Владимир МУЛЯРЧУК, Центр исследований проблем гражданского общества
В четверг, 18 января Верховная Рада Украины приняла законопроект № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». «За» проголосовало 280 народных депутатов, 36 нардепов проголосовали против, 33 – не голосовали, 2 воздержались. В партии «Блок Петра Порошенко» документ поддержало 123 депутата, в «Народном фронте» – 76, «Самопомощь» – 22, «Радикальна партия Олега Ляшко» – 17, «Батькивщина» – 15, «Воля народа» – 10 депутатов. Депутаты «Оппозиционного блока» и «Видродження» голосовали «против».
Верховная Рада Украины начала рассматривать закон во вторник, 16 января. Некоторые политические обозреватели и журналисты обратили внимание на тот факт, что в тот же день в 2014 году парламентом был принят пакет законов, которые вошли в историю как «Законы о диктатуре», которые сразу же были подписаны Виктором Януковичем.
Что касается законопроекта № 7163, то ключевым здесь является признание Российской Федерации государством-агрессором, определение территорий, которые являются оккупированными и четко устанавливает, что вся ответственность за нанесение любых материальных и нематериальных убытков возлагается на страну-агрессора. Вместо АТО будет употребляться термин «самооборона» (меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии). Закон уполномочивает Министерство обороны определять по представлению Генштаба ВСУ границы временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях. Документом предлагается признать оккупированной территорию, прилегающее территориальное море и воздушное пространство в пределах ОРДЛО, где вооруженные силы РФ и оккупационная администрация установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль РФ.
Согласно закону, вместо штаба антитеррористической операции (АТО) для сдерживания и отпора российской агрессии на Донбассе будет создан объединенный оперативный штаб Вооруженных сил. Предусматривается, что на штаб будет возложено непосредственное руководство силами и средствами ВСУ, других военных формирований, МВД, Нацполиции и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, которые привлекаются к мерам по обеспечению безопасности и обороны. Также на штаб возлагается координация и контроль деятельности военно-гражданских администраций, а в случае их создания в условиях военного положения – военных администраций. В законе указывается, что президент Украины получает право на использование ВСУ и других военных формирований для сдерживания российской агрессии, а также для обеспечения государственного суверенитета над временно оккупированными территориями.
В преамбуле закона говорится об оккупации Крыма и Севастополя, а датой начала оккупации называют 20 февраля 2014 года. Почти все акты, принятые оккупационной администрацией РФ признаются недействительными и такими, которые не создают правовых последствий, исключением являются документы о рождении или смерти человека на временно оккупированных территориях.
Законопроект имел 673 правки, но большинство из них не набрали даже 100 голосов. Во вторник, утром под Радой возникла драка между активистами организации «Стоп реванш», которые жгли шины и флаг России и полицейскими. Столкновения начались после того, как пожарные попытались погасить огонь, а полицейские – оттеснить активистов от огня. Потасовки произошли прямо возле палаток сторонников лидера «Движения новых сил» Михаила Саакашвили. Организаторами марша также являлись такие организации, как «Свободные люди», «Национальный альянс», «УНА-УНСО», «Украинская народная рада Донецкой и Луганской областей» и другие. Во время столкновений правоохранители использовали слезоточивый газ. В батальоне «Донбасс» объяснили, что принесли шины и подожгли их одновременно с российским флагом.
Что думают про закон «о реинтеграции» в экспертном сообществе?
Среди политических аналитиков существуют разные мнения об этом законопроекте. Политолог Алексей ЯКУБИН считает, что рассмотрение закона «о деоккупации Донбасса» является попыткой отвлечь внимание общества от критики, которая все чаще звучит со стороны европейских и американских партнеров по поводу закона об Антикоррупционном суде. Он отметил, что, немало норм законопроекта «о реинтеграции» вызывали критику со стороны многих международных партнеров, которые пытаются разблокировать минский процесс, а принятие законопроекта усложняет ситуацию в выполнении тех самых минских соглашений. Якубин не исключает, что позже в закон будут внесены некоторые изменения. Ещё одним опасным моментом в законопроекте с точки зрения минского процесса эксперт назвал термин оккупационных администраций относительно «ЛНР» и «ДНР». Если это оккупационные администрации, возникает вопрос, что Киев не может вести с ними переговоры. Получается, что Киев должен вести переговоры с тем, кто является субъектом и в данном случае, инициатором оккупации.
Директор Центра политических исследований «Пента» Владимир ФЕСЕНКО назвал принятие закона «о реинтеграции» правильным решением, но признал, что к кардинальным изменениям на Донбассе он не приведет. Эксперт подчеркнул, что «надо понимать, что ни один закон, каким бы не было его название и содержание, не вернет нам Донбасс и Крым». Тем не менее, «закон решает ряд важных организационных и правовых вопросов. В частности, это замена раскритикованного режима АТО на административно-правовой режим, абсолютно легально позволяющий Вооруженным силам участвовать в боевых действиях и фактически их контролировать». Фиксация российской агрессии и признание факта временной оккупации отдельных районов Донбасса, по мнению Фесенко, важно, прежде всего, для внутриполитической ситуации, «ведь было много инсинуаций на тему, что руководство страны якобы не хочет признавать войну войной, Россию агрессором, а также факт оккупации». В тоже время, он обратил внимание на тот факт, что термина «война» в законе нет, поскольку тогда возник бы вопрос – «а почему вы не вводили военное положение?». Соответственно, возникает вопрос о политической ответственности руководства страны. Поэтому для того, чтобы избежать поводов для новой дестабилизации, этого термина и нет.
