Домой Социум Периодическая таблица феминизма

Периодическая таблица феминизма

15

«Периодическая таблица феминизма» Марисы Бейт — своеобразный справочник, в котором представительницы движения за права женщин и их союзники расположены по строгой и понятной классификации. 

Первая волна

Александра Коллонтай 

ПЕРЕДОВАЯ МЫСЛИТЕЛЬНИЦА. РОССИЯ — СССР. 1872—1952

-ads-

Пожалуй, Александра Коллонтай была наиболее влиятельной женщиной в правительстве Ленина, биограф описывал ее как одну из известнейших женщин в российской истории. 

Накануне Первой русской революции молодая Коллонтай зачитывалась популярной марксистской литературой и время от времени работала в библиотеке, где пропагандировались идеи социализма и проводились занятия по обучению грамоте для рабочих. Покинув мужа и ребенка в 1898 году, Коллонтай отправилась за границу, где познакомилась с Плехановым. Позднее она вступила в Российскую социал-демократическую рабочую партию и поначалу поддерживала идеологию меньшевиков, но со временем стала большевичкой. 

После Октябрьской революции 1917 года Коллонтай была назначена наркомом государственного призрения. Так она стала первой и самой влиятельной женщиной в советском правительстве. В 1920 году она стала заведующей Женотдела — органа наподобие департамента по делам женщин. Коллонтай использовала свое колоссальное влияние в феминистских целях, даже несмотря на то, что сам феминизм отрицала как форму потакания либеральной буржуазии.

При Коллонтай были расширены права замужних женщин, узаконены аборты, декриминализованы однополые отношения, а для удобства работающих матерей были организованы бесплатные государственные дошкольные учреждения. Коллонтай верила в свободную любовь и отрицала патриархальные представления о браке и традиционной семейной жизни. 

Однако на протяжении своей работы в советском правительстве Коллонтай приходилось неоднократно сталкиваться с сопротивлением, отчасти из-за того, что она открыто критиковала партийную политику и состояла в «Рабочей оппозиции» (из членов «Рабочей оппозиции» пережила репрессии одна только Коллонтай), а также из-за ее так называемых феминистских наклонностей. Впоследствии Коллонтай была фактически выслана из страны: она стала первой женщиной-послом в Мексике, Норвегии и Швеции. Ее дипломатическим достижениям приписывают решение Швеции занять нейтральную позицию во время Второй мировой войны.

Анна Философова 

ПРОГРЕССИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНИЦА. РОССИЯ. 1837—1912

Анна Павловна Философова считается одной из женщин, вставших во главе первого поколения российских феминисток. 

Пораженная тем, насколько жесток ее свекор со своими рабочими, Философова вместе со своими соратницами Марией Трубниковой и Надеждой Стасовой учредила Высочайше утвержденное Общество для доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, предоставлявшее приют бездомным женщинам и жертвам домашнего насилия.

Философова также принимала участие в создании ряда женских трудовых артелей, в частности женской издательской артели, тем самым реализуя на практике свою веру в женскую самодостаточность. После Революции 1905 года Философова присоединилась к новому официальному движению за права женщин. 

Она также ратовала за высшее образование для женщин. Благодаря кампании феминистского триумвирата правительство учредило высшие Бестужевские курсы для женщин. С возрастом взгляды Философовой стали более радикальными. Говорят, что она помогала изгнанным революционерам покинуть Россию. Исследовательница Рошель Голдберг Рутчайлд писала о Философовой: «Она всю жизнь оставалась увлеченной и пламенной феминисткой».

Вторая волна

Одри Лорд 

ЧЕРНАЯ ЛЕСБИЯНКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОИТЕЛЬНИЦА С ДАРОМ ПОДБИРАТЬ НУЖНЫЕ СЛОВА. США. 1934—1992

Одри Лорд была поэтессой, феминисткой, лесбиянкой, «воительницей», «Черной матерью», учительницей и библиотекаршей. 

Предметом ее поэзии, эссе и речей становились многочисленные неопределенности в ее жизни — приносимые ими существование, страдание и восторг. Для Лорд воплощение в словах множества своих граней было формой политики, способом изменить реальность. Однажды она сказала: «Если бы я не определяла саму себя, то оказалась бы раздавлена и поглощена фантазиями других людей». 

Лорд родилась в 1934 году в Нью-Йорке в семье мигрантов с Карибских островов. В детстве Одри изменила написание своего имени — теперь она была не Audrey, а Audre — и начала писать стихи. Она выросла и нашла работу в библиотеке и при этом продолжала писать. В 1968 году Лорд выпустила свой дебютный сборник стихотворений «Первые города» и получила возможность совмещать свое творчество с преподаванием в колледже Тугалу в штате Миссисипи.

