодушными как западных, так и российских экспертов. Например, Аналитик Центра Карнеги Балаж Ярабик, который специализируется на исследовании Украины и Восточной Европы, поддерживает изменения в законопроекте, которые касаются АТО, но подчеркивает, что это не поможет решить конфликт. «Сюрприза нет в законопроектах. Это то, как Украина видит конфликт и его решение. Россию назвали агрессором, а сепаратистские силы – российскими оккупационными силами. Но в остальном – преимущественно косметические риторические изменения». Кроме того Ярабик напомнил, что в Киеве уже предвыборное состояние и патриотические месседжи крайне важны. Поэтому и возникает желание использовать этот закон для внутренних нужд. «Но чем больше вы подчеркиваете, что воюете с Россией, тем меньше иностранных инвесторов заходят вкладывать в Украину. Политически от этого можно что-то выиграть, но не экономически». Аналитика беспокоит, что в документе не учтены права внутренне перемещенных лиц, тех, что находятся вблизи зоны конфликта, и тех, кто уехал, но он признает, что «документ позволяет западным донорам предоставлять гуманитарную помощь. Этого, конечно, мало для реинтеграции или для лучшей жизни на Донбассе, но это не менее важно». В попытках президента Порошенко усилить свои полномочия он не видит ничего удивительного, ведь это происходило и раньше, а накануне выборов этот тренд усилится.
Директор регионального представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Украине Марсель Ретиг считает, что норма закона, согласно которой президент получает право принять решение о применении вооруженных сил на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях без согласия парламента противоречит Конституции Украины. «В Украине сейчас нет военного положения, но получается, что даже без его объявления, президент сможет получить неограниченную власть и контроль» – отметил Ретиг.
Западные эксперты считают ключевыми положениями этого закона официальное признание России страной-агрессором и переименование АТО. В остальном, по их мнению, в документе мало говорится о реинтеграции или о мире, и фундаментальных изменений документ не принесет, а скорее является декларативным. Старший научный сотрудник берлинского отделения Европейского совета международных отношений Густав Грессель уверен, что Пётр Порошенко и дальше остается приверженцем минских соглашений и мирных переговоров, а принятие законопроекта важно для местного населения перед выборами. Поэтому больших и быстрых изменений от закона Грессель не прогнозирует. Он не верит в то, что конфликт может быть решен с помощью украинских законов, ведь «вы не можете законом приказать, чтобы Путин стал хорошим человеком…»
Реакция российских политиков и политологов
Реакция российской власти на принятие Верховной Радой Украины «закона о реинтеграции» была категорически негативной. 19 января в государственной резиденции президента РФ Владимира Путина в Москве прошло совещание Совета безопасности, где одной из главных тем стал данный законопроект. Участники совещания заявили, что закон может «самым негативным образом повлиять на перспективы внутриукраинского урегулирования». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что закон «о деоккупации Донбасса» «противоречит самому духу и букве Минских договоренностей. Россия не является стороной и участником этого конфликта. Об этом говорится в Минских договоренностях, и под ними стоит подпись президента Украины Порошенко», но «Россия будет сохранять свою приверженность букве и духу Минских договоренностей вместе с другими гарантами – Францией и Германией». Принятие закона, по его словам, «отделяет нас от первоначальной цели – урегулирования конфликта».
Но в российском экспертном сообществе существуют разные мнения по этому поводу. Один из главных кремлевских пропагандистов Владимир Соловьёв на телеканале «Россия-1» еще за день до того, как Рада начала рассматривать закон «о реинтеграции» заявил: «Если вы наивно думаете, что мы будем смотреть на ваших нацистов, вы заблуждаетесь. Как только вы попытаетесь дернуться на Донбасс, вас приведут в чувства. Повторю вам еще раз слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Мы вам не дадим их уничтожить». По утверждению Соловьёва, события на Донбассе являются гражданской войной, которую инициировали США. Но у известного журналиста и публициста Леонида Радзиховского другое мнение. Он считает, что принятие закона, в котором Россия официально названа агрессором, вызовет в Кремле реакцию лишь на словах, будет крик по телевизору, и это все очевидные и бессмысленные вещи. Радзиховский говорит, что «какие конкретно шаги может Россия предпринять в ответ, не совсем понятно. Ведь до сегодняшнего дня нет разрыва дипломатических отношений с Украиной и денонсации Договора о дружбе между Украиной и Россией». Поэтому «асимметричных действий России» он не видит. Правда, он прогнозировал, что в ответ «Госдума РФ может принять решение, что Украина – «это бандеровское государство нацистов, националистов и фашистов». Но даже если такая резолюция и будет принята, эксперт был уверен, что российский парламент не станет разрывать дипломатические отношения и «договор об «очаровательной дружбе», которая уже не имеет границ. Ведь с 2014 году наша «дружба» стала безграничной».
Политический обозреватель издания «Блумберг» Леонид Бершидский считает, что закон №7163 фактически является отказом от Минских соглашений. В связи с этим, по его мнению, Германия и Франция должны взять на себя активность в мирном урегулировании, для которого Бершидский предлагает ввести на неподконтрольную Киеву территорию миротворцев, что поможет провести там выборы, после чего Украина должна получить контроль над границей. Кроме того, Киев должен гарантировать отказ от уголовного преследования коллаборантов. По мнению эксперта, для реализации плана необходимо давить как на Россию, так и на Украину. России надо угрожать отказом от второй ветки «Северного потока», а Украине – отказом от безвизового режима.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что «если убрать всякого рода патриотические сантименты, то Украине пора привыкать жить без «ЛДНР». Так же как и Молдове надо давно привыкнуть жить без Приднестровья. С тем, чтобы через 10-20 лет, стало очевидным, что оставшаяся вне влияния Путина часть страны растет и развивается эффективно. А Донбасс – деградирует. Примерно так и будет. Потому что без государственных прав и инвестиций, перспектив «ДНР» развиваться не может, а Украина может. В этом разница». В то же время, Орешкин признает, что среди украинских политиков не повернется язык сказать, что надо забыть эту территорию, поскольку такой политик сразу будет обвинен в дефиците патриотизма, что играет на руку Путину, «и это тоже вполне предсказуемо. Так всегда бывает и везде». Аннексия Крыма и война на Донбассе требует от Кремля финансовых затрат, «поэтому Россия будет ослабевать, проигрывая другим странам экономическое, культурное, демографическое соревнования и так далее».