Политический эксперт Андрей ЗОЛОТАРЕВ считает, что от принятия закона «о реинтеграции Донбасса» выиграют Москва, Вашингтон и Пётр Порошенко. «Сейчас все решают большие геополитические игроки, и, судя по всему, под их давлением мы видим то, что этот закон все-таки принимается. Очевидно, это прописано в «дорожной карте». Но этот закон, который должен был подвести правовую базу под реинтеграцию в состав Украины отдельных районов, он этого не сделал. Это — чисто политический документ. В выигрыше — Москва, Вашингтон и Петр Порошенко, который получает дополнительные полномочия» – отметил Золотарев.
Директор Института глобальных стратегий Вадим КАРАСЕВ на своей странице в «Facebook» написал, что «Закон предлагает введение ручного президентского управления военным положением. Ручного потому, что президент не столько реализует свои полномочия в рамках существующего законодательства, сколько для него выстраивается некая новая законодательная надстройка, вводящая дополнительные инструменты и расширенные полномочия для прямого управления в зоне военного конфликта». Кроме того, Карасев подчеркнул, что если состояние военных действий между Украиной и Россией и легализировано, то тогда в законе должны быть правовые последствия – это может быть разрыв дипотношений (как на этом настаивает «УКРОП»), блокада экономических отношений (позиция «Батькивщины»), введение визового режима и т. д.».
Глава организации «Майдан иностранных дел» Богдан ЯРЕМЕНКО заявил, что «Закон о деоккупации содержит один огромный негатив – положение о незаконном делегировании или отбирании полномочий у Верховной Рады и передаче их президенту. Президент в плане ведения войны получил право бесконтрольно принимать ряд решений, применять ВСУ, определять периоды начала кампании, границы зон, где проводятся боевые действия. Это может иметь серьезные последствия для внутренней политики в Украине». Кроме того, дипломат считает, что закон сомнительный и с точки зрения конструктивности различных подходов к оккупированному Крыму и части Донбасса. Если государственная политика Украины по деоккупации территории Донбасса заключается в создании институтов, то в ситуации с Крымом этого не предусмотрено. Тем самым, украинская власть фактически дает сигнал, что у нее нет планов по деоккупации полуострова.
Политолог Кирилл САЗОНОВ отметил два самых важных пункта, который дает закон на практике: «Первый – новый статус РФ в качестве агрессора ставит жирный крест на всех попытках этой страны и ее партнеров по ОДКБ влезть в Донбасс под видом миротворцев…. Международное сообщество теперь имеет не заявления, а четкую законодательную позицию украинской власти – Россия это агрессор. И именно в этом ключе теперь будут идти все переговоры и обсуждение санкций. Для украинской дипломатии и лоббистов интересов нашей страны это очень серьезный инструмент. Плюс, вопрос с поставкой любого оружия и военной помощи теперь решается вполне логично – как поддержка жертве российской агрессии. Там еще много бонусов для Украины. Второй пункт – признание территорий оккупированными… Мало кто знает, в каких рискованных условиях находилась наша страна, когда объявляла своими территории, которые были под реальной оккупацией. Украина юридически отвечала за все. За разрушенные мосты и дома, за грабежи, за отжатый бизнес, за преступление, связанные с насилием и за нарушение прав человека. За свет, газ, воду и прочие неудобства. А РФ формально в стороне – они называют конфликт внутриукраинским. Наше государство могло потом просто утонуть в исках, которые ЕСПЧ удовлетворял бы пачками… Теперь иски идут по другому адресу. Вместе с претензиями по нарушению прав человека и проблемам с гуманитарной ситуацией. За все отвечает оккупант и украинского закона для фиксации этого положения практически достаточно».
Некоторые политические обозреватели также обращают внимание на то, что после принятия закона вооруженные формирования на территории ОРДЛО больше не являются просто террористами, или боевиками «ДНР» и «ЛНР». Теперь они не просто террористы, или добровольцы из РФ. Согласно Закону, они – «военные формирования Российской Федерации» и «оккупационная администрации Российской Федерации», а значит «террористов» и «боевиков» официально можно называть наемниками Российской Федерации, а Захарченко – главой «оккупационной администрации РФ» в Донецке.