Лорд брала человеческие переживания и превращала их в политическое оружие. Для нее поэзия была выражением идентичности черной женщины. В эссе «Поэзия — не роскошь» она писала: «Белые отцы твердили нам: „Я мыслю, следовательно, я существую“. А Черная мать-поэтесса внутри каждой из нас шепчет: „Я чувствую, значит, я могу быть свободна“».

Своим злейшим врагом Лорд считала молчание. Молчание допускало несправедливость, расизм и сексизм. Она же призывала нас говорить: «Каких слов вы еще не нашли? Что вам нужно высказать? Какую тиранию вам приходится сносить изо дня в день, пытаясь создать свою собственную до тех пор, пока это не отравит вам жизнь и вы не умрете, как и раньше, в тишине? Сегодня я здесь, и поэтому я — лицо ваших страхов. Потому что я — женщина, потому что я — черная, потому что я — лесбиянка, потому что я — это я, черная поэтесса-воительница, я делаю свое дело, и я пришла спросить: делаете ли вы свое?» 

Призывы Лорд к справедливости не утратили своей актуальности и по сей день. Она выступала за интерсекциональность и боролась за право заботиться о себе задолго до того, как это стало трендом в Instagram. «Забота о себе — не признак избалованности, это форма самосохранения, которое в свою очередь — политическое оружие», — утверждала она. 

Жизнь Лорд оборвалась в 1992 году. Она скончалась от рака, но ее труды, пророческие и неподвластные времени, дали будущим поколениям язык сопротивления. Она писала: «Новых идей не существует. Есть только новые способы донести их». Когда читаешь Одри Лорд, по венам будто бы проносятся молнии. Это способ чувствовать совершенно иначе.

Третья волна

Spice Girls 

GIRL POWER! ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ГРУППА ОСНОВАНА В 1994 ГОДУ

Что такое Girl Power? «Friendship that never ends»? Платье с Британским флагом на церемонии вручения премии BRIT Awards? Или группа двадцатилетних британок, чьи диски миллионами продавались по всему миру? 

С самого момента появления музыкальной группы Spice Girls в 1994 году ее участниц окружала критика. Активистки задавались вопросом, была ли группа отражением феминизма Третьей волны, вливающегося в популярную культуру, или же эдаким «обезжиренным» феминизмом — товарной версией дерзкой позиции «Grrrl» или попросту слащавой «Girlie» культуры, органично развивавшихся среди девушек.

Для некоторых феномен Girl Power был настоящим выражением независимости, эмансипации и женской солидарности. Подростки, растущие под «Wannabe», во все глаза следили за первой женской музыкальной группой, бросавшей вызов культуре мужских журналов 1990-х годов, — группой, гораздо более заметной и интересной, чем весь мир мужского брит-попа, группой, собранной из совершенно разных, хотя и сознательно сконструированных, характеров, призванных понравиться всем и каждому.

При этом в конце 1990-х Джинджер-Спайс Джери Холлиуэлл стала послом доброй воли ООН и совместно с Международной организацией Мэри Стоупс выступала за распространение сексуального просвещения среди подростков и привлечение внимания к теме сексуального здоровья. 

Но если посмотреть на Spice Girls с большим цинизмом, не была ли группа местью постфеминизма? Жестоким, насмешливым доказательством того, что до сих пор в борьбе за равенство женщинам не хватало лишь показать миру «пис» и нанять хитрого пиарщика. Такие феминистки, как Кейтлин Моран, обвиняли группу в разрушении феминизма, утверждая, что идейный посыл поп-звезд был ложным.

В 2011 году Моран высказалась о группе в The Guardian: «Вы действительно будете говорить мне как женщине, что есть две вещи, которые пойдут мне на пользу: 1) чувство, что я должна снова начать носить мини-юбки и 2) верная-преверная дружба? И в обмен на это вы просто вычеркнете феминизм лет так на десять? Нет уж, спасибо!» 

Girl Power — один из первых случаев, когда корпорации осознали, что феминизм можно продавать. Но вместе с тем это еще и отличный вдохновляющий слоган для юных поклонниц Spice Girls, который до сих пор пробуждает в некоторых из них теплые воспоминания.

Четвертая волна

Femen 

ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ АКТИВИСТКИ. УКРАИНА. КОЛЛЕКТИВ ОСНОВАН В 2008 ГОДУ

В объективе видеокамер молодая длинноволосая блондинка, из одежды на которой только красные шорты. Она спиливает четырехметровый деревянный поклонный крест бензопилой. Это Инна Шевченко, участница радикальной женской организации, выступающей против патриархата, религии и проституции. На протесты и акции они всегда выходят топлес. С момента основания FEMEN проводили протесты на Неделе моды в Милане, площади Святого Петра в Ватикане, Международном экономическом форуме в швейцарском Давосе и чемпионате Европы по футболу 2012 года. 

