Как отмечает украинский экономист Павел КУХТА на своем блоге, „мировые финансовые рынки начало лихорадить, и Украине стало трудно брать в долг. В то же время ухудшающаяся конъюнктура цен на промышленные металлы — самую весомую статью украинского экспорта — вкупе с продолжающимся ростом цен на энергоносители привела к ухудшению состояния платежного баланса. Отрицательное сальдо баланса торговли, составлявшее в 2009 году всего $2 млрд, к 2011-му раздулось до $10 млрд, а к 2012-му — почти до $15 млрд».
Невозможность привлечения внешнего финансирования в достаточном объеме привела к тому, что золотовалютные резервы (ЗВР) за два последних года снизились на $10 млрд.
“У НБУ остается все меньше возможностей удерживать курс,— говорит управляющий активами компании “Кинто” Николай Мягкий.— ЗВР уже находятся ниже критических трех месяцев импорта и, что даже более важно, покрывают лишь 40% краткосрочного внешнего долга при признанной МВФ норме 100%”.
В сложившейся ситуации у украинского правительства нет альтернативы поиску внешнего “официального” кредитора. Вариантов всего два: либо согласиться на реформистские требования МВФ и вернуться к сотрудничеству с ним, либо договориться с Россией о снижении цен на газ. И в том, и в другом случае Украине удастся разрешить проблемы с платежным балансом и стабилизировать государственные финансы.
10 апреля завершилась очередная серия переговоров с МВФ. Главное в повестке — программа кредитования примерно на $15 млрд. Соглашение достигнуто не было, но стороны отметили “хороший прогресс” в переговорах. Вопрос остается открытым.