Мнения политиков
Фактически все проевропейские партии в Верховной Раде поддержали закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», несмотря на определенные разногласия, тогда как пророссийские силы выступили категорически «против». Хотя, еще в среду было не совсем понятно будет ли поддерживать президентский законопроект «Самопомощь». Депутат этой партии Оксана Сыроед заявляла, что данный законопроект противоречит Конституции. «Согласно Конституции Украины, ограничивать права человека мы можем только на основе закона о военном или чрезвычайном положении. Здесь же предлагается без введения военного положения, военной администрации вдоль линии соприкосновения предоставить полномочия вмешиваться в права человека». Лидер фракции «Самопомощь» О. Березюка говорил, что вариант нынешнего законопроекта о реинтеграции Донбасса не несет в себе необходимой информации и является «фейком», власть сделала «пустой» закон, который не отвечает ни на один вопрос. Но в четверг, 22 депутата «Самопомощи» все – же проголосовали «за».
Президент Петр Порошенко считает, что закон о реинтеграции Донбасса поможет вернуть Украине оккупированные территории политико-дипломатическим путем. «Мы будем продолжать прокладывать путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем. Это – ключевой сигнал соответствующего закона, который сегодня приняла ВР по моей инициативе» – написал Пётр Порошенко на своей странице в «Facebook». Президент также подчеркнул, что принятие этого закона является сигналом и для Донбасса, и для Крыма о том, что они – неотъемлемая часть Украины. Первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко эмоционально заявила, что «у адептов «Липецкой фабрики» теперь не осталось ни единого шанса продолжить свои рассусоливания и спекуляции».
По мнению заместителя главы фракции «Батькивщина» Сергея Соболева «итоговая редакция закона – это существенный шаг вперед, в сравнении с той законодательной базой, которая на сегодняшний день регулирует отношения с оккупированными территориями: Крымом, Севастополем и частью Донбасса. Поэтому наша фракция приняла решение голосовать в целом за этот закон». Политик напомнил, что «Батькивщина» тоже настаивала на включении поправки об упоминании конкретно России как агрессора. В тоже время, некоторые журналисты и политологи, которые сотрудничают с президентом, обратили внимание на то, что сама Юлия Тимошенко отсутствовала при голосовании.
Представители партии «УКРОП» в Верховной Раде заявили, что принятие парламентом проекта закона №7163 выгоден, прежде всего, власти и олигархам, но не украинскому народу. В политсиле подчеркнули, что в конечном варианте закона не были учтены принципиальные правки, без которых документ «лишь усугубит ситуацию – как на востоке Украины, так и в стране в целом». В качестве примера «УКРОП» приводит расширение полномочий президента, которые могут быть использованы им «не только для отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы и для массовых нарушений прав человека». Кроме того, в документе нет ни одного упоминания о необходимости определить уголовную ответственность коллаборантов. Также не учтена поправка о запрете торговли с временно оккупированными территориями, фактически узаконенной депутатами.
20 декабря депутат от «Оппозиционного блока» Юрий Бойко заявил, что голосование за законопроект о деоккупации Донбасса может сорвать обмен пленными. Бойко добавил, что фракция «Оппозиционный блок» против данного документа, поскольку это «беспредметная декларация», которая не приведет к миру. «Мы считаем, что голосование за этот проект может сорвать процесс обмена пленными. Надеюсь, что парламент будет ответственным перед избирателями, которые ждут мира, поэтому любые вещи, которые могут сорвать обмен пленными не должны появляться в сессионном зале», – сказал политик.
Лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук в четверг сказал, что «парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Вместо этого – широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализируемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий. Именно территорий – не людей». Он отметил, что «изъятие из текста законопроекта даже упоминания о Минских соглашениях продемонстрировало всему миру, что Украина не намерена выполнять взятые на себя в Минске обязательства».
Среди политиков, которые сейчас не находятся при власти и в парламенте тоже разные позиции по поводу данного законопроекта. Первый президент Украины Леонид Кравчук еще во вторник призывал принять этот закон, чтобы на законодательном уровне дать оценку агрессивным действиям Российской Федерации. Поэтому Кравчук положительно относится к этому документу, поскольку он позволяет «агрессора назвать агрессором, войну назвать войной, определить действия Украины, оценки, которые нужно дать России. Это должно быть решено на парламентском, законодательном уровне… Закон нужен. Хотелось бы, чтобы он был как можно более глубоким и всеобъемлющим, более качественным, однако не все законы являются идеальными. Но закон нужно принимать». Первый президент признает, что законопроект не содержит конкретных механизмов деоккупации Донбасса. Однако, по его мнению, их там и не может быть, потому что документ принимается «как интегральный», затем по его словам, должен быть принят еще ряд законодательных актов, которые дадут ответы на конкретные вопросы.
Лидер партии «Демократический Альянс» Василий Гацько не верит, что закон «о деоккупации Донбасса» поможет восстановить территориальную целостность Украины. Гацько отметил, что Россия и так не выполняет как украинское, так и международное законодательство. Политик допускает, что «закон о деоккупации формально и юридически может дать больше возможностей для украинских юристов и для Украинского государства на международном уровне», но сомневается, что именно законами сегодня осуществляется деоккупация. По его мнению, для того, чтобы Украина возобновила свою территориальную целостность, необходимо стать сильной, демократичной, неолигархичной и некорумпированной страной.