додому Економіка Новый экономический курс

Новый экономический курс

20

Даниил МОНИН

Я никогда не помогал команде Тимошенко. В тоже время, я знаю, что на рынке Украины крайне мало проработанных концептуальных программ рассматривающих комплексное преобразование экономической парадигмы страны. Поэтому, я решил потратить много времени и детально изучить работу команды Тимошенко, пытаясь своим экспертный взглядом оценить видение одного из кандидатов в Президенты на экономическую политику Украины.
Новый экономический курс оказался большим системным документом на 400 листов, как по мне лучшим, из того что мне довелось читать от политиков за последние 2-3 года. Я провел его детальное изучение. Попробую озвучить основные концептуальные идеи:
1) Трансформация экономики из сырьевой в инновационную под управлением государства и раскрытие потенциала бизнеса, прежде всего МСБ. Государство – катализатор рыночных отношений.
2) Кланово-олигархическая система как главный тормоз прогресса должна быть преобразована в демократическую страну с низкими транзакционными издержками. Государство проводит активную работу по обеспечению правовых условий для создания и защиты конкурентной бизнес-среды
3) Расчётный показатель налоговой нагрузки на экономику не должен превышать 29% Ввп… Сейчас 40%, а с коррупционной рентой – ещё больше.
4) Из возможных путей достижения целевого ориентира по перераспределению ВВП (постепенное снижение нал. нагрузки, резкое снижение нал. нагрузки с применением стандартного набора антикоррупционных мер или смена принципа налоговой системы) – выбран последний вариант – Новая налоговая система.
5) Регламентируется принцип глобального изменения отношения к налогам. Вместо принципа ‘ренты’ налоги трактуются как плата за общественные услуги, оказанные гражданам.
6) Принцип Социальная рыночная экономика (который в последнее дни активно критикуется) взят у авторов Немецкого послевоенного возрождения 1948-1967 годов. ‘Рыночная экономика оправдана с экономической и моральной точки зрения только до тех пор пока она лучше и полнее, чем любая другая форма экономики обеспечивает оптимальное удовлетворение потребностей всего общества, когда она максимально обеспечивает номинальные доходы граждан реальной покупательной способностью.’ В целом, по моему мнению Китай запускал свою экономику подобными методами.
7) Регламентируется коренная смена концепции управления органов исполнительной власти – достижение максимальных для экономики и общества результатов с минимально возможными временными и финансовыми затратами
8) Новый смысл Министерства Экономического развития – Интеллектуальное ядро – лидер инновационного развития экономики.
9) Закрытие коррупционных схем, через которые выводятся бюджетные деньги, как первый приоритет для балансирования государственного бюджета
10) Переход на цифровое правительство – когда все объекты и процессы которыми оперирует правительство отображены в цифровой форме, интегрированы между собой и с процессами всех связанных внеправительственных структур. У гражданина – свой электронный кабинет, через который он ведёт коммуникации с органами власти. Вообще документ имеет прекрасные кейсы по применению различных цифровых технологий в разных странах мира.
11) Оптимальная система налогообложения это компромисс фискальной, регуляторной и социальной функции, где ускоренный рост экономики (цель 7+% в год) и её и структурная перестройка на инновационную модель в главных приоритетах.
12) как я описал в пункте 4 – выбран путь новой налоговой системы, Основные её тезисы:
– Смена налога на прибыль – налогом на распределеную прибыль
– отмена НДС и переход на аккумулированный налог с последней продажи. Этот термин требует расшифровки. Он аккумулируется при при перепродажах, но платится только на последнем этапе. Возмещения при экспорте – нет. Оценочная базовая ставка 15% основная и 5% пониженная. (в целом данный пункт требует расшифровки как это реально должно работать). Другим вариантом замены НДС может быть введение налога на покупку.
– отмена ЕСВ и переход на личное Социальное страхование жизни
– отмена Админ платежей и платежей доступа к гос. Реестрам
– остаются Акцизы, Рента, налог на недвижимость.
– упрощенная система остаётся но подвергается модификации.
Фактически с отменой НДС и запуском налога на выведенный капитал предлагаются лучшие в мире условия для работы для производителей. Именно такую модель мы сейчас прорабатываем в сотрудничестве с Украинским Институтом Будущего, для глобальной Трансформации и прыжка Украины вверх.
13) Формирование Бюджетной стратегии и переход на 3-х летнее, а потом и на 5-ти летнее бюджетное планирование.
14) Энергетическая независимость и переход к конкурентных энергорынкам.
15) Реализация транспортно-логистических проектов как драйверов Экономики.

Исходя из всего этого вот что я хочу ещё добавить.
Тут не стоит вопрос хороша или плоха эта программа. Она несомненна хороша, я бы сказал – лучшая на текущий момент, некоторые моменты спорные, но по либерализации экономики, вполне может конкурировать с Законопроектом 3357 (о налоговой либерализации которую нам не удалось провести в конце 2015 года).

Поэтому единственное, о чем может идти речь – так это о том, чтобы любой политик, который придёт к власти – наконец начал реализовывать подобную программу и не остановился на пол пути и не откатил все назад из-за обстоятельств и не превратил весь этот труд экспертов в политический блеф!

Более того, я жду появления подобных (возможно в меньшем объёме) системных документов – взглядов на будущее от других политических партий, проектов и экспертных групп. Украина уже по горло наелась популистических лозунгов. Пришло время конкурировать идеями возрождения Украины! Начало положено!

попередня статтяФінанси співають… Монети синів Костянтина Великого
наступна статтяИтоги недели на оккупированных территориях востока Украины: “выборы” и устранение “кандидатов”, интервью Курта Волкера и новые приключения “украинской ДРГ”

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я