Домой Стратегия Культ индивидуализма. Как все мы стали его адептами

Культ индивидуализма. Как все мы стали его адептами

90

Бог умер. Океан метафизики вновь не имеет границ. Для всех верований и идеалов открыты новые горизонты возможностей. Ценности подверглись переоценке, переформатированию и перестройке, каждая новая ценность теперь сотворена по образу и подобию ее создателя – Индивида.

Мы обрели «свободу» судить самостоятельно, говорить все, что нам вздумается, верить во что угодно – вот что мы, в той или иной степени, обрели. И что же мы имеем? Видимую свободу, неотчуждаемые «индивидуальные» права, а также – в Америке – «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Позже распространилось ощущение «меня-это-не-волнует», со всем свойственным ему холодным и тупым равнодушием. Но «меня-это-не-волнует» на деле означает «меня-это-не-волнует-потому-что-меня-это-не-касается» – вот где доминанта непредосудимости сталкивается с моральным релятивизмом. Социолог Чарльз Смит, по результатам интервью с 230 молодыми американцами, обнаружил, что наиболее частой реакцией на простые вопросы о морали (например, об изнасилованиях, убийствах, воровстве) было замешательство.

Молодые люди не могли высказать ничего существенного даже по самым простым этическим вопросам. Общая позиция состояла в том, что моральный выбор является вопросом индивидуального вкуса, а сама мораль является лишь небольшой частичкой Индивида, размер которой определяет он сам. Многие респонденты отвечали так: «Каждый определяет это самостоятельно. Кто я такой, чтобы высказываться? Кто я такой, чтобы судить?»

Там, где мировоззрение, эстетические предпочтения, моральные императивы оставлены на личное усмотрение, мы имеем дело с ментальностью хипстеров, среди которых ценится беспристрастный нигилизм. Само слово «мораль» воспринимается отрицательно и повсеместно относится к консервативным убеждениям.

Однако культ индивидуализма переводит политику на другой уровень: мы все так или иначе становимся адептами его культа. Нам всем надели на глаза невидимые линзы, и теперь мы воспринимаем мир через деформированный и близорукий взгляд. Пытаться найти и убрать эти линзы также бессмысленно, как пытаться укусить собственные зубы, поскольку они встроены в нас.

Величайший миф нашего времени – это героический эпос Его Величества Суверенного Индивида «Подними-сам-себя-за-шкирку» (эта же самая метафора вдвойне убедительна, потому что является еще и базовым мифом, в котором заложено политическое выживание капитализма). Для поддержания доминирования этого культа не нужны явные последователи, поскольку он вплетен в саму ткань нашего существования.

Нам всем насадили культ индивидуализма в наших семьях, где нам говорили, что мы особенные, посредством «американской мечты» в школах, где от нас требовали определить направление своих интересов, через рекламу, которая предлагает нам самоопределение в потреблении, через капитализм, который учит нас тому, что успех – это победа в конкуренции с другими, а также посредством вездесущей модной и популярной психологии, которая призывает нас создавать собственную реальность.

Однако если бы каждый воспринимал себя центром вселенной, который может самостоятельно сотворить мир, ценности и значения, то цивилизация быстро скатилась бы в солипсизм, нарциссизм, мегаломанию и/или коллективное безумие. И хотя нас уже не удивляет, что все реже находится место для «мы», что же на самом деле такого плохого в объединенных «нас»?

Вместо этого не существует ни «мы», ни «нас», есть только я, снова я и еще раз я. Наша нация не единое целое, а какофония атомов, каждый из которых движется в соответствии со своим собственным ритмом, часто врезаясь друг в друга. Аксиомы Декларации независимости утратили свою священную ауру, а то, что нас объединяет… этого больше нет.

Сочетание эгоизма и рациональности – надменность, проистекающая из нашего самоприсвоенного звания единственного «рационального животного» – и есть фатальная ошибка западной цивилизации, просто мы об этом еще не знаем… или уже знаем?

Открытия в области нейробиологии, показавшие, что люди, в первую очередь, являются существами социальными, а также экологический кризис, требующий коллективных действий вне зависимости от различий в подходах и опасностей, которые таит капитализм, вскрыли пределы философии «выживания сильнейшего» и развеяли заблуждения относительно того, кем мы себя представляли. Это похоже на пробуждение после долгого галлюцинаторного сна, когда человек чувствует себя дезориентированным, напуганным, но, наконец, освободившимся. Потому что то, с чем мы столкнулись, является ничем другим, но кризисом идентичности, который заставляет нас переосмыслить само понимание человека.

Сложно идти против движения тотальной и извращенной культуры, которая постоянно отстаивает концепцию «человек человеку волк». Страшно осознавать себя, понимая при этом, что все, что ты знаешь – ложь. Наблюдая за тем, как возникает осознание того, что миф – это миф.

Вместе с тем, это лишь то, о чем буддисты говорят тысячелетиями: понятие «отдельного я» – это иллюзия, причем опасная, требующая к себе бдительного отношения, чтобы развеять это заблуждение и не растратить наш потенциал существ, способных к состраданию и обладающих совестью.

Наша концепция Индивида была рождена в контексте далекого XVIII века и ее время подходит к концу. В чем состоит новая парадигма человеческой природы, которая вытекает из мировых событий 2012 года и открывающаяся в грядущем 2013-м? Если мы продолжим терпеть проклятие необузданного индивидуализма, по всей видимости, это приведет нас к самоуничтожению.

Стефани Красноу, журналист и публицист

Источник: Adbusters

Перевод Андрея Азарина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь