Илья БЕЙ
На минувшей неделе обсуждение Стамбульской конвенции о предотвращении насилия в отношении женщин в Болгарии приняло черты резкого противостояния сторонников традиционных ценностей (среди которых – подавляющее большинство религиозных организаций Болгарии) и ценностей либеральных. Однако отнюдь не потому, что насилие в отношении женщин является традиционной чертой болгарских жизненных устоев.
Из-за чего сыр-бор
Дело в том, что, по мнению местных религиозных деятелей, Стамбульская конвенция впервые на международном уровне искажает понятие «гендер». Теперь под «гендером» предлагают понимать не пол – женский и мужской, а «социально закрепленные роли, поведение, деятельность и характерные признаки, которые определенное общество считает надлежащими для женщин и мужчин». Именно поэтому против ратификации Конвенции болгарским парламентом выступают и Св. СинодБолгарского патриархата, и Главный муфтият Болгарии, а также Болгарская епископская конференция католиков и болгарские протестантские Церкви.
Но звучат голоса и за ратификацию: например, еврейские общественные и религиозные организации Болгарии, хоть и говорят, что дискуссия о конвенции политизирована, а общество недостаточно хорошо информировано о содержании документа, ратификацию поддерживают. В академических кругах также звучат голоса за конвенцию. Так, в пятницу было опубликовано открытое письмо, подписанное уже сотней болгарских ученых, и сбор подписей продолжается.
Всеукраинский совет Церквей еще весной выступил против ратификации Стамбульской конвенции. Депутаты Верховной Рады учли мнение Церквей и в декабре приняли Закон «О предупреждении и противодействии домашнему насилию», изъяв из него понятие «гендер» и заменив его другими формулировками. Таким образом, опыт Украины показывает, что при наличии желания с обеих сторон – Церквей и политиков – вопрос решается весьма спокойно.
Но, по мнению большинства опрошенных мной болгарских экспертов, все скандалы вокруг конвенции используют документ исключительно как предлог, радикализируя общественное мнение до предела.
Хроника недели
В ночь с понедельника на вторник на здании парламента в Софии были прожектором выписаны имена 23 женщин, убитых вследствие домашнего насилия. По данным Болгарского Хельсинкского комитета, в Болгарии от домашнего насилия страдает каждая четвертая женщина.
23 января представитель БПЦ архимандрит Дионисий заявил в эфире телеканала «Нова телевизия»: «Во-первых, Совету министров, который проголосовал за это [т. е. ратификацию Стамбульской конвенции], следовало бы запретить посещать храмы Болгарской Православной Церкви, если предложение о ратификации Стамбульской конвенции не будет отозвано… Что касается народного представительства [т. е. депутатов парламента], то те, кто позволил себе голосовать за нечто подобное, должны тотчас быть отлучены от Церкви».
На следующий день Св. Синод выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что архимандрит Дионисий «инициировал судебные разбирательства в отношении Болгарского Патриарха Неофита и Ловчанского митрополита Гавриила, в связи с чем в отношении него было заведено церковно-судебное дело, и он находится под запретом совершать священнодействия. Архимандрит Дионисий не может быть и не является выразителем позиции Св. Синода».
Однако позиция Синода в этом отношении уже не важна, ведь заявление архимандрита разлетелось по всей стране.
Сайт «Днес» сообщает, что председатель Народного собрания (спикер парламента) Цвета Караянчева организовала общественную дискуссию о законопроекте в Софийском университете, куда были приглашены депутаты, представители исполнительной власти, неправительственные организации и эксперты, а также представители Церкви.
От имени Св. Синода в Большом актовом зале ректората во время обсуждения выступил митрополит Киприан. По его словам, «конвенция – это средство насаждения чуждой нам системы, и новый перевод конвенции на болгарский язык не изменит ничего ».
После его высказывания часть присутствующих освистала архиерея, а тот прервал выступление и покинул зал вместе со всеми остальными представителями Синода.
Также во вторник Св. Синод призвал всех верующих к «молитвенной мобилизации», опубликовав призыв к усердной молитве против принятия Стамбульской конвенции: «Памятуя слова Господа «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5) в эти тяжелые дни испытания веры и совести Православного болгарского народа, Св. Синод призывает Православный болгарский народ в усердной молитве испросить Божию помощь, дабы не была принята Стамбульская конвенция, которая, по нашему мнению, приведет к «духовной смерти народа», и единогласно ПОСТАНОВИЛ:
Чрезвычайно, ежедневно во всех храмах и монастырях в диоцезе Болгарской Православной Церкви – Болгарский патриархат служить молебен ко Св. Богородице.