Организация FEMEN была основана в Украине в 2008 году тремя подругами — Анной Гуцол, Оксаной Шачко и Александрой Шевченко — с целью создать женское объединение, поддерживающее дух недавней Оранжевой революции. Изначально активистки выступали против секс-туризма, распространенного в Украине, и на одной из акций вышли на улицы, в знак протеста повесив на себя ценники. 

Несколько лет спустя FEMEN провели свою первую топлес-акцию, принесшую им международную известность. Увидев, какой фурор произвел их протест в СМИ, активистки пришли к выводу, что это — самый эффективный способ заставить общественность прислушиваться к ним.

FEMEN считают, что, демонстрируя свои полуобнаженные тела, они возвращают женщинам их тело, которое раньше принадлежало патриархату и которое он эксплуатировал, проституировал и из которого извлекал выгоду. 

FEMEN организует специальные группы, где девушек учат драться и препятствовать задержанию. Участницам этих групп угрожали смертью, а некоторые из них рассказывали, что их даже похищали. В 2013 году Амина Тайлер из Туниса выложила фотографию с обнаженной грудью на Facebook в знак солидарности с FEMEN. После чего исламский лидер Алами Адель выпустил фетву, заявив, что девушку необходимо наказать ста ударами плетью, а затем забить камнями до смерти. 

Некоторые критики выражали разочарование тем, что женщинам приходится обнажать грудь, чтобы сделать политическое заявление. К тому же участниц организации обвиняли в том, что в их рядах присутствуют только стройные и привлекательные женщины. Из-за регулярных протестов FEMEN против ислама их также обвиняли в пренебрежительном и высокомерном отношении к мусульманкам. 

Во времена интернет-войн их реальные действия демонстрируют настойчивое и яростное лицо женского движения.

Мужчины-союзники

1. Джон Стюарт Милль

Союзник и вдохновитель британских суфражисток, Милль выступал за предоставление женщинам избирательного права. В 1869 году он опубликовал эссе под названием «О подчинении женщины», написанное в соавторстве с его женой Харриет Тейлор Милль. В нем он утверждал, что лучше всего на человечестве скажется прогресс всех категорий населения.

2. Леон Рише

В конце 1880-х годов Леон Рише оказался в центре парижского феминистского движения. Он основал феминистский журнал и совместно с главой суфражисток Марией Дерэм создал Французскую ассоциацию за права женщин.

3. Иеремия Бентам

Этот известный английский философ, родившийся в XVIII веке, был ярым сторонником равенства полов и утверждал, что именно оно лежало в основе его реформаторской деятельности на протяжении всей жизни.

4. Касим Амин

Египетского философа и юриста Касима Амина считают одним из первых профеминистов арабского мира. В начале XX века он выступал за освобождение женщин и их право на образование.

5. Фредерик Дуглас

«Право не имеет пола, истина не имеет расы», — утверждал аболиционист и суфражист XIX века Фредерик Дуглас. В 1866 году он, бывший раб, совместно с Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Энтони основал Американскую ассоциацию равных прав.

6. Джон Столтенберг

Радикальный профеминист, ученый и писатель, Столтенберг работал над проектами, в которых призывал мужчин не совершать сексуальное насилие и предотвращать его. Состоял в браке с Андреа Дворкин на протяжении тридцати одного года.

7. Патрик Стюарт

Известный британский актер также является послом Refuge, благотворительной организации по борьбе с домашним насилием.

8. Барак Обама

Самопровозглашенный профеминист. Первым законом, который Обама принял, став президентом, был Закон Лилли Ледбеттер, или Закон о справедливой оплате труда от 2009 года.

9. Джастин Трюдо

Канадский премьер-министр Джастин Трюдо любит напоминать миру о том, что он — профеминист. Заняв свой пост, он собрал правительство, наполовину состоящее из женщин, потребовал расследовать дела пропавших без вести и убитых женщин — представительниц коренных народов, а также призвал мужчин подвергать сексизм критике.

10. Адам Джонс

Ведущий канадский ученый Адам Джонс занимается изучением гендера в контексте международных отношений. В 2009 году он опубликовал работу под названием «Гендерные факторы: Эссе о насилии, мужчинах и феминизме в международных отношениях».

Мариса Бейт. Периодическая таблица феминизма. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. Перевод с английского Анастасии Любаевой. Содержание

Источник: Горький

Предыдущая статьяЧто может вызвать войну между США и Китаем?
Следующая статьяХищные фонды зарабатывают на кризисе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь