Домой Социум «Я хочу жить здесь всегда»: почему активизм – это медленная украинская революция

«Я хочу жить здесь всегда»: почему активизм – это медленная украинская революция

1198

Киев, 16 марта 2016 года (Platfor.ma, Григорий МЕЛЬНИЧУК). Кто такие общественные активисты – и, главное, зачем они это делают? В патерналистском обществе, где вся власть принадлежала административным органам, им отводилась роль городских сумасшедших. Часто это действительно были разного рода нетривиальные личности с оригинальными, но малоосуществимыми идеями. Зачастую они сами не знали, как это воплотить – а потому запрос к властям идентичен детскому «Хочу вот это!» – а за счастье было, чтобы их просто выслушали и что-то там пообещали, без малейшей перспективы реальных действий. Это истории о кабинетных «предлагателях идей» – и здесь попахивает старыми советскими фильмами и чиновничьим нафталином. «Какая-то там общественность» – смело отмахивались чиновники старой школы, а некоторые пытаются так делать до сих пор.

Однако теперь у нас действительно появилась категория людей, которые небезразличны к будущему своих населенных пунктов и реально вкладывают время и ресурсы в их развитие. Это уже не «городские сумасшедшие», а часто профессионалы в своей отрасли или люди, сумевшие детально разобраться в сути процессов на основе лучших мировых практик. Многие из них делают это бесплатно – но кто-то получает гонорары, гранты, а то и работает в административных органах, потому просто назвать их волонтерами не выйдет. Ситуации, когда городские чиновники по вечерам или выходным засиживаются с коллегами и представителями общественных организаций за каким-то важным проектом, уже не в диковинку во многих городах Украины. В чем же суть этого явления – и к чему оно нас приведет?

До Революции достоинства у нас было четкое восприятие вертикали власти – как некоей всеохватывающей антисущности, «темной силы». Корни этого уходят в ментальный опыт времен СССР – внешней лояльности, глухого противодействия и создания «подушек безопасности»: как для себя, так и для своих родственников, особенно детей. Подобное отношение породило чувство отстраненности от процессов управления и развития городов – иначе говоря, жаловались на плохие дороги и разваленные троллейбусы друг другу на кухнях, и не более того. Решить проблему должна «власть», причем не только решить – но и догадаться о ее существовании!

Едва ли не ключевой глубинной реакцией на подобную отстраненность от управления родными населенными пунктами стала трудовая миграция.

-ads-

Не считая возможным построить свое будущее дома (создавать бизнес, реально влиять на развитие территории), люди стремились это осуществить в более удобных местах. Что интересно, огромная трудовая миграция самими мигрантами зачастую воспринимается как условно временная. Да, немало остается «временно постоянно» – но огромные средства они направляют на свою малую родину. Достаточно посмотреть на Западную Украину: полупустые населенные пункты, при этом – строительство огромных особняков.

В общем, работают «там» – но строят дома «здесь», в месте, которое считают родным. Такое свойство имеют и трудовые миграции внутри страны. Мы смеемся над анекдотами, когда жителя Киева спрашивают: «Вы киевлянин? – Да! – А что вы делаете в выходные? – Еду домой, в Жмеринку», но на самом деле колоссальная глупость не учитывать это, говоря о социально-экономических процессах. Это очень сильная традиция, и у каждого есть серьезный магнит малой родины, который тянет его в определенный город или село, которые он считает родным. Можно с полной уверенностью сказать, что такая привязанность к корням – черта украинского менталитета.

Вместе с тем украинцам необходимо понимать стратегию будущего – что будет дальше, – и здесь в силу длительного противостояния с «вселенским злом власти» люди также научились обороняться. Страх перед будущим вылился в том числе в покупку недвижимости в «потенциально лучших городах» – так, кто-то приобретает жилье в Испании и Германии, кто-то – в Болгарии и Польше, кто-то – в Киеве и Хмельницком. «Спасти своих детей, если будет совсем плохо здесь», – примерно такой является мотивация, и этот тренд также глупо сбрасывать со счетов.

Последние годы перед Революцией достоинства прошли под лозунгом «стабильность достигнута» – но как раз эта «стабильность» толкнула сотни тысяч людей двинуться с насиженных мест в поисках работы и лучшей жизни. Будущего не стало – а идеи временной эмиграции становились все популярней. Не на совсем – «до лучших времен», когда закончится «стабилизец». И это была уже не столько трудовая миграция, сколько бегство от «стабильности». Многие посматривали на Польшу – недалеко, но уже по-другому.

В идею членства в Евросоюзе в 2013 году мало кто верил, и даже когда украли эту мечту, протесты были не особо масштабными. Революция достоинства стала ответом на избиение протестующих – когда у многих пропало пусть призрачное, но ощущение безопасности. Это базовое отличие города от дикого поля, где полно угроз, – и, по сути, ответом на разгон студенческого городка стало городское восстание, чтобы вернуть «право на город». Все началось сначала, с базовых мотиваций. И почувствовав впервые за многие годы шанс изменить парадигму, что лучшая жизнь дома невозможна, украинцы сделали большее – произошла десакрализация власти.

Пала не только монополия власти на насилие, что произошло непосредственно во время Революции достоинства, – власть лишилась и монополии на формирование повестки дня, стратегии будущего. Возможность изменить будущее «у себя дома» вывела «на передовую» общественной активности людей, которые имеют очень сильные мотивации и – что главное – знают, как осуществлять изменения, способны, закатав рукава, это сделать. «Кто, если не я» – это уже не героическое воззвание к самому себе, а четкое осознание ситуации и собственных компетенций.

Итак, социально и экономически активные люди, которые годами зарабатывали и искали лучшей жизни вдали от дома или же были «внутренними эмигрантами», отстраняясь от влияния на развитие даже родного города, почувствовали шанс изменить ситуацию. Это наложилось на спад экономики – в Киеве, в Москве и в Европе уже так не заработаешь, как раньше. С другой стороны, многие «заробитчане» успели собрать некоторые средства – как стартовый капитал. С третьей – эволюция поколения: это уже не молодые энергичные люди, питавшие энергией фронтиры больших городов и территорий, а вполне состоявшиеся личности со своими ценностями – и все той же привязанностью к магниту малой родины.

Жители Чернигова, вернувшиеся из Киева, киевляне, возвратившиеся из Польши, днепропетровцы, раньше часто считавшие, что в их родном городе можно только зарабатывать – а дальше лишь уехать – всех их объединяет осознание выбора «Я буду здесь жить всегда». Это позиция с очень мощной мотивацией, подкрепленная приобретенными вдали от дома компетенциями. Ту же позицию занимают и сознательные колонизаторы – переселенцы с Донбасса, дауншифтеры, переезжающие в села, иностранцы, выбравшие Украину своей новой родиной.

«Я буду жить здесь всегда» – это и есть настоящая децентрализация. Не просто децентрализация власти – а децентрализация экономики, децентрализация социально-экономической активности. Лучшие люди теперь работают не только на центр, не только на большие города – а, значит, между полисами начинается настоящая конкуренция. Более того – общины будут осознанно привлекать к себе определенных людей.

Это формирует в обществе запрос на новые институции и преобразование существующих. Создаются всевозможные рабочие группы, общественные советы – например, в области стратегии развития, транспорта, благоустройства. Это люди, которые приняли парадигму «Я буду жить здесь всегда» – и при этом в своей территориальной общине признаются их компетенции в этой сфере. Если компетенций не хватает – такие советы уже сейчас приглашают внешних экспертов, но те лишь советуют, уважая право общины определять решение.

Следующий тип структур – бизнес-клубы, посвященные развитию городов, по сути – аналоги купеческих собраний начала ХХ века. После периода первичного накопления капитала в XIX веке богатые люди городов занялись их развитием – благоустройством, созданием инфраструктуры, городским планированием. Парки и другие заведения купеческих собраний были образцовыми – а бизнесмены не только получали возможность с удовольствием жить там, где зарабатывают, но и уважение, а то и защиту со стороны горожан. Листая страницы истории многих городов, практически в каждом можно найти «отцов города» – людей, сформировавших их такими, какими мы их знаем.

Осознание «Я буду здесь жить навсегда» ставит очень высокую планку требований. К инфраструктуре городов, к общественным правилам, к благоустройству, к безопасности, к медицине, образованию, культуре – всему, что формирует такое понятие как качество жизни.

Для таких людей это уже не просто города, где можно хорошо зарабатывать и комфортно жить самому – это собственный дом, где должно быть удобно и семье. Обязательной является перспектива для детей именно здесь – иначе никак, здесь не может быть компромиссов. Мотивация сказать собственным детям «Я это сделал – и мы остаемся жить здесь» – очень мощная.

Серьезные трансформации ожидают те органы, которые мы привыкли называть «городская власть». Сакральность власти разрушена – и теперь это лишь городские администрации, к которым, как к управляющим компаниям, ставят очень высокие требования горожане-собственники. Люди, которые для себя решили «Я буду жить здесь всегда», – и есть настоящая власть, которая нанимает и контролирует администрацию, функции которой – быть модератором общественных процессов, и не более.

Этот большой процесс самоопределения и самоосознания уже запущен. Где-то он идет быстрее, где-то медленнее, но он уже необратим. Это и есть медленная украинская революция, движимая высвобождением мощных внутренних энергий и реализацией глубинных мотиваций. Благодаря этому все больше людей видят будущее здесь – и включаются в этот снежный ком. У этой страны есть завтра – но оно наступает не мгновенно.

Предыдущая статьяВзгляд из Британии: стратегия России и реакция Запада
Следующая статьяМодели нелиберализма в Центральной Европе. Беседа с Антоном Шеховцовым

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь