додому Економіка Призрак свободы

Призрак свободы

14

Киев. 22 ноября 2016 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). Украина ратифицировала зону свободной торговли с Канадой и ведет аналогичные переговоры еще с несколькими странами. Но поможет ли это остановить спад отечественного экспорта, наблюдающийся в течение последних двух с половиной лет?

В последние годы, кроме Евросоюза, Украина вела переговоры о свободной торговле еще с несколькими странами – Канадой, Турцией, Израилем. Так, осенью Киев ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли с Канадой, а диалог по другим направлениям продолжается не первый год. Кроме того, в 2014-16 годах Кабмин заявлял о желании создать ЗСТ с Вьетнамом, Сингапуром, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Сербией и др. Но “воз и ныне там”, а товарный экспорт за 8 месяцев 2016 года ослаб на 9%, до 22,7 млрд долл. – после прошлогоднего обвала на 29,3%, до 38,1 млрд долл.

Эксперт по экономической политике Виталий Кулик связывает сроки переговоров по ЗСТ с 3 ключевыми причинами. Первая – вялость “нового” руководства страны (независимо от вариаций кабинета на Грушевского) касательно полезных контактов с другими государствами: “Да, что-то делается, но медленно, бюрократично. Есть стойкое ощущение, что хотя бы по главным направлениям внешнеэкономической политики активность может и должна быть намного выше, эффективнее. Объективные сложности – не оправдание, это касается и ЗСТ с ЕС”. Вторая причина “тянучки” как раз относится к объективным: это усиление торгового протекционизма, отмечаемое после кризиса-2008 всеми ведущими специалистами и институциями. Третья причина – это сомнения зарубежных столиц в возможности адекватной ЗСТ с воюющей страной, которая к тому же известна высоким уровнем коррупции, говорит В.Кулик.

Неудивительно, что и ЗСТ с Европой дает пока что слабые плоды: так, за 8 месяцев 2016 года экспорт в данном направлении вырос менее чем на 5%, до 8,8 млрд долл., и в основном это (как и раньше) сырье и полуфабрикаты, главным образом сельскохозяйственные, химические и металлургические. Логика понятна: зачем покупать готовое и дороже, если можно самим потом заработать на добавленной стоимости готовой продукции. “Совершенно очевидно, что европейцы не заинтересованы в притоке более дешевой нашей готовой продукции на свои рынки. Против импорта в Евросоюзе действует целая система нетарифных ограничений, включая т.н. REACH (“регистрация, оценка и авторизация химикатов”), жестко регламентирующий требования к химсоставу импортных товаров и позволяющий запрещать их ввоз из-за содержания тех или иных веществ”, – сообщает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Ключевые европейские потребители отечественных товаров – это Польша (в январе-августе-2016 их поставлено на 1,4 млрд долл., +6,5%) и Италия (1,2 млрд долл., -2,6%).

Зато Россия в одностороннем порядке вышла из ЗСТ СНГ в отношении Украины, и это подрывает общее значение данной ЗСТ для Киева, уверены аналитики, поскольку партнеры Москвы по Евразийскому экономическому союзу (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) вряд ли будут особо “злить” ее и действовать вразрез с ее пожеланиями и интересами. Притом РФ остается главным потребителем украинских товаров среди отдельно взятых стран: за 8 месяцев года их туда продано на 2,2 млрд долл. (минус 30% к январю-августу-2015), это 9,8% общего объема.

Экспорт же к новым партнерам – в Канаду – за 8 месяцев упал к аналогичному периоду (АППГ) 2015-го на 3,3%, до 18,2 млн долл.: поставки в Страну кленового листа остаются незначительными, импорт же намного больше (107,2 млн долл. в январе-августе-2016), он включает горюче-смазочные материалы (ГСМ), рыбопродукты, фармацевтику, машины и оборудование. Пара десятков миллионов долларов – это ничтожная сумма для страны-члена G7, которая ежегодно ввозит товаров более чем на 400 млрд долл. В.Кулик считает, что ЗСТ поможет отечественным компаниям оживить годовой экспорт в Канаду до 130-150 млн долл., правда, импорт тоже будет расти. При этом Оттава имеет против Украины 3 антидемпинговые меры – по плоскому и обрезному прокату, а также по стальным трубам (последние введены уже в 2015 году); возможно, создание ЗСТ поможет их отмене. Эксперты напоминают: лет 10 назад продажи украинских металлургов на канадском рынке (как и в США) составляли десятки миллионов долларов в год, однако затем протекционистская политика стран Северной Америки свела эти продажи почти к нулю. Теперь же может появиться шанс частично восстановить позиции на местных металлорынках.