Обращение Св. Синода относительно ратифицирования Стамбульской конвенции должно быть прочитано после св. Литургии с церковного амвона 28 января сего года – в Неделю мытаря и фарисея».
Впрочем, два года назад митрополит Западно- и Центральноевропейский Антоний как официальный представитель БПЦ принимал участие в международной конференции в поддержку Стамбульской конвенции, организованной Ассоциацией женщин-адвокатов под патронатом болгарской омбудсвумен Майи Маноловой.
Рука Москвы
Я не обладаю прямыми доказательствами вмешательства Москвы в болгарскую дискуссию вокруг ратификации – это дело компетентных служб. Однако взглянув на эту тему в краткосрочной перспективе, вооружившись к тому же вопросом «кому выгодно?», мы с легкостью найдем заинтересованное лицо.
Итак, уже поведение БПЦ БП в связи с Критским собором (неучастие, заявление Синода, согласно которому Собор не является «ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным») свидетельствует, что БПЦ БП танцует под московскую дудку (об этом говорят и сами болгары).
Однако и нынешняя шумиха на руку только Москве. Какие же она получает от этого бонусы?
1. Первый бонус получает Московская патриархия, которая сумела доказать свою эффективность во внешней политике (во-первых, сумев организовать широкомасштабное обсуждение вопроса; во-вторых, добившись отсрочки рассмотрения: премьер-министр Бойко Борисов заявил, что ратификация на следующей неделе не будет выноситься на обсуждение). Однако этот бонус надо воспринимать на фоне того, что в Украине парламент принял закон о предупреждении насилия без нагнетания истерии Церквами: религиозные деятели спокойно договорились с депутатами о внесении соответствующих поправок. Но такой спокойный сценарий в Болгарии не дал бы плюшек Москве.
2. Следующий бонус получает собственно Россия (РФ), поскольку так она демонстрирует возможности своего манипулятивного влияния на общественное мнение в стране, входящей в Евросоюз, причем добиваясь как минимум отсрочки рассмотрения брюссельского предложения.
3. Населению и Болгарии и России для укрепления «скреп» напоминается о том, кто является «основных врагом института семьи» – Европейский союз. Таким образом, создается образ общего врага Болгарии и России. Похоже, особенно на фоне состоявшего визита Патриарха Кирилла (Гундяева) в Румынию и будущего – в Болгарию, Россия пытается выстроить некую «православную ось» для «противостояния западным ценностям».
4. Вовлекая БПЦ БП в конфликтую дискуссию, Моспатриархия провоцирует оппонирующую сторону опубликовать неприглядные факты из жизни болгарских иерархов для получения дополнительного компромата на архиереев БПЦ МП.
Впрочем, прием отвлечения внимания от чего-то другого, более важного – хорошо известный политический прием. Стамбульская конвенция переключила на себя внимание с протестов против застройки национального заповедника «Банско» (прокатились сразу по десяти городам), где концессионер намеревается начать строительство еще одной канатной дороги, что вызвало возмущение экологов, а вслед за ними – и все неравнодушных.
…В общем, в матче Москва-Константинополь Патриарх Кирилл ведет со счетом уже 6:0.
Взгляд философа
Сложившуюся в Болгарии ситуацию прокомментировал болгарский философ, д-р Смилен Марков:
«Хотя Болгария давно подписала Стамбульскую конвенцию, ее тема начала обсуждаться сразу после того, как правительство предприняло шаги для ее ратификации в начале этого года. Критика исходит от так наз. «Объединенных патриотов», коалиции партий с сильным националистическим уклоном, чья риторика основывается на национальных сентиментах, но эка коалиция подозревается в отношениях с коммунистической олигархией и российскими службами.
Коалицианты заявляют, что принятие конвенции приведет к признанию так называемого «третьего пола». Эта «новость» тут же была опровергнута экспертами, поскольку в тексте никакой «третий пол» не упоминается. Сразу после этого «патриоты» выдвинули тезис, что даже если «третий пол» в тексте не упоминается, понятие «гендер», употребляемое там, неминуемо приведет к признанию пола, отличного от мужского и женского. Согласно им, упоминание «нестереотипных гендерных ролей в конвенции» означает, что она следует «гендер-идеологии», по которой биологический пол является фикцией и подлежит модификации. Вдруг все консерваторы стали специалистами по Джудит Батлер. К этому хору сразу подключились различные представители «новой консервативной волны», которые не могут упустить возможности высказаться в защиту традиционных ценностей и против «испорченности, исходящей от либерального и левого Запада».
Необходимо отметить, что особенно в Болгарии именно коммунистический режим привел к серьезному распаду традиционных ценностей, и сейчас болгарское общество гораздо более толерантно к ряду нетрадиционных ценностей и практик в отношениях между мужчинами и женщинами, чем западные. Для этого достаточно заглянуть в статистику абортов и разводов в Болгарии – стране, занимающей одно из первых мест по этим показателям в Европе. То же относится к возрасту первого сексуального контакта, проституции и т. д. То есть призыв защищать традиционные ценности от нравственно разложившегося Запада звучит совершенно нелепо. У больших групп населения (в частности, представителей ромского меньшинства) ранние браки и продажа девушек с целью брака – весьма распространенное явление, и конвенция лишь призвана ограничить подобные действия.
В набирающем обороты скандале тут же зазвучал ряд непрофессиональных высказываний и преувеличенных фактов. Согласно некоторым, понятие «социальная роль пола» – новое в болгарском законодательстве, хотя оно было принято еще в 2016 г. в Законе «о защите от дискриминации». Согласно другим, искоренение стереотипов, приводящих к насилию над женщинами, означает пропаганду гомосексуальной ориентации. Может сложиться впечатление, что большинство болгар – латентные гомосексуалисты, которые сразу раскроются и введут «новый порядок» в стране, как только само понятие «гендер» войдет в законодательство.
Следует отметить, что это понятие действительно не имеет адекватного перевода на болгарский. Оно используется в узких гуманитарных кругах и часто нагружено коннотациями различных феминистических социокультурных парадигм. В своей статье, посвященной документам Критского собора, я обратил внимание, что в английском варианте текстов собора встречается понятие «гендер» – в контексте того, что Церковь выступает за различные роли обоих полов, тогда как в русском тексте говорится о «поле» (и там используется выражение не «гендерные роли», а «положение полов» – что, в сущности, означает достаточно разные вещи). Это не помешало Синоду БПЦ БП утверждать, что «гендер» подменяет биологический пол и несовместимо с христианской моралью. Но разве отцы на Крите выступили против христианской морали?! Ранее Болгарская Церковь одобрила соответствующий документ Собора в рамках предсоборного процесса и не возражала против этого понятия. Теперь же Болгарская Церковь выступила со специальным заявлением, которое представляет собой попытку сделать юридический анализ документа. В нем говорится, что конвенция «открывает врата ада». А еще в 2015 г. Западноевропейский митрополит Антоний высказался в поддержку Стамбульской конвенции.
Конечно, Церковь имеет право критиковать. Но эта критика должна отталкиваться от ясных богословских критериев и быть по существу. Если она основывается на фейковых новостях, инсинуациях и неуклюжем юридическом анализе, ее голос обессмысливается. Еще хуже, что проблема насилия над женщинами в Болгарии – очень острая. Пусть никто так не заявляет прямо, но в обществе складывается впечатление, что Церковь этой проблемой не интересуется серьезно. Многие спрашивают: не лучше ли было провести молебен за женщин-жертв насилия, коль скоро есть свободный «молитвенный ресурс».
Ожидается, что Болгария ратифицирует конвенцию, но в следующий раз – после отсрочки. Возникают сомнения, действительно ли в стране есть воля реализовать положения, которые приведут с сокращению домашнего насилия.
Ресурсы, которые охотно распространяют фейковые новости и острее всего выступают против ратификации конвенции, обычно транслируют мессаджи российской пропагандистской машинерии, так называемые «гибридные новости». Это, как и стиль аргументации, дает основания подозревать «гибридное» происхождение всей кампании. Известно, что у России есть проблемы с членством в Совете Европы, и что она, вероятно, будет из него исключена. Поэтому выступление Болгарии против Стамбульской конвенции пойдет Москве на пользу. Вместе с тем, эта кампания показывает, как за несколько дней огромные части общества могут быть мобилизованы против внешних врагов – всегда с Запада, всегда «антиправославных»”.