додому Стратегія Кишиневские власти нервничают

Кишиневские власти нервничают

119

Сергей ИЛЬЧЕНКО,
г. Тирасполь

И разговоры о формировании конституционного большинства, и заявление о готовности включить в органы исполнительной власти представителей оппозиции – прямое следствие неуверенности, которую испытывают нынешние кишиневские власти. Причины ее достаточно прозрачны. Во-первых, 28 мая состоится последняя попытка избрать президента. Ее провал означает повторные парламентские выборы.

Я почти не сомневаюсь, что ко второму голосованию коммунисты найдут хотя бы одно, а, скорее всего, даже несколько «слабых звеньев» в рядах оппозиции – депутатов, которые не покинут зал, и будут участвовать в голосовании за президента. Но неуверенность все равно есть. Голосование-то тайное! Устраивать цирк с демонстрацией заполненных бюллетеней перед опусканием их в урну, как это некогда проделали депутаты от покойной «Ласточки» – Блока «За демократическую и процветающую Молдову» коммунисты не решаться. В нынешней ситуации это был бы явный перебор, к тому же, результаты такого голосования будут успешно опротестованы в судебном порядке. А значит, остается элемент неопределенности – пойди, разберись потом, кто и как проголосовал.

Оппоненты коммунистов тоже ведут поиск слабых звеньев в их рядах, а нехватка хотя бы одного голоса за кандидата в президенты, скажем, 60 голосов за Зинаиду Гречаную и 61-й за альтернативного Андрея Негуцу означает новые выборы. Третьей попытки конституция Молдовы не предусматривает

Во-вторых, даже избрание президента еще не означает для компартии окончания проблем. При наличии 60 мандатов им, для нормальной законотворческой деятельности необходимо наскрести аж 7 дополнительных голосов. В противном случае работа парламента будет в значительной степени блокирована – коммунисты смогут принимать только ординарные законы. Им же до зарезу необходимо провести через парламент достаточно большой органический блок, обезопасив себя на будущее и закрепившись у власти.

В-третьих, компартия испытывает перманентный кадровый голод. В Молдове и так очень не густо с компетентными управленцами, а значительная часть возможных кандидатов явно или тайно поддерживает оппозицию.

У компартии есть опыт сотрудничества с оппозицией – в 2005 году Воронину удалось заключить союз со своим антиподом – Юрием Рошкой, лидером Христианских демократов. Этот союз оказался очень выгоден коммунистам и они охотно повторили бы свой тогдашний успех, пригласив на роль младшего партнера любую из трех оппозиционных партий. Но этот союз оказался роковым для ХДНП – старейшая партия Молдовы впервые не вошла в состав парламента – и даже не приблизилась к проходному барьеру, набрав три процента против проходных шести. Это был сокрушительный провал – традиционные избиратели ХДНП не простили Рошке союза с коммунистами, и ушли к его конкурентам. К тем самым партиям, которые сегодня вошли в состав парламента, завоевав в общей сложности 41 мандат. Лидеры этих партий помнят об этом и понимают, что союз с ПКРМ поставит крест на их политической карьере. Кроме того, у всех трех лидеров: Филата, Гимпу и Урекяна есть серьезные личные мотивы для того, чтобы не сотрудничать с коммунистами.

Повторные выборы, таким образом, оказываются довольно реальной перспективой. Анализ их возможного исхода приводит к выводам, далеко не радужным для компартии. Но даже если повторных выборов удастся избежать, альтернативой им становится непреодолимый парламентский кризис. Ситуация, в которой оказалась ПКРМ сильно напоминает известную шутку про охотника, который поймал медведя – а медведь, в свою очередь, собирается его съесть.

Что касается заявлений Воронина о приднестровской проблеме, как о питательной среде для румынской агрессии, и о том, что апрельские беспорядки в Кишиневе сыграли на руку лидеру Приднестровья Игорю Смирнову, то их трудно назвать иначе как метаниями и неудачным самопиаром. В основном, все это предназначено для российского потребителя. Кстати говоря, Воронин, по своему обыкновению, уже сменил одну точку зрения на другую, прямо противоположную. Сначала он заявлял, что массовые беспорядки 5 апреля инспирированы Бухарестом. Сейчас говорит, что у румын «менталитет не тот», что «они еще не доросли до этого» и кивает на «другие силы, которые участвовали в подготовке и проведении этой акции». Возможно, что через неделю-другую мы услышим об очередных ядерных чемоданчиках made in PMR, замеченных в руках участников беспорядков. Общий вывод не нов: к тому, что молдавский лидер говорит публично, не стоит относится слишком серьезно – его высказывания легко меняются и обычно слабо связаны с фактами.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я