А вот у Турции заметное место в структуре отечественного экспорта (5-6% в “деньгах”), поэтому в переговорах о свободной торговле с ней Киев особо активен. Турецкий рынок перспективен для металлопродукции, различных машин (а это товар с высокой добавленной стоимостью), продовольствия; в обратном направлении идут и будут идти потребительские товары и промсырье (ферросплавы, огнеупоры), и сегодня небезуспешно реализуемые в Украине. Отметим, имеющая ныне отношение к власти группа “Приват” может искусственно тормозить создание ЗСТ с Анкарой из-за боязни притока импортных ферросплавов, на которых специализируется сама. Кроме того, “доводка” договора затрудняется внутриполитическими событиями в Турции, на которых сосредоточено ее руководство. Тем временем за 8 месяцев года товарные поставки в эту страну обвалились на 28,1%, до 1,4 млрд долл.

Полезным было бы и оживление торговли с экономически динамичным Израилем, куда сейчас в первую очередь идут агросырье и металл – тем более что и в этом направлении наш экспорт несет потери (минус 20,6% за АППГ, до 316,6 млн долл.). Сами же израильтяне везут к нам ГСМ, химию (в т.ч. косметику), различное оборудование, и в режиме ЗСТ эти поставки будут развиваться. А еще один вектор – ЗСТ ГУАМ, полузабытого объединения, постепенно возвращаемого к жизни в последнее время.

Возникла в ноябре и тема ЗСТ с Китаем: понятно, что к торговле с ним особый интерес. В начале месяца в пользу взаимной свободной торговли высказался посол КНР в Украине Ду Вэй. Украинские поставки в Поднебесную в этом году продолжают сокращаться, как и по другим направлениям (за 8 месяцев – на 26,7%, до 1,4 млрд долл.), а вот импорт, наоборот, вырос сразу на 22,5%, до 2,9 млрд долл. Экспортируются по-прежнему преимущественно агросырье и железная руда, а завозится широчайший спектр потребтоваров, машин и др. Естественно, Пекин заинтересован в дальнейшем развитии сбыта, тем более при сегодняшней общей слабости мировой торговли. “Теми же соображениями при переговорах о ЗСТ руководствуются и другие страны, и здесь важно не забывать о собственных интересах в угоду сиюминутной конъюнктуре и политическим иллюзиям”, – акцентирует А.Охрименко. Возвращаясь к “китайскому вопросу”, заметим: если выйдет не допустить дальнейшего снижения отечественного экспорта в страну и довести его хотя бы до 3 млрд долл. (в 2015 – 2,4 млрд), это уже будет успехом.

Есть у Киева и идеи ЗСТ с Соединенными Штатами, Японией, другими полезными и перспективными партнерами. Да и в остальном мире, несмотря на усиление протекционизма, продолжается работа по посильному сохранению и расширению свободной торговли. Правда, в связи со сменой президента США под большим вопросом оказались 2 крупнейших проекта ЗСТ с их участием – трансатлантический (с Брюсселем, около 33% глобальной торговли) и транстихоокеанский (еще столько же). Больше того, новый хозяин Белого дома Дональд Трамп допускает ограничение участия Вашингтона в “старом добром” союзе NAFTA, куда также входят Канада и Мексика. Зато ЗСТ укрепляются и развиваются в других регионах: в целом сейчас идут переговоры примерно по 200 различным зонам; крупнейшие примеры (кроме названных) – “ЗСТ обеих Америк”, “Союз южноамериканских наций”, “ЕС – Япония”, Всеафриканская ЗСТ, “АСЕАН+6” и др. Всего же с 1995 по 2016 год число ЗСТ на планете выросло со 120 до более чем 400. Получится ли у Украины плодотворно поучаствовать в этом тренде – покажут ближайшие годы.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я