додому Соціум Патенты и исследовательская деятельность: мифы, которые поддерживает Big Pharma

Патенты и исследовательская деятельность: мифы, которые поддерживает Big Pharma

38
A person walks past the Pfizer Headquarters building in the Manhattan borough of New York City, New York, U.S., December 7, 2020. REUTERS/Carlo Allegri

Big Pharma работает в области интеллектуальной собственности. Эти компании получают от западных государств колоссальную помощь в виде прямых субсидий на производство и оборудование, либо за счёт баснословно дорогостоящих предзаказов на вакцины и медицинские препараты. Они пользуются открытиями и результатами исследований государственных центров и лабораторий.

Патентная система, интеллектуальная собственность – за этими словами прячутся механизмы, при помощи которых мегакорпорации защищают свои монополии. Особенно циничной эта система предстаёт в фармацевтической сфере, где компании из группы Big Pharma щедро пользуются общественными ресурсами для того, чтобы присвоить себе права на разработанные лекарства и удерживать цены на них на высоком уровне – пусть даже ценой здоровья и жизни миллионов.

 I-MAK, американская ассоциация адвокатов, учёных и экспертов в области здравоохранения, опубликовала доклад, развеивающий мифы о патентах, насаждаемые лоббистами корпораций. Big Pharma работает в области интеллектуальной собственности. Эти компании получают от западных государств колоссальную помощь в виде прямых субсидий на производство и оборудование, либо за счёт баснословно дорогостоящих предзаказов на вакцины и медицинские препараты. Они пользуются открытиями и результатами исследований государственных центров и лабораторий.

При этом гиганты фармацевтической индустрии вместе с их руководством, состоящим из предпринимательского лобби, с самого начала пандемии Covid-19 защищают неприкосновенность патентов под предлогом того, что это является наградой за медицинские исследования или «стимулом», необходимым для разработки новых лекарств и вакцин. Ну что ж, бизнес есть бизнес, в любой ситуации. Начиная с минувшей весны фиксируется всё больше случаев злоупотребления властью со стороны этих компаний.

Например, в числе многих других можно вспомнить инцидент с врачами больницы Brescia (Италия), которым грозило судебное преследование за изготовление подделок после того, как они с помощью 3D принтера создали недостающие клапаны для аппаратов ИВЛ. Big Pharma обратилась ко Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где её «ставленники» добились срыва программы обмена патентами на медицинские препараты, вакцины, методы лечения и все технологии, полезные в борьбе против коронавируса.

А теперь лоббисты взялись за Всемирную торговую организацию (ВТО), где богатейшие страны выступили против поступившего от Южной Африки и Индии предложения о временном открытом доступе к интеллектуальной собственности, благодаря чему лекарства и вакцины против Covid-19 стали бы действительно всеобщим достоянием, доступным по разумной цене для всего населения планеты.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации, когда над людьми повисла угроза глобального дефицита – а надеяться, что первых запасов вакцины, зарезервированных самыми богатыми капиталистическими странами, хватит для того, чтобы остановить пандемию на мировом уровне, просто невозможно, – пришло время развенчать некоторые мифы об интеллектуальной собственности.

Именно это предлагается сделать в отчёте, опубликованном в начале декабря I-MAK, американской ассоциацией адвокатов, учёных и экспертов в области всеобщего здравоохранения, которые выступают против системы патентов, препятствующей всемирному общественному благу. Мы изложили суть дела в пяти пунктах.

Миф № 1 : Для одного медицинского препарата производитель использует только один патент. Опровержение: Фармацевтические предприятия могут выпускать десятки, а то и сотни патентов для каждого из своих лекарств. Они патентуют активные вещества, а также дозировки, схемы лечения, типы болезней, которые можно лечить данным препаратом, и т.д. В среднем, по данным I-MAK, каждое лекарство из числа самых продаваемых в США защищено 131 патентом.

Миф № 2: Лекарственный препарат не может быть защищён патентом более 20 лет, после чего разрешается выпуск дженерика. Действительно, по американским законам, лицензия на инновационное средство действует в течение 20 лет, но, поскольку крупные предприятия регистрируют патенты один за другим – например, меняют дозировку, – они без труда выгадывают себе дополнительные года монополии. Фактически, средняя длительность защиты прав на интеллектуальную собственность для одного лекарственного препарата по ту сторону Атлантики достигает 38 лет.

Миф № 3: Чтобы получить настоящий патент, нужно что-нибудь изобрести. Это только в теории: необходимо, как нам твердят из каждого утюга фармацевтические компании, изобрести, создать что-то совершенно новое… На практике же всё совершенно по-другому, так как многие патенты касаются простых и незначительных изменений в предыдущих изобретениях.

Согласно исследованию Робина Фелдмена, опубликованному в 2018 году в научном журнале «Journal of Law and the Biosciences», 78 % медикаментов, защищённых в США новыми патентами, не имеют за собой ничего нового, и эта массовая «защита прав» особенно распространена среди сверхпопулярных препаратов, лекарств-бестселлеров, самой доходной продукции фармацевтической индустрии.

Миф № 4: Чем больше патентов, тем больше инвестиций – и следовательно, больше новых разработок. Всемирная организация интеллектуальной собственности и другие международные организации классифицируют страны в списке самых награждаемых за «инновации», по числу поданных и зарегистрированных патентов. Однако такая система классификации может дать лишь искажённый результат.

Самой не соответствующей действительности оказалась связь между патентами и инвестициями в свете того, что крупнейшие транснациональные компании, пускающие значительную часть прибыли на выплаты дивидендов или скупку своих собственных акций, подают заявки на патент для того только, чтобы как можно дольше сохранить монополию на тот или иной препарат, не вкладываясь при этом в новые исследования.

Миф № 5: Все изобретения в сфере медицины или биотехнологий происходят в частном секторе, поэтому естественно, что фирмы получают прибыли за счёт защиты интеллектуальных прав. Это, наверное, самая хрупкая легенда из всех – и она лжива не только для социалистических стран, а совершенно повсеместно!

В США, согласно данным рабочего документа Академии наук, техники и медицины, опубликованного в начале этого года, из 210 новых лекарств, получивших разрешение на эксплуатацию в период с 2010 по 2016 год, все без исключения получили государственную финансовую помощь на стадии исследования.

Весной 2019 года ВОЗ приняла резолюцию о прозрачности цен на лекарственные препараты и рекомендовала США ввести такую систему, которая бы принудила фармацевтическую индустрию открыть информацию о частных инвестициях в исследования, о маркетинговых расходах, а также о прямом или непрямом государственном финансировании (субсидии, налоговые кредиты, и т.д.), поступившем для разработки продукта.

В конце ноября, в рамках рассмотрения законопроекта о финансировании социального страхования (PLFSS), Национальная ассамблея Франции установила штрафы за нарушения в данной области. Однако таких мер недостаточно: мы добьёмся прозрачности по вопросам получения государственных субсидий, но у нас не будет доступа к информации о накрутке цен на лекарства с помощью патентов.

Автор: Тома Лемайё

Источник: L`Humanite

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я