Сергей МЕЩЕРЯК
Почему Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года не отвечает национальным интересам Украины? В последнее время в прессе часто появляются статьи о неправомерных действиях России в Азовском море: запрет входа в район Азовского моря возле Бердянска в связи со стрельбами Черноморского флота РФ, задержание украинских судов, следующих в Бердянск и Мариуполь, перехват украинских кораблей, окончание строительства Керченского моста, прекращение доступа для захода в Азовское море судов типа Panamax и так далее. Высказывались мнения, что проблемы в урегулировании правового режима могут быть восполнены путем применения международной практики (заливы Фонсека, Рио де Ла-Плата, Таиланд). Однако такие предложения лишены какой-либо практической основы, так как в отношениях с РФ сложность вызывают соблюдение Кремлем императивных норм международного права, не говоря уже об обычном международном праве. Кроме того, что эти действия являются продолжением политики РФ (характеризующейся системным нарушением международного права), они связаны с отсутствием четкой правовой регламентации режима Азовского моря. В настоящее время этот режим регламентируется Договором между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года. Договор, состоящий из пяти статей, отличается правовой неопределенностью регулирования режима морских пространств и континентального шельфа, и, соответственно, отсутствием четких правовых норм, позволяющих привлекать РФ к ответственности за неправомерные действия. Правовой путь решения ситуации заключается в денонсации этого договора 2003 года и применения действия к Азовскому морю Конвенции ООН о морском праве 1982 года. В свою очередь это: обеспечит четкую регламентацию границ и режима территориального моря (12 морских миль), воздушных пространств над территориальным морем, а также его недр в соответствии с положением Конвенции; установит режим прилегающей зоны (24 морские мили), исключительной экономической зоны и континентального шельфа, правил защиты и сохранения морской среды; обеспечит четкую международную процедуру урегулирования споров и механизм правовой ответственности в соответствии с положениями конвенции. Положения конвенции обязательны для России, как стороны, ратифицировавшей конвенцию; согласно положениям конвенции, за Украиной будет закреплена большая часть акватории (водных пространств) и континентального шельфа Азовского моря; даст возможность заходить в Азовское море военным кораблям союзных государств, а значит, усилит безопасность и обороноспособность Украины. (Сейчас, согласно договору, если военные корабли западных союзников Украины захотят войти в Азовское море, им придется согласовывать это с РФ. Конвенция гарантирует беспрепятственное прохождение через проливы военных кораблей третьих государств). Встречаются утверждения, что денонсация Договора об Азовском море и Керченском проливе 2003 года может повлиять на действия другого документа – Договора между Украиной и РФ о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года. Статья 5 этого документа предусматривает, что “урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между договаривающимися сторонами в соответствии с международным правом”. При этом ничего в настоящем договоре не наносит ущерба позициям РФ и Украины относительно статуса Азовского моря, Керченского пролива как внутренних вод двух государств. Однако, как представляется, прекращение действия Договора об Азовском море будет способствовать “урегулированию вопросов в соответствии с международным правом” – конвенцией ООН, которую ратифицировали 167 государств, и усилению правовой позиции Украины. Денонсация договора должна сопровождаться профессиональной дипломатической подготовкой, и в том числе включать консультации с союзными государствами.
Источник: gordon.ua