додому ПОЛІТИКА Кто угрожает профсоюзным активистам?

Кто угрожает профсоюзным активистам?

35

Бернар Тибо, член административного совета Международной организации труда, оставляет работу в этом учреждении. В своем интервью он подводит итоги деятельности МОТ, а также говорит о вызовах международному профсоюзному движению сегодня. Тибо прекрасно владеет статистикой и приводит интересные факты: как увеличился за последние два года детский труд, сколько стоить убрать профсоюзного активиста в Латинской Америке, каково приходится профсоюзам в США и др.

Социальный прогресс не носит неизбежного характера. Во всём мире случаются периоды регресса в том, что касается соблюдения прав человека. МОТ является инструментом, необходимым в борьбе с этими пагубными тенденциями. Мы побеседовали с Бернаром Тибо, который занимал должность генерального секретаря профсоюза ВКТ с 1999 по 2013 гг.

Семь лет вы состояли в административном совете МОТ. Каким достижением за время вашей службы вы гордитесь?

Для меня была большая честь работать в этой организации, единственной в мире, которая защищает права рабочих и чей голос считается наряду с голосами других международных организаций.  В административном совете МОТ состоят 33 представителя профсоюзов из разных стран мира. Одновременно с гордостью я осознавал лежащую на нас ответственность. 

Если говорить о каком-то конкретном достижении, то мне хотелось бы вспомнить принятие конвенции 190. Этот документ был принят в 2019 году. Его цель – бороться с насилием и домогательствами на работе. Этот очень важный документ возлагает на государство и работодателей ответственность за принятие мер и наказание виновных случае подобных нарушений. Также в этой конвенции устанавливается связь с домашним насилием и насилием в рабочей среде.

Например, когда женщина подвергается насилию в семье, это отражается на её рабочей жизни. Казалось бы, очевидный факт. Но для официального его признания потребовалось время. Не все работодатели соглашались с нашей конвенцией. Но принять документ — это лишь пол дела. Нужно ещё обеспечить его исполнение и интеграцию в трудовое право. Спустя 2 года только 6 стран ратифицировали эту конвенцию, и среди них нет ни одного государства ЕС.

А чем вы больше всего разочарованы?

Как раз именно этим: разницей между декларируемый принципами международных конвенций и реальностью. Это разница ставит под вопрос доверие к МОТ как организации. Кстати, оно может стать фатальным, если на него не обращать должного внимания.

Откуда берётся такая разница?

Она касается всех текстов, выработанных МОТ. Теоретически, все глобальные международные договора обязательны к исполнению в момент их принятия. Но это не касается трудовых норм. Как это произошло в случае с вышеупомянутой конвенцией 190. Для её применения требуется ратификация. Нужно, чтобы страна задекларировала свою приверженность изложенным в ней принципам. Правительство государства должно взять на себя ответственность за её интеграцию в законодательство и обеспечить её применение.

Таким образом вторым этапом борьбы становятся именно это. Кстати, Франция с этой точки зрения показывает хорошие результаты. Из 190 конвенций и договоров, касающихся прав трудящихся, она ратифицировала 128. Тогда как, например, США ратифицировали только 14. И среди не ратифицированных являются ряд фундаментальных конвенций. Например, в этой стране работник не имеет право в индивидуальном порядке вступить в профсоюз.

В общих чертах, примерно половина населения мира проживает в странах, в которых не приняты конвенции, защищающие деятельность профсоюзов. Как я уже сказал, это США, а также Китай и большинство стран Ближнего Востока. Десятки тысяч профсоюзных активистов по всему миру ведут свою борьбу в тяжёлых условиях. И я восхищаюсь ими. Некоторые даже рискуют жизнью. В ряде стран Латинской Америки профсоюзных активистов просто безнаказанно убивают. Это стоит всего несколько сотен долларов.

Как можно усилить позиции МОТ?

Дать возможность организации накладывать санкции. МОТ существует уже более 100 лет. Нужно пересмотреть её прерогативы и имеющийся инструментарий. Тогда это организация сможет лучше преследовать свои цели.  Ведь содействие социальной справедливости – необходимое условия для установления мира. Как МОТ работает сейчас. К примеру, обращаются к ней профсоюзные активисты какой-либо страны с сообщением об использовании детского труда.

Всё, что МОТ может сделать – инициировать политические обсуждения по поводу нарушения. Но можно было бы, допустим, создать прозрачную межгосударственную комиссию, куда входили бы как работники, так и работодатели. Комиссия бы занималась расследованием по поводу установленного нарушения. И, разумеется, ей нужно дать полномочия накладывать санкции, а также предавать разбирательство максимальной огласке.

В 2016 году в своей книге «Третья мировая война – социальная» вы обозначили имеющиеся проблемы. На какой стадии это война сейчас, спустя год после пандемии?

Covid-19 усугубил имеющиеся тенденции. МОТ ещё до коронавируса забила тревогу по поводу неравенства, неуважение трудового законодательства, эксплуатации детского труда. Кстати, благодаря усилиям МОТ, последняя тенденция сильно уменьшилась за последние 20 лет. 

Однако теперь она снова растет. С начала 2020 года 160 млн детей принуждают к труду. В 2016 году эта цифра равнялась 8,4 млн. Пандемия усилила эту тенденцию. Детский труд – показатель уровня бедности их родителей. Так что исчезновение рабочих мест в результате пандемии только ухудшило ситуацию.

Ещё одно последствие санитарного кризиса – массовый переход на удаленную работу. Таким образом размылась черта между личной и профессиональной жизнью. Статистика показывает, что каждый четвертый удаленный работник трудится в часы отдыха, чтобы удовлетворить растущие производственные запросы. 40% работников не имеют медицинской страховки. Поэтому они обязаны трудиться, независимо от своего состояния здоровья.

Какова роль транснациональных корпораций в «социальной войне»?

Решающая. Сегодня в мире насчитывается примерно 80 000 транснациональных компаний. В них трудятся в общей сложности 250 млн человек во всём мире. Сфера их деятельности очень широкая. В целом каждый пятый работник в мире так или иначе завязан на транснациональные компании. Десять лет назад аналогичный показатель был один к четырём. 

Корпорации формируют ход мировой экономики. Это они получают прибыль от социального демпинга. Их политическое влияние, основанное на финансовом весе, превосходит влияния некоторых государств. Например, многие страны Африки обязаны подчиняться решениям транснациональных инвесторов, китайских или европейских.

Наивно было бы думать, что она лишь государственная воля может наладить социальный кризис в мире туда. Для его решения нужно противодействовать транснациональным компаниям. И МОТ могла бы взять на себя эту функцию, если бы ей дали возможность проводить санкционную политику.

Источник: L`Humanite


НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я